Новость о создании в Еврейской автономной области биомедицинского кластера в считанные часы облетела регион. Курирует этот высокотехнологичный и масштабный проект депутат Государственной Думы, член Комитета по охране здоровья Александр Петров. Какие направления будут представлены в кластере, сколько рабочих мест дополнительно создадут в ЕАО, и станет ли этот проект драйвером для позитивных изменений в сфере регионального здравоохранения? На эти и другие вопросы Александр Петров ответил в интервью ИА ЕАОМedia.
Интервью с Александром Петровым. Фото: ИА ЕАОMedia
— Решение о создании биомедицинского кластера в Еврейской автономной области принято на федеральном уровне. Почему площадкой стала именно Еврейская автономная область?
— Проект биомедицинского кластера готовился целый год. Программа импортозамещения в России достаточно крупная, задача о ее развитии была поставлена Президентом. Мы изучали, какой импорт, куда поступает из КНР, что нам нужно заместить и какие площадки наиболее перспективные. Кластер должен давать не только медицинскую продукцию для РФ, но и продукцию для КНР и прилегающих стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
— Какие направления будут в нашем кластере?
— Главная задача кластера — создать научно-производственный комплекс, который заместит широкий спектр лекарственных препаратов и медицинских изделий. Нам нужно сократить импорт из Китая. Для этого технологии нужно развивать на российской территории, поближе к зарубежным рынкам. Поэтому в биомедицинский кластер в ЕАО войдут предприятия на первом этапе по органическому синтезу, медицинским изделиям из пластика пластика (например, одноразовые шприц-ручки для инсулина), нетканые медицинские изделия, лечебное питание. На втором этапе — микробиология, биомедицинские клеточные продукты, научно-исследовательское отделение по таргетной терапии.
— Площадка для кластера выбрана в Биробиджане. Почему решено развернуть комплекс именно здесь?
— Мы долго искали землю. К этому процессу было подключено много специалистов и могу сказать, что выбранная площадка оптимальна. Это бывшие медицинские склады на улице Смидовичской. 125 гектаров. Территория принадлежит Министерству обороны, и уже запущен процесс передачи муниципалитету земли и зданий, которые там находятся. Летом будет проведен частичный ремонт покрытия улицы Смидовичской. Готовится снос остатков зданий. Территория удобна с точки зрения транспортной логистики: здесь пройдет путепровод, который из Ленинского пойдёт через Транссиб на федеральную трассу. Уже ведется его трассировка. У площадки удобное расположение с точки зрения близости погранперехода, что делает ее удобной для предпринимателей, которые в перспективе будут производить продукцию не только для России, но и для экспорта готовой продукции в страны АТР.
— Развитие биомедицинского кластера будет вестись на средства частных инвесторов?
— Именно. Это главное условие кластерного развития — государство задает вектор, дает возможность бизнесу вложить средства для решения государственных задач и построить предприятия там, где они требуются. Кластер будет создаваться на средства частного капитала, что позволит не использовать федеральный бюджет, но при этом государство обеспечивает такие условия, которые будут выгодны всем — и предпринимателю, и жителям, и в конечном итоге — нашим, российским пациентам.
— При этом предприятия будут еще и платить налоги, создавать рабочие места. Сколько работников потребуется для выхода кластера на полную мощность?
— Мы посчитали, что для того, чтобы медкластер вышел на уровень безубыточности, необходимо около одной тысячи рабочих мест. Важно отметить, что у кластерного объединения несколько основных задач: сектор прикладной науки в связке с технологиями, собственно производство и учебно-тренировочный центр, сертификация по международным стандартам, клинические базы, доведение продукции до конкретного пациента.
— То есть, в перспективе в ближайшее время в Биробиджане нужно будет обучить по необходимым специальностям тысячу местных ребят. Это под силу местным вузам?
— Дальневосточные ВУЗы имеют неплохую научную базу, но при подготовке кадров для кластера потребуется привлечь и дополнительные ресурсы. Речь идет о специальностях, которые сегодня в России большая редкость. Нам нужны определённые кадры. Например, промышленные хромотографисты. Таких специалистов — может быть, двадцать в России. Поэтому мы ставим перед собой задачу не только обучить определенное количество специалистов, но создать наставническую программу, чтобы кадровая работа была плановой и постоянной. Молодежь, специалисты, которые хотят заниматься педагогической деятельностью и наукой, смогут жить и работать на Дальнем Востоке.
— Это потребует не только создания рабочих мест, но и в целом создания условий для того, чтобы люди оставались в регионе. Какие шаги планируется предпринять?
— Да, для решения кадрового вопроса нужно заниматься развитием территории комплексно. Будет строиться жильё, площадка кластера подразумевает развитие и промзоны, и жилых домов. У нас есть серьёзные ресурсы для изменения территории.
— Александр Петрович, не секрет, что состояние медицины в ЕАО одна из самых "больных" тем и одной из причин оттока из региона в целом. Создание биомедицинского кластера может послужить драйвером для ее развития?
— Этот масштабный проект изменит ситуацию в здравоохранении именно потому что он ориентирован не только на местное здравоохранение, его задача — закрывать ряд проблем всего российского здравоохранения. Он станет точкой притяжения специалистов для производства за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, но это не все. Региональная медицина будет клинической базой для исследований, а, значит, будут и рабочие места для врачей, которые в перспективе могут приобрести дополнительные специализации в новых сферах. Проект кластера окажет мультипликативный эффект на все сферы жизни в ЕАО: производственную сферу, налоговые поступления, здравоохранение, социальное развитие.
— По вашим оценкам, в какие сроки удастся реализовать этот проект полностью?
— Я уже один раз прошел путь по созданию биомедицинского кластера на Урале. У меня ушло на это 20 лет жизни. С учётом этого опыта, твердо могу сказать: в ЕАО сделаем быстрее. Расчеты говорят — 10 лет. Есть интерес инвесторов, есть федеральная поддержка. В этом году я уже включился в программу финансирования ЕАО, удалось добиться дополнительных поступлений из федерального бюджета. Шаг за шагом будем лоббировать интересы области. Я приехал сюда жить и работать. Не скрою: есть чиновники, которые говорят: "Да, федеральные деньги пришли, но на Дальнем Востоке некому осваивать эти деньги". Но я вижу, что люди здесь хотят работать. Мы должны предоставить им эту возможность. Местная молодёжь станет основным ресурсом будущих кадров и, уверен, у нас все получится.
Интервью с Александром Петровым. Фото: ИА ЕАОMedia
Справка: Александр Петров — депутат Государственной Думы, член Комитета по здравоохранению, член Комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства. Курировал создание и работу "Уральский биомедицинский кластер".