Информационное агентство EAOMediа принимает участие в областном конкурсе журналистских работ "Человек труда", совместно организованном Союзом журналистов Еврейской автономии и правительством региона. В течение года в своих материалах мы будем рассказывать о людях, которые посвятили себя, казалось бы, обычным, зачастую скромным, но очень важным профессиям. Расскажем и о редких специальностях. Например, героем первой нашей публикации в рамках проекта стал кузнец, мастер художественной ковки из Биробиджана Дмитрий Заварзин. Уже более 10-ти лет он возвращает эту профессию на изначально свойственный ей путь — творческой работы с металлом.
До чего довел прогресс
Первого в своей жизни человека, имевшего профессию кузнеца, я встретил, когда после школы пришел работать на биробиджанский завод "Дальсельмаш". По соседству со стареньким ремонтным нашим цехом находилась такая же старая заводская кузня, прокопченная изнутри до такой степени, что, казалось, целиком была она сложена из той самой, но только спрессованной в монолит копоти. Под стать ей были и местные кузнецы — не очень-то и кряжистые мужики в промасленных спецовках, сновавшие по темному цеху среди сполохов огня и безостановочного боя таких же прокопченных пневматических молотов. На кузнецов из моих исторических книжек и кинофильмов они похожи не были. Разве лишь тем, что помимо рутинной своей работы промышляли иногда изготовлением охотничьих и рыболовных ножей. Замечательных, кстати, изделий. Но все это делалось тайком и было недоступно стороннему глазу.
Одним словом, вместо веселого звона молотков по наковальне, молодецких ударов да игристых брызг раскаленного металла, наблюдал я картину не очень-то и яркую. Потом, за время журналистской своей работы, бывал в кузнях гораздо современней дальсельмашевской, но за классической работой кузнеца, такой, чтобы прямо на обложку, наблюдать не пришлось: все больше — пневматические прессы, молоты, сварочные аппараты и прочие достижения бездушного прогресса. Пока не попал в мастерскую биробиджанского кузнеца Дмитрия Заварзина, который вот уже 10 лет успешно возвращает эту очень редкую нынче профессию на изначально свойственный ей путь — творческой работы с горячим металлом. И часто возводит ее почти в искусство.
Хочу все знать
Азы того, как ведет себя металл под нагревом и что можно сделать из, казалось бы, бездушного материала, Дмитрий начал постигать в одном из производственных училищ Биробиджана. Здесь он получил специальность газосварщика.
Но резать или даже сваривать железо было далеко не так интересно, как придать куску металла форму, допустим, диковинного зверя или охотничьего ножа. Дмитрий чувствовал, что у него может получиться: в венах 20-летнего парня кровь текла явно горячая. Да и сложение не подкачало — кузнечным молотом махать мог бы почти без устали. Еще и натура явно творческая.
Поэтому, поработав недолгое время по профессии и перелопатив массу специализированных сайтов и групп в социальных сетях, Дмитрий начал осваивать кузнечное ремесло. Сначала самостоятельно. А потом махнул в Казань, в одну из тамошних кузниц, владельцы которой пригласили дальневосточника поработать и бесплатно поучиться их ремеслу. Ближе тогда ничего не нашлось: очень уж редкая профессия. Да и не каждый мастер готов делиться уникальным своим опытом.
"В итоге собирался на неделю, а получилось на месяц, — вспоминает Дмитрий. — Взяли меня, как полагается, рядовым подмастерье. Поэтому начал с самых азов. Очень благодарен ребятам. Где бы еще я мог получить тогда такие знания? Ни одно училище, ни один техникум не готовили и не готовят сегодня кузнецов в их классическом виде. Поэтому, как во времена наших прадедов — искусство художественной ковки передается от мастера ученику исключительно в кузне. Конечно, есть масса нужных материалов в Сети, но ничего не заменит личного обучения".
Вернувшись из Казани, Дмитрий взялся за организацию собственного дела и кузни, где мог бы работать и для души, и для того, чтобы прокормить семью.
Дом кота и дракона
В небольшом помещении кузни, которая приютилась между Биробиджаном и селом Птичник, меня встречают сам кузнец и молодой дружелюбный кот Иннокентий. Его кузнец подобрал совсем маленьким и умирающим прямо на улице, выходил, в прямом и переносном смыслах отогрел в кузне и оставил жить. Кот, вытащивший свой счастливый билет, по-хозяйски теперь гуляет среди наковален, молотов и прочих инструментов. Вместо игрушек — разные железяки. С интересом наблюдаю, как он гоняет по наковальне здоровенный кованный вручную гвоздь. Это вам не какой-нибудь бабушкин клубок с нитками. В кузне все должно быть брутально. Даже скромный букетик в две розы выкован здесь из железа.
