Насколько сложно представить сегодня нашу жизнь без системы медицинского страхования, настолько же сложно представить историю ТФОМС Еврейской автономной области без людей, ее создававших. Тех, кто строил территориальный фонд практически с нуля, тех, кто развивал и укреплял его, и, конечно, тех, кто сегодня обеспечивает стабильную работу фонда и региональной системы здравоохранения. О том, как создавалась одна из важнейших для всех нас организаций, информационному агентству EAOMedia рассказали первый руководитель фонда Анатолий Тихомиров и первый председатель правления фонда Василий Янович.
Вспомним, как все начиналось
Одним из наиболее удачных в череде кадровых решений, которые в начале 90-х годов прошлого века принимало руководство Еврейской автономной области, было решение пригласить на должность директора создаваемого территориального фонда медицинского страхования Анатолия Тихомирова. Выпускник Хабаровского медицинского института к своим тридцати шести годам успел поработать главным врачом больницы самого отдаленного — Октябрьского — района ЕАО, заместителем начальника управления здравоохранения области, попробовать себя в зарождающемся частном бизнесе и считался одним из самых перспективных молодых руководителей в ЕАО. Что и подтвердил своей дальнейшей работой в фонде.
"В каких условиях мы начинали работать, наглядно свидетельствует интересный случай из жизни, — вспоминает Анатолий Тихомиров, — Двадцать шестого марта 1993 года Малый Совет народных депутатов ЕАО принял решение о создании ТФОМСа, а уже 14 апреля я, давший согласие возглавить фонд, сидел в кабинете губернатора области Николая Михайловича Волкова и говорил ему, что мне нужно хоть какое-то имущество для начала работы. Волков выразительно посмотрел на меня и протянул остро отточенный карандаш со своего стола. Подумал немного и вручил еще несколько листов белой писчей бумаги. Вот с этими подарками и благословением губернатора мы и пошли налаживать деятельность ТФОМС ЕАО".
Понятно, что с бумагой и карандашом наперевес работу новой организации не построишь. Поэтому почти полгода — с апреля до октября 1993 года — понадобилось на то, чтобы найти помещение, подобрать людей, сформировать структуру, приобрести нужную технику.
Свою деятельность ТФОМС ЕАО начал во взятой в аренду у мэрии Биробиджана трехкомнатной квартире, в которой раньше находилась комната милиции. Помните, были такие для работы с подростками? Потом было помещение бывшего детского сада, закрытое для посещения детьми из-за повышенного содержания радона. Однако фонду оно вполне подошло. И только через несколько лет ТФОМС перебрался в здание на проспекте 60-летия СССР, где и находится по сей день.
"Нехватка пространства для работы было самым последним, на что мы обращали тогда внимание. Задач — интересных и новых — было столько, что все просто горели на работе. Именно тогда в фонд пришли люди, с именами которых неразрывно связан период становления и развития ТФОМС ЕАО — Татьяна Васильевна Селянина, Людмила Арнольдовна Беседина, Елена Борисовна Погодина, Ирина Ивановна Харченко, Наталья Васильевна Михайличенко, Галина Николаевна Кузьмина, — рассказывает Анатолий Тихомиров, — Все эти специалисты до сих пор в строю, передают свой уникальный, накопленный годами безупречной службы опыт молодым сотрудникам. Ольга Юрьевна Писарева прошла путь от врача до руководителя фонда и сегодня очень эффективно управляет им. Я рад, что мне довелось работать с этими людьми плечом к плечу. Профессионалы высочайшего уровня, старой школы. На таких все эти годы держался и держится сегодня фонд"
.Деньги не любят тишину
По мнению Анатолия Тихомирова, самым сложным в то время было даже не сформировать с нуля коллектив и наладить работу фонда, а эффективно распорядиться собранными деньгами. В первую очередь, защитить их от сумасшедшей инфляции.
Дело в том, что деньги на запуск системы страховой медицины начали собираться в стране и регионах с 1 января 1993 года. Территориальные ФОМСы запускались в работу с весны этого же года. Пока шло их формирование, деньги собирались на специальный счет в Центробанке и не распаковывались. Наступало время, когда расходы подобных организаций начали измеряться миллиардами. Средства (например, в ЕАО их собралось больше 1 млрд рублей) лежали мертвым грузом, дожидаясь своего часа. Распечатать счета по всей стране должны были к зиме 1994 года.
