После блокировки одной из популярных соцсетей многие магазины в России остались без потока клиентов. Часть из них отправилась на маркетплейсы и в мессенджеры. Но если первый вариант обоснован и оправдан, то новая тенденция торговать через группы и каналы мессенджеров и соцсетей вызывает недоверие и опасения. Обо всех опасностях, поджидающих покупателей в соцсетях и месенджерах, рассказали ИА EAOMedia эксперты Роскачества.
Сергей Кузьменко, старший специалист Центра цифровой экспертизы Роскачества по тестированию цифровых продуктов:
— Странная тенденция, которую поддержат только постоянные клиенты продавца и перейдут за ним в другой медиа-канал. А вот новые клиенты будут находиться с трудом — нет доверия к незнакомым группам в мессенджерах. Кстати, "разводов" полно и в VKontakte (12+). Кроме того, почти со 100% уверенностью можно сказать, если вы получили ссылку на Telegram (12+) с предложением что-то купить, особенно по акции — это мошенники. Поэтому логичный вопрос: зачем покупать в мессенджерах и в сомнительных группах? Есть более официальные места, тем более уже больше месяца существует реестр доверенных площадок, запущенный Роскачеством и Росаккредитацией".
Что должно насторожить
Основные опасности во время шоппинга в соцсетях и группах мессенджеров:
Фишинговые ссылки
Вам присылают ссылку, которая ведет на форму сбора конфиденциальных данных. Например, вы будете уверены, что оплачиваете товар, а на самом деле передаете данные злоумышленникам.
Продажа некачественного товара
От этого не застрахованы даже маркетплейсы. Кроме того, схема "утром деньги, вечером стулья" здесь совсем не редкость. Как правило, оплату предлагают сделать переводом на карту. Казалось бы — быстро, удобно, но нет ни чека, ни доказательств, что купил что-то, и конечно, ни о каком возврата товара в течение 14 дней речи идти не будет.
Фейковые группы
Фальшивые страницы и сайты-однодневки могут создавать не только с целью продажи чего-либо, но и для обмана других пользователей, скрытой рекламы и спама.
Веб-скимминг
Киберпреступники обычно взламывают интернет-магазин, прячут вредоносный код на странице оформления заказа, а затем используют это ПО для сбора финансовых данных о покупателях.
Чтобы избежать подобных сценариев, владельцы онлайн-магазинов должны заботиться об информационной безопасности своих площадок. Но в случае с группами и каналами в мессенджерах на такое надеяться вряд ли приходится.