Совладать с "железным конем": Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали
Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Совладать с "железным конем": Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Тем, кто только решил обзавестись велосипедом, стоит учесть множество нюансов (ФОТО/ИНФОГРАФИКА)

Общество

23.07.2015

Базовые советы для новичков-велосипедистов подготовило информационное агентство ЕАОMedia. Многие жители области с наступлением тепла пересаживаются на этот экологичный вид транспорта. Вечером на набережной реки Бира в Биробиджане нередко можно встретить проезжающих райдеров, часто целыми семьями. При этом "железных коней" используют не только для того, чтобы с пользой для здоровья провести время. Некоторые, например, добираются на них до места работы. Тем, кто только собирается завести двухколесного друга, стоит учесть множество нюансов. Необходимая информация о видах велосипедов, пользе такого вида активного отдыха и правилах дорожного движения, которые обязан соблюдать велосипедист – в обзоре ИА ЕАОMedia.

Городской, кросс-кантри, freeride или BMX

При выборе двухколесного транспорта нужно решить, для чего он вам нужен: гонять по городу или форсировать по лесным тропинкам, преодолевать бездорожье или исполнять экстремальные трюки. Предлагаем ознакомиться с основными разновидностями велосипедов.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Городской велосипед рассчитан на езду в пределах города. Теоретически на нем можно развить высокую скорость, но вопрос, надо ли? Если вы хотите просто кататься по парку или колесить по улицам, вам нужен, дорожно-туристический велик. Он отличается большим мягким сиденьем, наличием удобного багажника, подножкой и полноразмерными крыльями, которые хорошо закрывают колеса. Эта деталь позволит добраться до места чистым и не переодеваться по приезду. Во время езды на таком велосипеде спина выпрямлена, а широкий руль позволит сидеть комфортно.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Если же вы планируете кататься не только по асфальтированным дорогам, но и грунтовке с лесными тропинками, лучше купить горный велосипед. Он отличается от всех остальных тем, что имеет усиленную наварками и косынками раму с более широким диапазоном скоростей (от 18-й до 27-й). Горный велосипед имеет несколько разновидностей – кросс-кантри (стандартный горный велосипед), all-mountain (предназначен для преодоления препятствий средней сложности) и эндуро – для уверенной езды по сложным участкам. На нем посадка полулежачая, вес человека равномерно распределяется между передним и задним колесами.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

При этом давление больше идет на переднее колесо, что повышает контроль над велосипедом, уменьшая возможность заноса. На нем ездока меньше обдувает ветром, это позволяет быстрее набирать скорость. У горных великов широкая резина, от 18-ти до 27 скоростей и есть амортизирующая вилка, которая снимает вибрацию с руля на "гравийке". К тому же на них спокойно можно ездить и в городе, а вот на городском в лесу далеко не уедешь.

Шоссейный велосипед специально создан для того, чтобы райдер без проблем мог набирать повышенную скорость, поэтому рама предельно облегчена (среднестатистический вес – 7 кг). В таких великах используются облегченные колеса с диаметром 26 дюймов, ведущие звезды имеют большое количество шлицов, что обеспечивает большую скорость при неинтенсивном прокручивании педалей. Седло узкое — для более удобного педалирования. Для большей устойчивости и облегчения веса "шоссейники" не используют амортизаторы.

Гибридные велосипеды близки по конструкции к горным, но имеют большие колеса, почти как у шоссейных. Здесь также установлена система переключения передач, а спереди используют короткоходную вилку.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Велосипед для ВМХ – это особый "транспорт" для совершения трюков на специализированной площадке. Его лучше выбрать в том случае, если хочется научиться новым трюкам на велосипеде. Как правило, ВМХ сам по себе небольшой.

Велосипед для фрирайда и даунхилла отличается от всех остальных тем, что он может без проблем преодолевать такие участки бездорожья, по которым даже шагать трудно. Здесь используется сложная амортизационная система, которая состоит из длинноходного амортизатора (до 80-ти мм) и длинноходной вилки (до 200 мм хода). Как в амортизаторе, так и в вилке можно регулировать чувствительность путем изменения параметров компрессии, жесткости пружины и давления воздуха. 

