4 декабря 1945 года
Первый секретарь обкома ВКП(б) ЕАО Александр Наумович Бахмутский и председатель облисполкома Михаил Нафтулович Зильберштейн направили Сталину письмо, в котором наряду с просьбой о социально-экономической поддержке области содержалось предложение о её преобразовании в самостоятельную автономную республику, напрямую подчиненную Москве. Свой проект они мотивировали тем, что "после того как советское государство спасло миллионы евреев от физического уничтожения гитлеровцами, есть прямая необходимость дальнейшего развития еврейской социалистической государственности в СССР".
Это обращение было воспринято в советских верхах неоднозначно. С одной стороны, области были оперативно выделены немалые материально-технические и кадровые ресурсы. В Биробиджан были направлены 50 учителей-евреев и 20 врачей "в первую очередь еврейской национальности". Газета "Биробиджанер штерн" (12+) стала выходить не один, а три раза в неделю, а другая областная газета — "Биробиджанская звезда" (12+) увеличивалась в объёме до четырёх полос, а по тиражу — до 10 тысяч экземпляров. В области также учреждались газетно-книжное издательство и ежеквартальный литературно-художественный и общественно-политический альманах (12+) на еврейском языке.
Однако, с другой стороны, предложение о преобразовании Еврейской области в автономную республику было отвергнуто как "необоснованное" сразу и решительно. Очевидно, Сталин воспринял его как попытку "еврейских националистов" взять реванш за поражение с крымским проектом. Не смотря на это, инициативу Бахмутского о возобновлении организованного переселения евреев в Биробиджан и предоставлении им соответствующих материальных льгот, в Кремле поддержали.
В 1947-1948 годах в Биробиджан прибыли девять эшелонов переселенцев, 1904 еврейские семьи, 877 из которых были направлены на предприятия сельского хозяйства, а 1027 в промышленность.
Однако, из-за того, что вскоре область захлестнула волна репрессий, планы развития области были свернуты, в том числе и программа переселения. Инициативы Александра Наумовича Бахмутского были расценены в верхах как проявление национализма.
Появилось решение Политбюро "Об ошибках секретаря обкома Еврейской автономной области Хабаровского края т. Бахмутского А.Н. и председателя облисполкома т. Левитина М.Е.", которым они оба были сняты со своих постов. Обсуждению этого постановления была посвящена состоявшаяся в Биробиджане спустя месяц VII областная партийная конференция, прошедшая под сталинским лозунгом "Национализм — это та последняя позиция, с которой нужно сбросить буржуазию, чтобы окончательно победить её". Бахмутский и Левитин были обвинены в буржуазном национализме и исключены из партии. Кроме того, Политбюро вывело Бахмутского из Верховного Совета СССР.
Дальнейшая судьба Бахмутского сложилась драматически. 28 января 1951 года его арестовали, предъявив обвинение в измене Родине и антисоветской пропаганде. 23 февраля 1952 года военная коллегия Верховного суда СССР под председательством генерал-майора юстиции А. Г. Суслина признала его виновным в том, что с 1944 года он "проводил контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв и ослабление Советского Союза... поддерживал связи" с Михоэлсом, Фефером и другими членами Еврейского антифашистского комитета, "не вёл борьбы с преклонением перед иностранщиной и, по существу, одобрял пропаганду буржуазного еврейского национализма и космополитизма", разгласил сведения, составлявшие государственную тайну (о местах залегания олова, угля и других полезных ископаемых, о наличии в области предприятий оборонного значения, о размещении японских военнопленных). За всё это ему был вынесен смертный приговор. Вместе с ним должны были расстрелять и М.Н. Зильберштейна, который до 1947 года был председателем облисполкома ЕАО. Однако Президиум Верховного Совета СССР заменил им высшую меру наказания 25 годами лагерей.
Вместе с ними на закрытом процессе были осуждены и другие бывшие руководители ЕАО: преемник Зильберштейна Левитин, секретарь обкома ЕАО по идеологии З. С. Брохин, секретарь облисполкома А. М. Рутенберг, редактор литературного аљманаха "Биробиджан" (12+) Х.И. Мальтинский, ответственный секретарь "Биробиджанер штерн" (12+) Н. М. Фридман, редактор "Биробиджанской звезды" (12+) М. М. Фрадкин. Получив большие лагерные сроки, все они, за исключением Левитина, выжили, что стало возможным благодаря тому, что вынесенный им приговор был отменен 28 декабря 1955 года. Однако главный фигурант дела, бывший руководитель ЕАО Бахмутский, который был отпущен на свободу 23 января 1956 года, наслаждался ею не долго: в 1961 году он умер, едва дожив до пятидесяти лет.
4 декабря 1953 года
Детская больница. Фото: Областная библиотека
Распоряжением горисполкома № 481 в Биробиджане была открыта детская городская больница. В двухэтажном деревянном доме по ул. Пушкина разместились стационар, молочная кухня, поликлиника.
В 1972 году было сдано в эксплуатацию новое здание по улице Пионерской. В 1988 г. детская больница реорганизована в областную.
На сегодняшний день областное государственное учреждение здравоохранения "Детская областная больница" является учреждением, оказывающим квалифицированную и специализированную медицинскую помощь больным на высоком технологическом уровне. Поликлиника обеспечивает медицинской помощью детей города от периода новорожденности до 18-летнего возраста.
В 2019 году в здании детской больницы сделан капитальный ремонт. В составе больницы организованы стационар и поликлиника. В стационаре работают соматическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое отделения и отделение раннего детства.
В рамках региональной программы улучшения здоровья населения, в больнице проводится диспансеризация детей первого года жизни; детей находящихся в ТЖС и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в данный момент в стационарном отделении учреждения.
Сотрудниками детской областной больницы ведётся научно-исследовательская, изобретательская и рационализаторская работа. Больница является членом Российской ассоциации детских больниц.