"Это одна из первых моих работ. Наверное, поэтому до сих пор не подарил никому", — говорит Дмитрий, демонстрируя мне цветы, как будто и не кованные вовсе, а, скорее, аккуратно вырезанные из металла. Изящный букет соседствует на полке рядом с драконом, который угрожающе раскинул свои крылья, смешными мышами на каких-то повозках, загадочными совами и прочей живностью.
Я смотрю на дракона, который кажется мне здесь самой колоритной фигурой, но кузнец, заметив мой интерес, берет в руки не железную эту рептилию, а небольшое совсем изделие в виде конской головы.
"Дракон, конечно, интересный на вид. Но в изготовлении применялась сварка, и это снижает его ценность в моем представлении. А вот эта фигурка — кованная целиком, никаких современных технологий. Как и совы, цветы или вон та елка новогодняя", — показывает кузнец на небольшое железное деревце, увешанное яркими праздничными шарами. Елка, установленная на железном верстаке, органично вписывается в суровый интерьер мастерской, который формируют наковальни, кузнечный горн, тиски, наборы кованных инструментов, а также сварочный аппарат и пневматический молот.
Про молодых, любовь и творчество
Вообще, работу свою Дмитрий четко делит на две составляющие: искусство и коммерцию. Первая — исключительно для прокорма души, вторая — для содержания кузницы и большой семьи: жены, двух сыновей и дочки. При этом необходимость зарабатывать отнимает львиную долю времени. Люди идут к мастеру с заказами на изготовление кованных оград, скамеек, перил, мангалов, кроватей и прочих исключительно утилитарных вещей.
"Хотя и здесь есть место творчеству, — говорит кузнец и показывает мне целую галерею фотографий подобного рода изделий. — Например, ни одной одинаковой кровати не сделал. Все разные, со своими особенностями, которые часто диктуются запросами заказчиков, иногда очень своеобразными".
Отдельная категория клиентов — мужчины, увлекающиеся домашним хозяйством, охотой и рыбалкой. Для них Дмитрий кует инструменты, пешни для рубки льда, очень редко, исключительно для друзей или хороших знакомых, делает ножи. Недавно по заказу московских реконструкторов выковал средневековый меч из дамасской стали.
Кто хоть немного разбирается в оружии, поймет, насколько сложна подобная работа, в ходе которой кузнец молотом должен сплавить в одном клинке сотни слоев металла. Спрос на подобного рода изделия традиционно высок, однако работа требует не только времени, но и ухода в смежные профессии: для изготовления рукояток, полировки или хромирования, вытравливания металла и др.
"А самое главное, для работы полноценной оружейной, да и любой кузнечной мастерской нужны помощники. И это сегодня главная проблема нашей профессии. Не спешат молодые в нее идти, — говорит Дмитрий. — Причин этому лично я вижу несколько. Во-первых, многие хотят всего и сразу. Желательно при этом не пачкать руки. Все стремятся в большие города, в чистые офисы. А на государственном уровне отсутствует пропаганда рабочих профессий. Следовательно, их престиж в молодежном обществе стремится к нулю.
В результате, специальности слесаря, токаря, сварщика и другие становятся уделом ребят, не имеющих возможности надеть модный костюм и уйти работать в офис. Уже сегодня в Биробиджане, где когда-то рабочих было пруд пруди, высококлассных слесарей можно по пальцам пересчитывать. Про кузнецов я вообще молчу.
Во-вторых, профессия кузнеца подразумевает владение еще несколькими специальностями. Сварщиком нужно быть, слесарем, понимать, как ведут себя разные металлы под разным воздействием. Нужно многому учиться и многое знать. Ну и, конечно, любить эту профессию. Поэтому нас так мало. Для примера: ближайшая к Биробиджану кузница находится во Владивостоке. То есть, расстояние между нами — в тысячу километров. И ведь завалены заказами. Работы полно, но новые мастерские пока не открываются. Профессия кузнеца в классическом его виде перешла в разряд редких".
Братство огня
Мы идем по мастерской, и я впервые в жизни вижу инструменты, рожденные не под заводским прессом, а на наковальне: в огне и брызгах металла. Они и выглядят совершенно по-другому: вместо заводского штампика, например, молотки украшает рукотворный узор — собственный на каждом инструменте. Также классно выглядят и топорики, которые Дмитрий очень редко, но все же кует для друзей. К сожалению, посмотреть их я могу только на фотографиях. Подобные изделия являются товаром штучным и в мастерской не задерживаются. А служить будут, по словам моего собеседника, верой и правдой долгие годы. Как все, что делается не машиной, а человеческими руками и с большой любовью.
