Заседание межведомственной рабочей группы прошло в МЧС России под председательством заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктора Ничипорчука. Повесткой дня стала цифровизация процесса оказания финансовой помощи населению, пострадавшему от природных и техногенных ЧС, сообщили ИА ЕАОMedia в МЧС ЕАО.
В мероприятии приняли участие представители МЧС России, Минцифры, Минэкономразвития, МВД, Минфина, Минюста, Минздрава, а также приглашенные спикеры, заслушиваемые по видеоконференцсвязи из Еврейской автономной области: Антон Левчук, первый заместитель председателя комитета социальной защиты населения правительства и Рита Андреева, директор Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Виктор Ничипорчук напомнил участникам круглого стола, что на исполнении министерств и ведомств находится поручение Президента РФ о сокращении сроков приёма заявлений от граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и имеющих право на получение выплат, упрощении порядка их подачи.
Еврейская автономная область в 2020 году пережила второе за столетие по своей масштабности наводнение. В зону подтопления попали свыше 1300 домов, приусадебные и дачные участки, погиб урожай на сельхозполях. Люди были вынуждены покинуть свои дома и спасаться в пунктах временного размещения. Характер данной чрезвычайной ситуации определен как межрегиональный, на нее осуществлялся федеральный уровень реагирования сил и средств. Именно в Еврейской автономии на законодательном уровне хорошо отрегулирована работа по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что было отмечено при проверке субъектов Дальнего Востока заместителем директора Департамента оперативного управления МЧС России. Губернатор Ростислав Гольдштейн с первых дней объявления ЧС брал на свой контроль данное направление деятельности.
Рита Андреева, директор областного МФЦ поделилась опытом с представителями министерств и ведомств:
— Сегодня мы пришли к тому, что процесс оказания финансовой помощи населению, пострадавшему от природных и техногенных ЧС, полностью цифровизирован. Изначально в Еврейской автономной области данная работа была организована через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Время показало, что это было верным решением. Мы добились оперативности в оказании поддержки людям. Гражданин, даже находясь в зоне подтопления, со своего смартфона может обратиться в МФЦ, либо оставить обращение о том, что к нему нужно направить специалистов по указанному адресу. Сотрудники, приняв от него заявление, начинают работу, в том числе по межведомственным запросам в федеральные органы власти, что существенно сокращает сроки оказания госуслуги. Отмечу, что главой региона принят нормативно-правовой акт, согласно которому МФЦ наделен полномочиями Комитета социальной защиты населения и является органом, осуществляющим приём заявлений, обработку данных, принятие решений и произведение положенных законодательством выплат, что многократно упрощает процесс получения гражданами помощи. Вся технологическая цепочка нормативно подтверждена и в течение ряда лет отработана специалистами.
Касательно межведомственных запросов эксперт пояснила, что это, прежде всего, взаимодействие с органами власти по предоставлению необходимых для выплат документов напрямую в МФЦ.
— Например, не всегда у гражданина есть возможность самостоятельно предоставить заключение о нарушении условий его жизнедеятельности, утрате имущества. Специалисты МФЦ это делают, минуя заявителя, отправляя запрос в органы местного самоуправления. От МВД России нам приходит ответ на запрос о регистрации физического лица. Росреестр информирует нас о наличии либо отсутствии другого, пригодного для проживания жилья. Свыше 150 запросов предусмотрено в информационной системе Центра, — рассказала Рита Андреева.
В Еврейской автономии аналогичным цифровым образом помимо выплаты, определенной на федеральном уровне как мера государственной поддержки гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, оформляют и выплачивают единовременную финансовую помощь по нарушениям условий жизнедеятельности, а также по утрате имущества при ЧС. Изначально выплаты осуществляются из резервного фонда правительства региона, а затем он возмещается с федерального бюджета. Подобный опыт работы является передовым в Российской Федерации. По решению межведомственной рабочей группы его следует перенять остальным субъектам.
— Таким образом, реализация идеи цифровизации оказания государственной услуги выплаты помощи гражданам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, по принципу "единого окна" через субъектовые Многофункциональные центры существенно снизит административные барьеры и ускорит данную работу, — резюмировал Роман Бойко, начальник Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области.