Израиль — маленькая страна, но с большими связями. Это, казалось бы, шутливое, но очень точное высказывание принадлежит представителю ЕАО в Совете Федерации, первому заместителю председателя комитета по международным делам СФ РФ Владимиру Джабарову. Напомним также, что он в качестве сопредседателя входит в состав "Группы дружбы" Совета Федерации и Кнессета. О том, почему Израиль, имеющий значительный вес на международной арене, не спешит присоединиться к антироссийским санкциям и отказывается от поставок своего оружия Украине, сенатор рассказал в интервью агентству ИА ЕАОMedia.
— Владимир Михайлович, российско-израильские отношения часто называли образцом баланса и прагматизма. На чем, по Вашему мнению, это основывалось?
— Действительно, отношения между нашими странами всегда считались сбалансированными и прагматичными. После распада Советского Союза они заметно улучшились. Израильтяне одними из первых поняли, что гарантами ближневосточного урегулирования должны стать не только США, но и Российская Федерация, которая традиционно имела высокий авторитет и влияние в странах Ближнего Востока. Именно Москве отводилась роль главного посредника между Тель-Авивом и арабскими странами.
Кроме того, в самом Израиле за послевоенные годы образовалась мощная диаспора евреев, приехавших из России, Украины, других постсоветских республик. Политическая элита Израиля увидела в России авторитетного партнёра, а израильские избиратели оказывали позитивное влияние на развитие отношений между нашими странами.
— Насколько сильно последние события в мире, прежде всего, специальная военная операция, которую проводит Россия, могут отразиться или уже отражаются на этих отношениях? В связи с этим, например, вспомнил слова Зеленского, сказанные им в интервью иностранным журналистам: "Я не знаю, что случилось с Израилем. Я честно, откровенно в шоке, потому что не понимаю, по какой причине они не могли предоставить нам средства ПВО".
— Конечно, СВО не могла не отразиться на наших отношениях с Израилем. Часть репатриантов, приехавших из Украины, естественно, переживает за свою малую родину и оставшихся там родственников. Другая часть, а она значительно больше, относится со сдержанным пониманием к политике России, или, как минимум, придерживается нейтральных позиций.
С другой стороны, Израиль сильно зависит от США, своего главного союзника и финансового спонсора, поэтому постоянно лавирует между Москвой и Вашингтоном. Да, Зеленский и вся его нацистская команда возмущены тем, что Израиль в реальности не оказывает Киеву военной поддержки. Давят на Тель-Авив, но тщетно. Израиль отвергает присоединение к антироссийским санкциям. А давление по санкциям он испытывает аж с 2014 года. Но, надо отдать должное мужеству израильских руководителей, сломать их в этом вопросе не удалось ни Вашингтону, ни НАТО в целом.
— Премьер-министром Израиля, благодаря победе на парламентских выборах, вновь стал Биньямин Нетаньяху. Как это событие, на Ваш взгляд, повлияет на отношения между нашими странами?
— Возвращение Нетаньяху в кресло премьер-министра, если и повлияет на развитие отношений между нашими странами, то только в позитивном плане. Что нам импонирует в нем? В первую очередь его непримиримое отношение к любым попыткам реабилитации и возрождения нацизма.
А напомню, что одной из главных задач СВО является денацификация Украины, где в полный рост поднимается неонацизм. Я думаю, что сам Зеленский не захочет иметь в качестве посредника убеждённого противника нацизма, каким является Нетаньяху и его партия "Ликуд".
— Тем не менее, как сообщают СМИ, ряд депутатов Кнессета считают, что Израиль мог бы изменить подход к ситуации на Украине, проще говоря, усилить поддержку киевского режима и отправлять ему не только гуманитарную помощь и каски с бронежилетами, как сейчас, но и оружие, в первую очередь, высокотехнологичное.
— Да, такие призывы у отдельных ястребов в Кнессете встречаются. Но они все-таки не носят массовый характер. Кроме того, по мнению реально мыслящих израильских политиков, передача Украине высокотехнологичного оружия таит в себе угрозу ответных шагов против самого Израиля. А вдруг Россия поставит свои новейшие ракеты и системы ПВО реальным врагам Израиля на Ближнем Востоке?
— Насколько усложняет, на Ваш взгляд, отношения между нашими странами предложение Минюста РФ запретить в России работу агентства "Сохнут", поддерживающего репатриацию евреев в Израиль?
— Я думаю, что самое лучшее сейчас — не политизировать тему отношений "Сохнут" и Минюста России. У агентства "Сохнут" были реальные нарушения в работе, но, насколько мне известно, все проблемы обсуждаются и по многим найдены определённые решения. Здесь самое уместное — не допускать необдуманных высказываний.
— Многие СМИ, пишущие на темы международной политики, характеризуют отношения между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху, как если не дружеские, то очень доверительные. А насколько это может влиять на отношения между государствами?
— Конечно, личные отношения между политиками имеют значение. Но они не могут быть определяющими. Наоборот, наличие общих подходов к решению международных вопросов и проблем способствует налаживанию личных добрых контактов между странами.
То есть первичны не взаимная симпатия и добрые отношения, а именно общность точек зрения, которая помогает в установлении хороших отношений между странами.
Напомню, что хорошие отношения в своё время сложились у В.В. Путина и с Меркель, и с Берлускони. Однако они не предотвратили ухудшение межгосударственных связей с Германией и Италией. Каждый глава государства защищает, прежде всего, свои национальные интересы.