Информационное агентство EAOMediа принимает участие в областном конкурсе журналистских работ "Человек труда", совместно организованном Союзом журналистов Еврейской автономии и правительством региона. В течение года в своих материалах мы будем рассказывать о людях, которые посвятили себя, казалось бы, обычным, зачастую скромным, но очень важным профессиям.
"Дорожные проблемы" всегда стоят на особом месте в России, поэтому профессия строителя-дорожника является одной из самых важных среди технических специальностей. В 2023 году в Еврейской автономной области планируется отремонтировать более 30 км региональных и местных дорог. Часть этих работ выполняет предприятие ПМК "Биробиджанводстрой". О работе дорожной службы предприятия в интервью ИА EAOMedia рассказал главный инженер предприятия Сергей Ряполов.
Сергей Дмитриевич на ПМК "Биробиджанводстрой" пришел сразу после института. В ноябре 1982 года молодой мужчина пришел устраиваться на ПМК-94 Треста "Биробиджанводстрой". С тех пор для него дорожное строительство стало главной дорогой жизни.
— Я всегда считал, что строить интереснее, чем торговать, — говорит Сергей Дмитриевич. — Кто никогда не строил, этого не поймет, но уж если втянулся в это дело, то потом уже не уйдешь. Вот и я сначала работал мастером строительно-монтажных работ на участке. Тогда предприятие было чисто мелиоративным, строили дороги, разрабатывали поля, корчевали лес, вели гидротехнические работы. Потом стал прорабом, начальником участка, а затем — инженером предприятия. Было время, когда ушел с предприятия ПМК "Биробиджанводстрой", — рассказывает Сергей Дмитриевич.
В тот период Сергей Ряполов занимался антикризисным управлением, также успел поработать в управлении дорог ЕАО, но достаточно быстро понял, что дорожное строительство его влечет намного больше. Ушел в БДРСУ, в котором проработал пять лет.
— Все-таки я сразу понимал, что дорожное строительство — это моё. Нравится мне проходить по новым участкам, работу проверять, решения разные принимать. А когда работа закончена, едешь по асфальту — душа поет!
Позже, когда ПМК-94 Треста "Биробиджанводстрой" приватизировали, на предприятие стали набирать новый коллектив, и Сергею Ряполову предложили вернуться на предприятие. Не долго думая, он согласился.
— Правильно говорят, один в поле не воин, нужны кадры. Тогда я стал хороших работяг искать среди знакомых, — рассказывает Сергей Дмитриевич. — Дорожное строительство — это ведь сложная сфера работы, здесь нужны профессионалы своего дела — машинисты катков, асфальтоукладчиков, гудронаторы, бульдозеристы, экскаваторщики, и многие другие. Поэтому и брать нужно тех людей, на кого есть надежда, кого хорошо знаешь. Многие сначала сомневались, но у нас было преимущество перед другими предприятиями — хорошо проявившим себя работникам руководство предоставляет квартиру. Разговаривая со своей супругой, я понял, что единственный, кто может мужика заставить поменять работу — это жена. Так и уговорили всех (смеется).
Один из первых к нам пришел мастер Андрей Сластухин — он лучше всех асфальт знал, сейчас он уже свой опыт передает молодым ребятам. Андрей Дмитриенко занимался трубами, он знал их досконально, знал, как работать с любыми видами труб. Алексей Булавин качественно занимался основанием дороги. Так, потихоньку, я собрал команду около 20 человек.
Для большинства простых обывателей, строительство дорог — это просто укладка асфальта. Но на самом деле, прежде чем появится ровная, красивая дорога, специалисты проводят много других работ.
— Сначала геодезист получает проект, приезжает на место, где будет строиться или реконструироваться дорога, ставит разметки, высотные отметки, — рассказывает Сергей Дмитриевич. — Затем инженер-лаборант приезжает на карьер, берет пробы грунта, проверяет, подходит ли он для строительства. При этом для каждой дороги собирается своя смесь грунта, поэтому лаборант проводит подбор, ищет нужный состав. Вместе с мастером строительно-монтажных работ проверяет уплотнение земельного полотна.
После этого уже на участок заходят мастер, начальник участка, прораб. Начинается валка леса, выкорчевка пней, срезка растительного грунта до уплотнения. Геодезист делает съемку участка. Далее — отсыпка земляного полотна, укладка дорожной одежды, отсыпка, подготовка, уплотнение.
Раньше, когда отсыпали обочины, работал грейдер. Сейчас у нас есть установка для отсыпки обочин "БЦМ-73", она цепляется к автогрейдеру или фронтальному погрузчику. Самосвал высыпает грунт, грейдер подравнивает, каток прикатывает и получается красиво и идеально. И уже только после этого начинается обустройство дороги. Процесс не быстрый, но зато, когда дорога готова — едешь и душа радуется.
— Где сложнее работать: в черте населенного пункта или за его пределами?
— В городе, например, в этом году мы должны сделать порядка 24 км тротуаров. На некоторых участках мы просто мучаемся, а всё потому, что на тротуарах очень много канализационных колодцев, а где-то ширина пешеходной зоны не позволяет пройти асфальтоукладчику. Особенно этим грешит переулок Театральный и улица Шолом-Алейхема — там очень много ручной работы, поэтому процесс идет медленнее, чем если бы мы работали за пределами города. Если, например на трассе за одну смену мы можем уложить до 600 тонн асфальт, то в городе за это же время едва ли 350 тонн успеваем. К тому же мешает автомобильное движение, любопытные дети или прохожие указывают, как нам правильно делать свою работу и где технике лучше встать, чтобы не мешать ходить пешеходам.