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Есть еще масса специализированных велосипедов, к которым относятся тандемы, складные велосипеды, моноциклы, веломобили, водные, железнодорожные и многие другие. Но углубляться в такие разновидности редакция не стала. Это уже совсем другая история. 

Все зависит от роста

Определившись с видом будущего "двухколесного друга", необходимо рассмотреть его параметры, которые сделают ваши поездки приятными, удобными и полезными.

Главное при покупке велосипеда – правильно подобрать размер рамы. Если размер не будет соответствовать росту велосипедиста, то удовольствие от поездок будет сомнительным. Обычно размер обозначен внизу на раме, но учтите, что некоторые производители указывают размеры рам в дюймах. Чтобы легче было искать подходящий велосипед, приведем таблицу соответствия параметров.

Не стоит забывать и о весе рамы велосипеда, она может быть изготовлена из стали, алюминия, магния или карбона. Тип металла влияет на вес, прочность и, конечно, цену. Рамы из стали применяются в дешевых моделях. Они прочные и просты в обслуживании. Так как велосипед собран на стальной раме, главным минусом является склонность к возникновению ржавчины и большой вес – готовый велосипед может весить до 18-ти кг. 

Алюминиевые рамы считаются самыми распространенными, так как имеют приемлемый вес и высокий уровень прочности. Благодаря особым свойствам материала можно создавать велосипедные рамы, имеющие большой диаметр труб, большой запас мощности и небольшой вес. Сплав алюминия используют как в дешевых моделях, так и более дорогих. Магний выступает еще одним металлом, который применяется при производстве велосипедных рам. Он прочный и легкий, но и стоит тоже недешево. Лишь люди, которые занимаются велосипедным спортом на профессиональном уровне, могут позволить себе покупку велосипеда на магниевой раме.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Тормоза обеспечивают своевременную остановку. Бюджетные модели, как правило, оснащаются ободными тормозами (v-brake). Они просты в эксплуатации и обслуживании, колодки прижимаются к ободу, и таким образом велосипед тормозит. Такая система, к сожалению, имеет и минусы – во время дождя, который не редок летом, обод и колодки намокают, и их эффективность снижается. Когда же в них накапливается мокрая грязь, продолжать безопасное движение становится еще сложнее. Остается сделать выбор в пользу велосипеда, имеющего дисковые тормоза. Они стоят на порядок выше, но работа таких тормозов всегда эффективна, надежна и не зависит от погодных условий и состояния колеса. Дисковые тормоза подразделяют на механические и гидравлические. При большой нагрузке и частых поездках лучше выбрать велосипед, имеющий дисковые гидравлические тормоза, но лишь в том случае, когда это по карману. Стоимость гидравлических тормозов довольно высокая, но сила торможения отличается в разы.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали . Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Колеса являются не менее важным критерием при выборе велосипеда, нужно обратить внимание на их диаметр и ширину обода. Если на велике установлены колеса, имеющие большой диаметр, то благодаря этому можно ездить на большие расстояния с меньшими затратами энергии. Во многом поведение велосипеда на трассе или дороге будет зависеть от ширины протектора и его высоты. Для велосипеда горного типа лучше выбрать широкие колеса с высокими шипами, проблем с передвижением по мокрой траве, грязи или песку возникнуть не должно. Для скоростных и ровных дорог лучше подобрать узкие шины без протектора. Однако, если вы собираетесь выгуливать двухколесного друга и в горы, и в город, то можно обойтись универсальными покрышками, в них мелкий рисунок располагается по центру, а по бокам – "шиповка".

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Седло должно быть максимально комфортным. Для долгих прогулок лучше выбрать длинное и широкое. В идеале подбирайте седло из кожи – оно "дышит" и подстраивается под анатомию райдера. Однако, оно встречается только в дорогих моделях, велосипеды попроще оснащены седлом из синтетических материалов. Отметим, что практически все велосипедисты испытывают дискомфорт и болевые ощущения в первые недели поездок. Нужно запастись терпением и подождать, пока седло "подстроится" под вас.

Забавно, но одним из важных параметров велосипеда является его внешний вид. Психологи утверждают, когда велик, радует глаз, на нем приятнее кататься, чем на более навороченном, но непривлекательном внешне.

