До 50% предприятий малого и среднего бизнеса в России могут обанкротиться. Это произойдет в случае ужесточения ограничений в рамках борьбы с распространением COVID-19 в стране и возвращения пропускного режима в Москве и регионах. Такой стресс-сценарий "Известиям" предоставили в бизнес-объединениях, сообщает ИА ЕАОMedia.
Хуже всего себя будут чувствовать фитнес-клубы — не пережить вторую волну могут 70% из них. Крупные гостиницы надеются на помощь государства, а вот продуктовый ритейл при любом развитии событий продолжит работу, хотя без потерь магазины тоже не останутся, считают эксперты.
До октября в стране действовал мораторий на банкротство, поэтому сложно оценить, сколько предприятий уже закрылись окончательно. Те, кто пережил первую волну благодаря подушке безопасности, вторую могут не осилить, считает Алексей Петропольский, председатель Бюро по защите прав предпринимателей московского отделения "Опоры России".
Если же ограничения останутся примерно такими же, как сейчас, и пропуска для всех граждан не будут вводить, а предприятия торговли, общепита и других отраслей не закроют, как весной, то последствия окажутся менее катастрофичными, считает Алексей Петропольский.
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ) Ольга Киселева рассказала "Известиям", что ей пока неизвестно, будут ли закрывать клубы. Но если это всё же произойдет, индустрия не сможет выкарабкаться. В первую волну закрылись 20% клубов по России. Во вторую уйдут уже 60–70% от их изначального количества. Индустрия не сможет выжить на онлайн-занятиях — в конце пандемии количество посетителей упало едва ли не до нуля.
В незавидном положении находятся и салоны красоты. Уже растут цены на закупку материалов — например, после ухода трети офисных сотрудников на удаленку в среднем на 20% подорожали средства дезинфекции и защиты, рассказала директор студии маникюра Uninails Ольга Романовская. Если введут более жесткие меры, бизнес, не имеющий запаса прочности, вынужден будет закрыться, прогнозирует она.
Туристическим компаниям будет сложно пережить вторую волну ограничений, указала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Впрочем, шквал банкротств компаний ожидался и после первой волны, но он так и не произошел. В настоящий момент государство старается развивать внутренний туризм — например, недавно было объявлено о старте с 15 октября второго этапа программы возвращения кэшбэка за пакетные поездки по России, напомнила она.