"Тогда, во многом благодаря руководителю отделения Центробанка по ЕАО Лидии Григорьевне Зеленской, губернатору Николаю Михайловичу Волкову, начальнику финансового управления области Татьяне Анатольевне Вайтикунис мы смогли не только одними из первых в России распечатать эти счета, но и успели разместить средства с них в коммерческих банках под депозиты, — рассказывает Анатолий Тихомиров, — И это позволило нам не попасть в число тех региональных фондов, которые после того, как распечатали счета, остались у разбитого корыта.
Деньги-то они почти год собирали, но инфляция просто сожрала эти средства. А у нас к моменту начала активной работы, кроме взносов в размере более 1 млрд, почти 2,5 млрд пришли из коммерческих банков в виде процентов по депозитам. То есть, мы не просто сохранили, но и приумножили деньги, которые предприятия области вносили в фонд обязательного медицинского страхования".
Одновременно сотрудникам фонда приходилось прививать культуру финансовых взаимоотношений плательщикам взносов, без которой страховая медицина существовать не может в принципе.
"Мы активно изучали опыт западных стран, где система страховой медицины использовалась уже много лет. И, конечно, не могли не обратить внимание, что там в принципе нет проблем с выплатой предприятиями страховых взносов. Там платят, потому что просто должны платить: тема даже не обсуждается. А мы, чтобы обеспечить необходимый уровень сбора средств, вынуждены были применять самые разные способы, начиная от использования дружеских отношений с кем-то из руководителей предприятий, заканчивая воспитательными мерами, — вспоминает Анатолий Тихомиров. — Потому что была позиция у многих: не заплатим, и ничего страшного не случится. Помню, довели пару таких дел до арбитражного федерального суда в Хабаровске и опубликовали его решение, чтобы о последствиях отказа платить по взносам знали все руководители в области. Тогда многие поняли, что шуток не будет, платить придётся. Хотя попадались и очень упертые товарищи. Одного такого пришлось вести до Верховного суда".
Время первых
"Это были по-настоящему сложные, но очень интересные годы. Интересные тем, что люди выстраивали абсолютно новую для государства, его регионов систему, — рассказывает первый председатель правления ТФОМС ЕАО, Почетный гражданин области Василий Янович, — Например, на федеральном уровне законодатели все вроде бы отрегулировали, но на уровне регионов все равно оставалось достаточно много вопросов, которые можно было решить только за счёт создания собственной нормативно-правовой базы. Руководители фонда, члены правления тогда очень активно работали с депутатами Законодательного Собрания ЕАО, в состав которого входили специалисты высочайшего уровня. Например, юрист Аня Владимировна Гуршпан, руководители ведущих предприятий ЕАО — Александр Степанович Милютин, Дмитрий Юрьевич Косвинцев и многие другие, кто понимал ситуацию, помогал и советом, и делом, старался сделать так, чтобы система не просто заработала, а начала эффективно решать свои задачи. Она еще не была так жестко централизована, как сегодня, поэтому создаваемая тогда депутатами и специалистами фонда нормативная база многое нам позволяла. В частности, направлять средства на приобретение медицинского оборудования, транспорта для лечебных учреждений и станций скорой помощи. Покупалось оборудование для отделения реанимации, которого тогда остро не хватало, одноразовый материал, инструменты. А в 2001 году в региональный парламент на должность председателя Законодательного Собрания пришел Анатолий Федорович Тихомиров, что увеличило эффективность сотрудничества депутатов и ТФОМС".
Это было еще и время возможностей. Например, можно было работать с федеральным фондом в плане дополнительной финансовой поддержки региона. И здесь специалистам ТФОМСа удалось успешно выстроить работу. Что оказалось под силу далеко не каждому субъекту Федерации.
