Кадровый вопрос в образовании, конечно, не такой острый, как в той же медицине. Однако и проблема нехватки педагогов существует в ЕАО не первый год. Всего в регионе — около 4 тысяч учителей, педагогических работников и руководителей школ. По данным на 1 июня, насчитывалось 160 вакансий именно педагогов, при их общей численности более 2,2 тысячи. Самые дефицитные — учителя русского языка и литературы, математики, иностранного языка, начальных классов. Отчасти решить проблему нехватки педагогов помогает программа "Земский учитель", участником которой стал и молодой педагог Хеймер-оол Херелович Сарыглар, перебравшийся из Кызыла на Дальний Восток, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
Программа "Земский учитель" стартовала в 2020 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Для участников, которые признаны победителями конкурсного отбора и переехали на работу в село, поселок или город с населением до 50-ти тысяч человек, предусмотрена денежная выплата. На Дальнем Востоке она составляет 2 млн рублей. Разумеется, оговорен срок работы претендента в школе — не менее 5 лет.
В 2021 году в ЕАО были определены пять победителей конкурсного отбора на право получения единовременной выплаты. Среди них — учителя русского языка и литературы, иностранного языка, начальных классов, физики. Они пополнили штат в школах с. Надеждинское, г. Облучье, с. Амрузет, с. Даниловка, а также в Центре образования им. Раскопенского в п. Кульдур. На 2022 год сейчас тоже ведется работа по формированию пяти вакансий, в перечень которых включены учителя математики, английского языка, русского языка и литературы.
Сегодня Хеймер-оол Херелович Сарыглар — преподаватель английского языка в школе №3 г. Облучье, где обучаются около 400 ребят. В Еврейскую автономную область молодой педагог переехал из далёкого города Кызыл Республики Тыва. Там он трудился в гимназии, которая по численности учащихся в девять раз превосходит облученскую школу.
— Мой педагогический стаж составляет 6 лет, имеется первая категория. Раньше я работал в гимназии №5 г. Кызыла. Школа действительно большая, там обучаются более 3,5 тысячи детей. Кстати, я не только преподаю английский, но и параллельно изучаю другие иностранные языки — испанский и китайский, — рассказывает Хеймер-оол Херелович.
— Как Вы узнали о программе "Земский учитель"?
— О программе мне рассказал мой коллега, друга Айдын Владиславович, который сейчас работает тоже в одной из школ ЕАО — преподает химию в селе Амурзет. Конкурсная процедура заняла определенное время. Участников было не так много. Сбор самих документов не составил больших трудностей.
Вообще, для любого молодого человека, независимо от выбранной профессии, нужна цель в жизни. Данная программа позволила мне решить самый важный вопрос в моей жизни — это собственное жилье. Я всё это сделал ради своей мамы, которая меня вырастила и помогает мне каждый день становиться все лучше и лучше.
— Насколько сложным был процесс переезда на Дальний Восток? Как Вас встретили?
— В город Облучье я приехал один. И самым трудным этапом для меня был долгий переезд. Почти сутки я потратил для того, чтобы добраться до Красноярска и четыре дня я ехал на поезде до Облучья. В конце пути я чувствовал себя вагоном поезда (смеется — прим. ред.).
А еще в своей речи я могу теперь использовать слово "виадук". Облучье называют городом железнодорожников, а в Кызыле поездов нет, поэтому для меня это новшество.
В ЕАО меня очень тепло встретили: помогли с багажом, отвезли в школу, показали всю дорогу, устроили на работу, познакомили с коллективом и покормили в столовой. Я был очень счастлив от такого приёма. Отдельно мне хочется поблагодарить директора нашей школы, Кириллову Татьяну Викторовну, которая помогала мне во всём: с жилищными условиями, подсказала все ближайшие магазины, маршруты.
