Железнодорожный вокзал Биробиджана
Фото: Госархив ЕАО

89 лет исполнилось Еврейской автономной области!

Интервью о выборе территории для переселения евреев, комарах и поисках еврейского счастья (ВИДЕО)

7 мая 2021 года Еврейская автономная область отметила 89 день рождения. О том, как было принято решение о создании нашего региона, кто отправился строить ЕАО, и в каких условиях жили первые еврейские переселенцы, корр. ИА EAOMedia рассказал руководитель научно-просветительского Центра истории и культуры ЕАО ИКАРП ДВО РАН Валерий Гуревич. Проект создан при поддержке Фонда президентских грантов. 

Валерий Гуревич

Валерий Гуревич. Фото: ИА ЕАОМedia

— Валерий Соломонович, какие памятные даты в истории нашей области отмечаются в конце апреля — начале мая?

— В соответствии с законом Еврейской автономной области "О памятных датах" в ЕАО 28 апреля 1928 года — это день приезда первых евреев-переселенцев на территорию области. 7 мая 1934 года — день преобразования Биробиджанского национального района в Еврейскую автономную область, а в конце мая мы отметим день подписания Айгуньского договора в 1858 году. По нему территория Приамурья была передана в вечное пользование России. И с тех пор является территорией Российской Федерации.

— Как появилась идея создания Еврейской автономной области? Почему евреи из центральной России согласились переезжать практически в тайгу?

— Еще четыре тысячи лет тому назад в районе Средней Азии жили народности, по своему происхождению и языку принадлежавшие к расе семитов. Они создали еврейское государство в первом веке прошлого тысячелетия во главе с царем Давидом, которого сменил его сын Соломон. После распада государства в течение двух тысячелетий евреи не имели своей государственности, были разбросаны по всему миру, но в то же время всегда рассматривали себя как часть целого — народа Израиля.

После раздела ведущими европейскими государствами Речи Посполитой во второй половине XVIII века и присоединения ее части к России, проживавшее здесь еврейское население отошло в качестве поданных к России.  Ранее Польша, в которой проживало основное количество евреев Европы, активно привлекало к себе евреев для развития экономики, культуры, создавали для них условия. И когда эта территория перешла уже к России, Елизавета I, а потом и Екатерина-II, первоначально пообещала сохранить для еврейского населения условия, равные, как и для других народов, существовавшие в Речи Посполитой, но затем, как всегда, перешли на более жесткие меры. Была определена черта еврейской оседлости в западной части Российской Империи, где обязаны были проживать евреи. А при Екатерине-II из 8,5 млн евреев, которые были в европейской части, 5,2 млн проживало именно в Российской Империи.

Абсолютное большинство евреев находилось в этой пресловутой черте оседлости. Им запрещалось переезжать в большие города, заниматься многими производствами, сельским хозяйством, ограничивалось их поступление в учебные заведения и так далее. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Временным правительством был принят закон "Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений",  давший право всем национальностям исповедовать свою веру, проживать там, где они хотят. Это подтвердило и советское правительство после Октябрьской революции. Советская  власть объявила себя борцом с великодержавным шовинизмом, выступала за "свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп". 

Евреи приветствовали революцию с огромным  энтузиазмом и были полностью уверены, что все гонения и страдания закончились, что они встали на путь  "от неволи к свободе, от темноты к великому свету".

В годы Гражданской войны еврейское население так же пострадало от погромов и унижений. Погромы совершали как белые, так и красные. Кончилась Гражданская война, наступил НЭП, а евреи, не имевшие земель для занятия сельским хозяйством, ограниченная в переезде в крупные города, занималась ростовщичеством, мелкими промыслами, мелким производством и торговлей.

Оценив сложившуюся ситуацию, вполне отдавая себе отчет о бедственном положении евреев в Союзе, руководство страны начало широкомасштабные мероприятия по решению еврейского вопроса. Они заключались в желании руководства страны дать евреям, как и другим национальным меньшинствам, свою территорию, возможность сохранить свою, еврейскую, как в дальнейшем ее называли, "национальную по форме и социалистическую по содержанию" культуру, свой язык. Земля и язык составляли основу советской национальной политики.

В 1919 — начале 1920-х годов они начали получать земли пустующие. Вначале это был Крым, Белоруссия, южная Украина, где были созданы первые еврейские колхозы, и даже образованы национальные районы. Но земель было недостаточно и для своих, местных людей, которые там проживали. Очень остро возник вопрос между татарской, еврейской и украинской общинами в Крыму. Все понимали, что для того, чтобы создать автономию — область, республику, край нужны свободные земли, нельзя кого-то другого вытеснить с этих земель и посадить туда людей другой национальности. Должна быть возможность создания какой-то культурной жизни на языке преобладающего населения. Начали искать другие земли. Несколько экспедиций направили на Алтай, на север и на юг.

