Дата в ЕАО: кинофикаторы Смидовичского района - лучшие в социалистическом соревновании
08:00
Физкультурно-оздоровительный комплекс возводят в с. Ленинское ЕАО
11:50
Пасхальные арт-объекты появились возле Благовещенского кафедрального собора в Биробиджане
11:30
ВВП Узбекистана может дополнительно вырасти на 10 млрд долл. США в 2030 году благодаря ИИ
11:00
Время самого строгого поста: Страстная неделя - значение каждого дня
11:00
Исследование Домклик: кто на Дальнем Востоке берёт ипотеку на вторичном рынке
10:45
Уходит в отставку главврач областной больницы в ЕАО Анжелика Дегтярева
10:30
Цены на популярные в России автомобили выросли более чем на 9%
10:00
За попытку дать взятку полицейскому оштрафовали на 500 тысяч рублей предприятие в ЕАО
09:30
25 апреля в календаре: День дочери, пингвинов и ДНК
09:00
Только люди с IQ от 140 легко ответят на 8/8 вопросов — ТЕСТ
08:30
Гороскоп на 25 апреля: Близнецы - не нервничайте по пустякам, плодотворный день у Водолеев
07:00
Противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке обсудили в прокуратуре РФ
24 апреля, 18:00
Салат "Минутка" из трех ингредиентов - его особенно ценят мужчины
24 апреля, 18:00
7 тысяч георгиевских ленточек раздадут жителям ЕАО в канун Дня Победы
24 апреля, 17:55
Разворот на Дальний Восток в лицах
24 апреля, 17:55
Дальневосточные губернаторы доложат полпреду о мастер-планах 24 апреля, 14:30
В три раза вырос экспорт сои в Китай из ЕАО и Амурской области 24 апреля, 09:30
Перспективные направления российско-китайских отношений обсудили в правительстве ЕАО 23 апреля, 15:30
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:50
Трое в лодке: путешествие по реке едва не обернулось трагедией в ЕАО 21 апреля, 15:05
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 21 апреля, 11:00
Началась подготовка к ВЭФ-2024  20 апреля, 14:15
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
Антон Акимов: Первая и главная задача наших кандидатов — быть честными с людьми 17 апреля, 14:00
Регистрация избирателей на предварительное голосование "Единой России" стартовала в ЕАО 16 апреля, 14:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:30
Первые паспорта вручил 14-летним биробиджанцам председатель Заксобрания ЕАО Роман Бойко 16 апреля, 11:00
Питомник по выращиванию посадочного материала лесных культур создаст резидент ТОР в ЕАО 16 апреля, 10:00
Быстро устанавливать владельцев сельхозземель, где произошли пожары, смогут власти в ЕАО 12 апреля, 16:45
Прием заявлений для участия в праймериз "Единой России" продолжается в ЕАО 12 апреля, 15:15

Шопоголизм — болезнь 21 века: так ли она опасна и почему люди сами опустошают свои кошелки

Что движет "транжирами" и как не подхватить распространенный ныне недуг
Тематическая иллюстрация pixabay.com
Тематическая иллюстрация
Фото: https://pixabay.com

Шопоголизм — это просторечивое название ониомании. От этой болезни страдают многие люди, у нее даже есть симптомы. На больничный на этом основании, к сожалению, вы уйти не сможете!

1. Как появился термин "шопоголизм" или "ониомания"?

Слово "ониомания" как медицинский термин впервые был предложен в Европе в конце XIX века немецким психиатром Эмилем Крепелином, который совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером распознал первые признаки этого психологического явления:

  • Потребность регулярного посещения магазинов без необходимости.

  • Неумение конкретно ответить на вопросы "зачем?" и "что?" купить.

  • Бесконтрольная скупка товаров на эмоциях.

  • Чрезмерное увлечение модными журналами и блогами.

  • Посещение торговых центров для поднятия настроения.

Стоить заметить, что сначала ониомания не была признана болезнью, однако в последнее время имеются основания для пересмотра этой позиции, так как наличествуют все основные признаки маниакального поведения.

2. Причины человека "заболеть" шопоголизмом.

С симптомами так называемой болезни мы ознакомились. Теперь же стоит разобраться с ее истоками. Как правило, психологи выделяют два вида причин: внутренние и внешние. Внутренние — это ментальные проблемы, приобретенные человеком в детстве или в зрелом возрасте. К внешним причинам формирования шопоголизма относят различные маркетинговые ходы. Рассмотрим подробнее каждую из них.

2.1 Внутренние причины.

Шопоголизм может развиваться у людей с недостатком внимания. Покупки для таких людей — это способ получить общественное признание и побороть чувство одиночества. Общение с друзьями шопоголики могут возмещать коммуникацией с консультантами модных бутиков. Приобретение же новой вещи дает ощущение уверенности и превосходства. Более того, очередной поход по магазинам создает иллюзию власти и контроля. Власть проявляется в услужливом поведении персонала, которое с большой охотой получает индивид. Что насчет контроля? Люди уверены, что покупая без раздумья вещи по выгодному предложению, они следят за своим бюджетом и разумно им распоряжаются. Спешу разочаровать, но это заблуждение, которое неосознанно формируется. Такие приобретения, как правило, совершенно ненужные.