С одной из полок кузнец достает металлическую заготовку в форме птицы с раскрытыми крыльями размером ладони в три. С ней связана интересная история.
"В одной из соцсетей есть группа "Братство магов огня", состоящая из российских в основном кузнецов, — рассказывает Дмитрий. — Один из ее основателей, мастер из Туапсе Денис Мильченко договорился с властями поставить в городе памятник всем нашим ребятам, погибшим в ходе специальной военной операции. Название ему придумал — "Смерч журавлей". Памятник будет состоять из множества взлетающих в небо журавлиных фигурок, выковать которые он предложил каждому из нас. Образно говоря, в Туапсе со всей страны должны слететься журавли, символизирующие души российских бойцов, и собраться там в один большой клин. Как в известной песне".
Журавлик из ЕАО, сделанный руками Дмитрия, уже отправился в Туапсе. Но одна — резервная — заготовка осталась в мастерской. Ждет своего часа, по словам кузнеца. Он очень надеется реализовать подобный проект в нашей области и даже предложил идею представителям городской власти. Теперь ждет: может, и в Биробиджан когда-нибудь слетятся железные журавли со всех концов нашей страны.
Опыт сотрудничества с властью у кузнеца, кстати, имеется. Будете гулять по скверу Победы в областном центре, обратите внимание на кованые скамейки, каждая из которых увенчана такой же кованной цифрой 75. Именно к 75-летию Великой Победы Дмитрий при поддержке мэрии Биробиджана и одного из российских крупных банков изготовил скамьи, установленные сегодня в сквере.
"Вот здесь было принято решение, — кузнец показывает на заваленный чертежами и мелким инструментом, железный, тяжелый, разве что не кованный стол в одном из углов кузницы. — Мэр тогда заехал познакомиться, посмотреть, что могу делать. Пили чай, разговаривали. Я и сказал, что есть идея сделать скамейки: и красивые, и антивандальные к тому же. И уже через несколько дней приступил к заказу. Получилось неплохо, мне кажется".
Я силюсь вспомнить эти самые скамейки, но понимаю, что надо ехать и специально смотреть. Через пару дней стою в сквере и вижу — действительно, неплохо.
Счастливый человек
"Получается, что я счастливый человек, — почти философски рассуждает после экскурсии по мастерской Дмитрий, сидя за столом и прихлебывая из кружки крепкий чай. — Мне удалось совместить профессию и любимое дело. Такое ведь нечасто бывает. Вот просыпаешься ночью, а в голове идея какая-то родилась. Лежишь, обдумываешь ее. Потом встаешь, тут же — ночью, садишься на велосипед и гонишь в темноте в кузню, чтобы не откладывать дело до завтра. Такое возможно, только если твоя работа — вся твоя жизнь".
"А супруга, дети? Им ведь внимание нужно. Такое увлечение работой семье не мешает", — спрашиваю у собеседника.
"Жена Евгения у меня просто замечательная. Прекрасно все понимает. Она, кстати, медик и помощь ее часто бывает незаменимой. Например, зимой, когда у горна температура, как в вулкане, а с улицы заходит холодный воздух, то поясницу так может прихватить, что хоть "караул" кричи. А тут семейный лекарь и подлечит, и на ноги поставит, — улыбается кузнец. — Семье и детям стараюсь уделять достаточно внимания. Тем более сейчас, когда младшему сыну Диомиду еще и года нет. Конечно, жертвую работой, но это необходимо. Семья платит взаимностью. Дочь Анастасия работает с соцсетями, без которых никуда сегодня, старший сын Володя тоже помощником растет. Может, в будущем пацаны и встанут к горну вместе со мной. Я бы этого очень хотел".
Я же вспоминаю, что есть достаточно примеров, когда передник подмастерья, а потом и кузнеца надевали не только мальчишки, но и девчонки. И это совсем неудивительно. Ведь на одной и той же наковальне можно сделать и утонченную розу, и грозный меч.
Вместо эпилога
Местные журналисты любят кузню Заварзина — за колоритный материал, хозяйское радушие, а также возможность хоть немного поработать не только пером, но и кузнечным молотом. Дмитрий никогда не откажет гостю в просьбе принять участие в ковке, а то и сам предложит помочь ему у наковальни. Вот и для нас уже разогрет горн. Железный пруток, который нам предстоит обковать, светится алым огнем. Вспоминаю, что в роду моем тоже были кузнецы, и берусь за молоток. Удар! И яркие брызги летят в сторону. Нет, это не прокопченный цех давно исчезнувшего завода. И не мастерская нового времени, полная прогресса. Это совершенно иной левел, на который стоит забраться, хотя бы для того, чтобы понять — профессия кузнеца обречена жить...