Казалось бы, в дорожной службе нет места хрупким женщинам. Но, оказывается, все совсем не так. Конечно, на дороге работают только мужчины, но есть в коллективе предприятия и женщины, например, это мастера, лаборанты, инженеры ПТО и, конечно, повара. Ведь рабочему человеку для того, чтобы были силы, нужно трехразовое питание.
— С этой непростой задачей справляются прекрасные женщины — Татьяна Федоровна, Ирина Юрьевна, Анечка, они очень вкусно готовят для тех, кто уезжает работать на вахту в тот же Унгун. Если работники встают в 6 — 7 часов утра, чтобы в 7.30 выехать на участки, то девчонки встают в 4 утра, чтобы приготовить для них завтрак. Помимо завтраков, обедов и ужинов, они готовят пайки для тех, кто остается дежурить у техники, пока все на обеде.
— Какое соотношение опытных и молодых специалистов коллективе предприятия?
— Большая часть коллектива — мужчины старше 40 лет. Молодежь тоже есть, но, к сожалению, их не так много, как хотелось бы. Сейчас у нас без водителей стоит несколько машин, экскаваторов, бульдозеров, особенно тяжелые. Проблема в том, что не все выпускники училищ готовы работать со спецтехникой с прицепом или тралом. Но все же есть молодые парни, которые "горят" своей работой. К примеру, когда к нам пришел работать Иван Ерохин, он вообще ничего не умел, но у него было желание учиться. Сегодня он прекрасно работает на новом китайском экскаваторе SANY. Другой парень, Иван Ермаков, уже был подготовлен к работе, отучился на разных специальностях и сейчас он — экскаваторщик, который действительно чувствует технику, не ленится и всегда знает, чем ему заняться, пока нет машин для погрузки.
По словам Сергея Дмитриевича, ПМК "Биробиджанводстрой" сотрудничает с хабаровским политехническим техникумом, именно там руководство присматривает толковых выпускников, которым готовы предложить работу на предприятии.
— На самом деле, таких молодых специалистов мало, но мы готовы предложить им хорошие условия работы и жилье. Главное, чтобы было желание работать. Например, пришел к нам паренёк, сначала я не думал, что из него толк выйдет, но нет, он остепенился, взялся за ум. Начал он дорожным рабочим, потом закончил в училище курсы тракториста, асфальтоукладчика, и сейчас отлично управляет новой дорожной фрезой. На самом деле много таких хороших примеров, — говорит главный инженер предприятия.
Как такового наставничества на предприятии нет, но каждый специалист готов в любой момент помочь не только словом, но и делом, говорит Сергей Ряполов.
— Это нормальное для нас явление — помогать друг другу. Когда возникают сложности в работе, каждый из специалистов подключается к решению возникшей проблемы, а если нужно, то все вместе разбираемся в новом оборудовании. Есть у нас автоэлектрик Евгений Котов — любознательный, многогранно развитый парень, мастер своего дела. Когда мы начали устанавливать автономное освещение, он вместе с электриками самостоятельно разобрался в оборудовании, разложил все чертежи, и, не видя установку вживую, все правильно собрал.
Сергей Ряполов признается, что с введением санкций против России, работать стало сложнее, но ежегодно автопарк предприятия обновляется новой техникой.
— На сегодняшний день в автопарке предприятия — около 15 автомобилей Scania, но их больше не продают. Закупили восемь новых Shacman, Volvo, два асфальтоукладчика. Фактически теперь мы можем одновременно запустить сразу три асфальтоукладочных комплекса и работать на трех разных участках.
Работа дорожников в Биробиджане. Фото: Мэрия города
— В работе дорожной службы, как и во всех сферах, есть свои нюансы работы. Нередко у простых граждан возникают вопросы, и даже порой возмущения, к качеству работ, к некоторым (непонятным для них) технологиям, которые вы применяете.
— Согласен, бывает, что мы сталкиваемся с непониманием людей. На самом деле это неприятно, когда люди, ничего не понимающие в дорожном строительстве, обсуждают нашу работу. Я считаю, что если возникли вопросы, то нужно просто подойти и спросить у дорожников, а не снимать видео, причем, нередко, с оскорбительными комментариями.
У каждого нашего действия есть обычное, по нашим меркам, объяснение. Мы работаем, не нарушая технологии. Например, идет комбинированная дорожная машина и разбрасывает песок. А зачем? Когда жара в 30-35 градусов, есть такое понятие, как "выпотевание асфальта", это когда битум выступает на поверхность дорожного покрытия и его наматывает на колеса. Это вполне нормальное явление. Вот тогда и нужно дорогу просыпать. И так, на каждую претензию есть свое объяснение. Дорожная служба всегда работает в соответствии с нормами и стандартами.
Работа дорожников в Биробиджане. Фото: Мэрия города
Работа дорожников тяжелая, выматывающая. Особенно сложно работать в жару при температуре 30-35 градусов, укладывая асфальт при температуре смеси — 120 градусов. Но каждый специалист дорожной службы ПМК "Биробиджанводстрой" трудится во благо жителей ЕАО. Ведь, согласитесь, очень радостно ходить по новеньким тротуарам и ездить на авто по ровной дороге. Главное — просто перетерпеть время, когда идет ремонт, чтобы потом, как говорит Сергей Ряполов — "едешь по асфальту и душа поет".