В школе мне предоставили всё самое необходимое: в кабинете есть проектор, ноутбук с доступом в Интернет. Кабинет просторный, уютный. Доска большая, хорошая. Еще хочу отметить, что программа "Земский учитель" даёт отличную возможность для учителя получить бесценный опыт работы в школах, где обучаются самые разные дети.
— Для каждого педагога важно не только найти общий язык с коллегами, но и с детьми. Вам уже удалось расположить к себе ребят?
— Мне очень понравились дети. Они очень старательные, ответственные и любознательные. На одном уроке ко мне подошёл ребёнок из 6 класса и сказал: "Хеймер Херелович, я заметил, что у вас нет указки для учителя. Я решил вам помочь и сделал для вас на уроке технологии указку." Я не просил ребёнка мне делать что-либо, но я был невероятно тронут таким поступка.
— Как Вам погода в городе Облучье, которое известно своими суровыми зимами?
— Погода в Облучье приятная. На мой взгляд, зима не такая суровая, как в моей республике (там температура зимой может достигать до -45). Цены на продукты здесь немного выше, чем в Кызыле, кроме хлеба и мяса.
— Как проводите свободное время?
— Я пока не женат, детей нет. Свободное время трачу, в основном, на саморазвитие и развлечения. Изучаю иностранные языки, безумно люблю читать книги, смотрю аниме, футбол и киберспорт. Могу поиграть в компьютерные игры, настольный теннис или шахматы.
— Спасибо за Ваши ответы и удачи на новом месте.
Отметим, что в 2021/22 учебном году в большинстве федеральных округов России сформировался дефицит работников общеобразовательных организаций. К такому выводу пришли эксперты Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, исследовавшие данные Минпросвещения о вакансиях в этой сфере. В целом по стране число вакансий в сфере среднего образования выше числа ее работников на 3,1%, передает Коммерсантъ.
Наибольший дефицит педагогических работников был зафиксирован в ДФО, где он достигает 4,5%. Там же существует и наибольшая в стране нехватка учителей (3,6%). При этом максимальный дефицит руководящих кадров сложился в Северо-Западном округе (3,5%). Наиболее укомплектованы всеми тремя категориями специалистов школы СКФО — там нехватка педработников, учителей и руководителей достигает 1,3%, 0,9% и 0,6% соответственно.
Наименьший дефицит специалистов был зафиксирован в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах, наибольший — в Южном федеральном округе (4,8%). На Дальнем Востоке этот показатель составил 3,5%, в Северо-Западном регионе — 4,6%, в Сибирском — 3,6%, на Урале — 4,4%.
В разрезе специальностей наиболее дефицитны педагоги — численность незакрытых вакансий для них превышает число занятых на 2,9%, дефицит учителей и руководителей составляет 1,9%. Как отмечают эксперты РАНХиГС, такие региональные различия могут объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ. В 2021 году разброс их значения "был существенным" и отличался по отдельным регионам в пять раз. Больше всего специалисты сферы образования могли заработать в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Москве (более 100 тысяч рублей), меньше всего — в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тысяч рублей). Отношение средней зарплаты в отрасли к средней для экономики региона также варьировалось от субъекта к субъекту и составляло от 84,4% в Забайкальском крае до 124,1% в Москве.
В ЕАО средняя зарплата педагогов, которые ведут уроки, в 2021 году составила более 43 тысяч рублей. При этом в целом средний уровень заработной платы в регионе оказался выше — около 50-ти тысяч.
"Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу. В деревнях зачастую такого выбора просто нет, а в Москве и Санкт-Петербурге большинство школ имеет возможность нанимать специалистов на конкурентных условиях, так как оплата труда неплохая. При этом, даже если работникам общеобразовательных организаций и удается зарабатывать в соответствии с нормативами майских указов, это в большинстве случаев происходит за счет совместительства. "Чтобы в регионе могли платить, например учителю, зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство",— говорит оргсекретарь профсоюза "Учитель" Ольга Мирясова.