"Мы, хоть и не без труда, но смогли доказать центру, что область не в состоянии в полном объёме обеспечить финансирование своих медицинских учреждений, просто потому, что на территории невозможно собрать необходимый объём средств. И не потому что платить предприятия не хотели. У нас сбор взносов стабильно был на уровне 98 %. То есть, мы собирали практически всё, что должно было собраться, — вспоминает Анатолий Тихомиров, — Бюджет региона при всех его сложностях отдавал деньги на страхование неработающего населения в объёме до 95%. Области просто не хватало экономического потенциала. И центр, приняв все наши сложности, пошёл навстречу. Каждый квартал удавалось дополнительно привлечь из федерального фонда в ЕАО от 3 до 5 млн долларов дополнительно. Деньги шли не только на поддержку действующей системы, но и на приобретение медицинского оборудования. Это очень поддерживало и помогало системе здравоохранения ЕАО развиваться".
Сейчас такая схема действовать не может, потому что сбор средств централизован на федеральном уровне. Расходы региона защищаются в Москве, в утвержденных рамках поступают на территорию субъекта и тратятся в соответствии со сметой, которая заложена в бюджете. Лучше это или хуже?
"Мне сложно сегодня сравнивать эффективность старой и новой системы. Я бы не хотел делать оценки. Хочу лишь сказать, что ее работа выстроена, понятна специалистам. Другое дело, что размер взносов не меняется уже в течение многих лет. Зарплата, с которой идут перечисления, не растёт так, как хотелось бы. А цены на медицинское оборудование, инструменты и прочее растут постоянно. Это требует дополнительных государственных вливаний в систему. Но пока правительство страны идет другим путём, финансируя целевые программы развития здравоохранения. И на это тратятся серьезные деньги — до 2 трлн рублей в год", — говорит Анатолий Тихомиров.
Люди — главная ценность
"Я видел тогда, и сейчас — через много лет — помню, насколько интересна была людям, создававшим фонд, их работа. Его руководители всегда старались не просто сформировать структуру организации и подобрать под нее грамотных людей. Они еще и делали все для того, чтобы сотрудники хотели работать в этой системе, с удовольствием шли на службу, — рассказывает Василий Янович,
— Понятно, что кто-то уходил. Но те, кто оставался, дело свое выполняли на пять с плюсом. И ведь простой работы у них не было: все с нуля, все на энтузиазме и профессионализме. Поэтому, самое ценное, чем располагал тогда и располагает сегодня фонд — это, без всяких сомнений, люди. Те, кто начинал 30 лет назад с чистого листа, те, кто закрепил успехи, и те, кто множит их сегодня".
Со своим коллегой полностью соглашается и Анатолий Тихомиров, при котором был сформирован костяк коллектива. По его словам, сотрудники фонда настолько профессиональны, что очень сложно говорить о ком-то из них отдельно.
"Однако просто нельзя не упомянуть некоторых людей. Про тех, кто работает сегодня, я говорил выше. Но есть и те, кто сегодня по разным причинам уже не работает в системе, — говорит Анатолий Тихомиров, — Это, конечно, Владимир Семенович Елизаров. Сначала активно помогал нам, будучи главным врачом больницы в Теплоозерске. Потом работал в Облученском районном филиале фонда, а после много лет руководил и всем фондом. Очень эффективный директор был. И смену себе подготовил отличную — нынешнего директора Ольгу Юрьевну Писареву, а не просто ушел на пенсию. Нас до сих пор связывают дружеские отношения.
Лия Сауловна Пицюк. Именно про таких говорят — специалист от бога. Когда приняли решение создавать фонд, она работала в финансовом управлении области, уже была предпенсионного возраста. Мы с ней были знакомы хорошо, и я попросил ее прийти, помочь. Она согласилась, и то, что сегодня эффективно работает система бухгалтерского учёта, экономического планирования в фонде, во многом её заслуга. Огромнейший жизненный опыт, знания. Дай бог ей здоровья.
Мацанов Александр Абрамович был первым замом директора фонда. Прекрасно разбирался в вопросах экономики. Без его одобрения ни одна копейка никуда не направлялась. Мне кажется, это было место, где он себя раскрыл. К нему с большим уважением относились руководители лечебных учреждений.
Можно и дальше вспоминать. Но хватит ли места и времени? Я уверен, что в праздничные дни каждый из тех людей, кто причастен к истории ТФОМС ЕАО, получит свою долю и поздравлений и, внимания".