В первую очередь нужно задать себе вопрос — необходим ли вам этот товар? Если последовал положительный ответ, то покупка будет считаться разумной. Также люди с повышенной тревожностью склонны к долгим прогулкам по торговым центрам. Такое занятие минимизирует депрессивные настрои и повышает чувство умиротворения.

2.2 Внешние причины.

Яркие вывески, заманчивая реклама, система скидок и многое другое — все это маркетинговые ходы, которое могут сделать из человека заядлого шопоголика. Всякого рода уловки воздействуют на индивида с самого порога магазина.

Стоит разобраться, какие же они бывают, чтобы вы не попадались на крючок.

  • Большинство маркетологов создают "ценовой контраст" на витринах. Если магазину необходимо продать определенную вещь, то рядом с ней размешают похожие, но отличные в цене. Более дешевый товар кажется потребителю некачественным, а слишком дорогой — переоцененным. Таким образом, человек неосознанно выбирает товар среднего ценового сегмента из этих трех.

  • В любом магазине, как правило, включают музыку. Чаще всего мелодии в плейлисте ненавязчивые и спокойные. Отсутствие слов в треках особо важно, это позволяет не отвлекать покупателя. Также скорость мелодии может регулироваться в зависимости от времени суток. Утром — размеренные песни. С 13.00 до 18.00, когда количество потребителей растет, увеличивается и темп музыки. Вечером, когда в магазинах людей более всего, включаются энергичные и быстрые треки. Это делают для того, чтобы покупатели быстрее делали выбор и совершали покупку, чтобы кассиры могли обслужить в разы больше клиентов.

  • Запахи в магазинах играют не менее важную роль. В отделах с овощами и фруктами создают запах свежести, чтобы люди были уверены в качестве продуктов. В булочных и кондитерских витают ароматы хлебобулочных изделий. Такие запахи повышают аппетит, что провоцирует приобретение ненужных товаров.

  • Создавая рекламные ролики, маркетологи привлекают узнаваемые положительные образы. Например, это хорошо зарекомендованные психологи и учителя, которым доверяют потребители. Также в рекламах часто мелькают дети и животные, потому что они вызывают симпатию у публики.

  • Освещение оказывает огромное психологическое воздействие на человека. В магазинах обычно работает приглушенный теплый свет. Это успокаивает покупателя и настраивает на совершение выбора. Во время проведения акций администраторы используют яркие неоновые вывески, что привлекает внимание человека к витринам.

  • Товары на кассе — особо опасные товары импульсивной категории. Когда человек ждет своей очереди, он неосознанно набирает в корзину еще что-то. Это могут быть шоколадные батончики и жвачки в продуктовых магазинах или аксессуары в модных бутиках. Во всяком случае, на эту хитрость попадаются многие, поэтому ее так часто используют маркетологи.

3. Как избавиться от шопоголизма?

Потребителю стоит прислушаться к следующим советам по борьбе с шопоголизмом в том случае, если он осознает необдуманность своих покупок и ходит в магазин без определенной цели.

  • Необходимо "поймать" тот момент, когда появляется резкое желание что-либо купить. Это может быть скука, злость или другие эмоции. Можно завести журнал и фиксировать своё эмоциональное состояние каждый раз, когда срываешься. Это поможет объективно оценить проблему и найти её решение.

  • Важно анализировать и понять свою потребность в столь необдуманных покупках. Шопинг может доставить удовольствие или помочь отвлечься от плохих мыслей, а может замещать недостаток развлечений или позволять забыть о чём-то негативном.

  • Необходимо найти поддержку со стороны. Это могут быть друзья, семья или психотерапевт, который поможет решить эту проблему, копнув чуть глубже.

  • Можно полностью заменить шоппинг на совершенно другое занятие. Заполнив свою жизнь разными ежедневными активностями, у шопоголика не будет ни времени, ни желания совершать покупки.

  • Не менее важно поменять информационную среду вокруг себя.

Наши мысли во многом зависят от информационного пространства, в котором мы находимся. Телевизор, реклама в интернете — все эти вещи влияют на наши мысли и заставляют совершить необдуманные покупки.

4. Шопоголизм — норма или опасность?

Ответ на этот вопрос каждый человек даст сам для себя. Для кого-то трата денег — это зона комфорта и расслабления, а для кого-то — удар по кошельку. Самое главное — распознать проблему и понять, страшно ли это для тебя самого? Хочешь ли ты это решить или оставить все на своих местах?

Важно не оставаться с проблемой в одиночку. С любой проблемой легче справиться вместе, чем одному.

Статья подготовлена Антониной Ховрич