Карта территории Приамурья 1926 год

Карта территории Приамурья 1926 год. Фото: Наследие ЕАО

Один из руководителей правительства академик Вильямс занимался переселением на Дальний Восток. Он предложил рассмотреть переселение в Приамурье на свободные земли, где недавно только построена Транссибирская магистраль.

Участники экспедиции по исследованию Бирско-Биробиджанского района. 1927 г.

Участники экспедиции по исследованию Бирско-Биробиджанского района. 1927 г.. Фото: Наследие ЕАО

Летом 1927 года на территорию Приамурья под руководством агронома Бориса Брука отправили экспедицию КОМЗЕТА, созданного при правительстве России Комитета по земельному устройству еврейских трудящихся. Они пришли к выводу, что на свободные земли можно организовать переселение, но с предварительной тщательной подготовкой жилья и земли для ведения сельского хозяйства. ЦИК СССР 28 марта 1928 года принимает постановление о передаче под управление КОМЗЕТу этих земель, а уже через месяц, 28 апреля, приехали первые переселенцы. 

— Кто был в числе первых переселенцев? Неужели люди решались сразу переезжать семьями?

— Сначала на эту территорию отправляли мужчин, а после обустройства к ним приезжали семьи. Их не встречали с оркестрами, их встречали комары и острая нехватка жилья, люди жили в палатках, которых тоже не хватало. Выдавались кредиты, на которые приобретались лошади, за которыми нередко приходилось отправляться переселенцам в Сибирь. Это были первые группы по 10-20 и более человек. В дороге многие из них объединялись в артели. Первыми ехали те, кто в западных регионах не имеет ни работы, ни жилья, ни специальности, ничего.

Люди просто хотели работать, а в местах их проживания царила безработица, люди страдали. Многие не имели ни сельскохозяйственной, ни строительной специальности, поэтому российские и международные еврейские организации организовывали обучающие курсы, поставляли оборудование для пошива и изготовления одежды, обуви, заготовки и переработки леса, присылали инструменты.

— Строить Еврейскую автономную область ехали только с территории республик СССР? 

— В 1928 —1929 годах ехали люди в основном без специальности. Позже практика показала, что сюда нужно приглашать и специалистов, которые организовывали артели, коммуны. Так и создавали свое производство. Например, биробиджанская мебельная фабрика — это бывшая артель "Венский стул". Организаторы приехали группой. Коммуна ИКОР — это тоже группа молодых ребят, приехавших из одного населенного пунтка, которые еще по дороге в коммуну объединились и создали мощное по тем временам производство Соцгородок — промышленное и сельскохозяйственное в районе Волочаевки-II. 

С начала 1930-х годов при поддержке зарубежных еврейских организаций стали приглашать и зарубежных специалистов. Но этим желающим ставили определенные условия. Они должны были принять гражданство СССР, дать гарантию, что будут в стране работать 3-5 лет, заплатить 300 долларов за проезд, и так далее. В период сталинских репрессий многие из них пострадали. В довоенные годы большая часть пострадавших были зарубежными специалистами, которым потом приписывали связь с польской, японской и другими разведками. 

Именно 28 апреля, считается днем приезда первой группы переселенцев в ЕАО. Это были жители Винницкой, Смоленской областей и те, кто организовал первое село Валдгейм.

Среди первых переселенцев были и журналисты, потому что велась большая агитационная работа. В первых числах мая 1928 года приехал Альбертон, который позже написал книгу "Биробиджан" (6+), где описал, как ехали и как встречали первых переселенцев.

О первых трудностях переселенцев в своих воспоминаниях в книге "Евреи в тайге" (12+) написал Виктор Финк:

"Это сыновья местечковых портных и водовозов, дочери искателей еврейского счастья и дети голытьбы, сутулые от нищеты и горя. Рука могучей эпохи вырвала их из недр унизительного убожества, где жили и умирали их отцы. Она подняла их и высоко швырнула. И они летели над тревожным миром, и вот они упали у края земли, там, где начинается неведомое и страшное — тайга. Они не отступили перед грозным и зловещим гением, не бросились назад, столкнувшись с ее суровостью. Они выстояли в первой, самой решительной схватке". 

Карта Биро-Биджанского района Дальневосточного края 1931 года

Карта Биро-Биджанского района Дальневосточного края 1931 года. Фото: Наследие ЕАО

— Можно по-разному относиться к этим словам. Но они, действительно, приехали в самое трудное время, создали основу для дальнейшего переселения, развития территории, которая сегодня носит название — Еврейская автономная область —  говорит Валерий Гуревич.

223723
Общество