Велосипедные немелочи

Для максимального комфорта в поездках одного велосипеда мало. Никто не застрахован от падений и других непредвиденных ситуаций, поэтому есть смысл заложить в бюджет деньги на защитные аксессуары и полезные гаджеты. Наличие шлема совсем не помешает райдеру, головной убор защитит от прямых ударов. Чем легче шлем, тем он комфортнее, а при ударе каска не будет нагружать шейный отдел позвоночника.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Не обойтись в дороге и без набора инструментов. Время от времени придется латать проколы в пути, подтягивать все болты и гайки, проверять натяжение спиц, подкачивать колеса. Для этого райдеру понадобится нормальный насос и ремкомплект для камер. Все инструменты можно сложить в подвесную сумку, которая тоже будет не лишней.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Светлые ночи уменьшают риск путешественника остаться незамеченным на автомобильных трассах. Но все же советуем установить систему освещения, причем побеспокойтесь и о задних габаритных огнях. Можно приобрести велокомпьютер и навигатор, чтобы полностью контролировать свой путь.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Во время катания на велосипеде из организма выводится большое количество жидкости. Если ее не восполнять, то в коленных суставах очень скоро появятся боли. Врачи рекомендуют пить часто, но небольшими порциями. Лучше всего подходят негазированная минеральная вода и чай с лимоном. Чтобы следовать наказам докторов, нужно приобрести флягу или спортивную бутылку.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали. Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Не забудьте позаботиться и о сохранности самого велосипеда. С приходом лета кражи набирают обороты. Чтобы обезопасить своего верного друга, да и просто обнаружить его там же, где оставили, необходимо приобрести кодовый локер или замок под ключ.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали . Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

Что почем?

Определившись с тем, что вам необходимо купить, нужно понять, где это все приобрести. Вечером за чашечкой чая можно открыть браузер, найти интернет-магазин и, не выходя из дома, совершить покупку. Главный недостаток – невозможность сесть на велосипед, так сказать, "прощупать" его и убедиться в правильности своего выбора. Такой вариант более подходит для опытных велосипедистов, которые отлично знают свои параметры и разбираются в характеристиках велосипедов. Плюсы – цена ниже, чем в салонах плюс официальная гарантия.

Рассмотреть можно и вариант покупки двухколесного с рук. Благо, такие сервисы как Avito, irr.ru или газеты смогут свести воедино ваш спрос и чье-то предложение. Однако, порой снимки представленного товара выглядят гораздо лучше, нежели он есть на самом деле, а с "качественными" характеристиками велика райдер может столкнуться в самой неприятной ситуации.

Ознакомьтесь с правилами

Не стоит забывать, что велосипед – это тоже вид транспорта. Любой велосипедист, без разницы, вышел он просто покататься на велосипеде и пересекает улицу только, чтобы доехать до парка, или же сел на велосипед, чтобы отправиться в долгое путешествие, является частью дорожного движения. А значит, есть смысл почитать ПДД.

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали

Дельные советы ИА ЕАОMedia для любителей покрутить педали . Фото: Юлия Чухломина MagadanMedia

+ 10 к здоровью

Даже час езды на велосипеде приносит огромную пользу для нашего организма. Это отличная профилактика многих заболеваний. Крутя педали, мы укрепляем мышцы ног, развиваем дыхательную и сердечно-сосудистую систему, а также сжигаем лишний жир с живота и бедер. Благодаря велопрогулкам можно неплохо сжечь калории.

Есть повод задуматься об экономии денег. Экологический транспорт не только не вредит природе, но и вашему кошельку. Конечно, мы понимаем, что зимой в Биробиджане на велике далеко не уедешь, но летом можно спокойно пересесть на него, хотя бы на три-четыре месяца.

При интенсивном катании усиливается кровообращение, ткани насыщаются кислородом. После приличной велосипедной покатушки улучшается самочувствие и настроение, заряда бодрости хватает на несколько дней. Также велопрогулка – это приятный отдых, борьба со стрессом и повод повысить себе самооценку при новых рекордах.

Вы можете познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, погрузиться в культуру экологического транспорта.

Конечно, есть и отрицательные аспекты. Катание с фанатизмом может привести к обратному эффекту всех положительных сторон. Тут все зависит лично от каждого. Велосипед – это прежде всего путь к здоровью и хорошему настроению. Садитесь на двухколесного и вперед, покорять биробиджанские просторы. 

Любите кататься – любите и катайтесь!