В самом конце 19 века, 27 октября 1899 года, в городе Староконстантинов Волынской губернии Российской империи в семье приказчика Израиля Либерберга и его супруги, мастерицы корсетов Розы родился мальчик, названный родителями Иосифом. Он стал уже четвертым сыном в большой семье, но единственным, кого ждала впереди по-настоящему яркая, полная событий жизнь.
Как образно писал в одной из своих работ местный историк и краевед И. Бренер, Иосифу, подобно библейскому Моисею, предстояло пройти долгий и трудный путь лишений и невзгод длиною в тысячи километров, чтобы привести евреев к новой обетованной земле.
Ведь именно он проделает в итоге огромную организационную и научную работу по созданию и развитию ЕАО как первого государственного образования евреев в современной истории. Именно он станет первым председателем областного исполкома, то есть, одним из двух фактических руководителей автономии.
Вот только, в отличие от библейского предка, жизнь его завершится очень рано и на трагической ноте. Более того, его имя до определенного времени будут старательно вымарывать из истории ЕАО, а потом и вовсе почти забудут до тех пор, пока уже в 90-х годах прошлого века исследователи не начнут восстанавливать справедливость. Обо всем — в материале ИА EAOMedia.
Из революциии в науку
Уже с малых лет Иосифу Либербергу люди, знавшие его близко, пророчили большое будущее. Сначала подросток, а потом уже и юноша проявляет недюжинный талант в гуманитарных науках. Учась еще в Киевской гимназии, овладевает несколькими иностранными языками. Предпочитает читать произведения мировой литературы в оригинале, философски утверждая при этом, что "самые лучшие переводы — не более, чем поцелуй красивой девушки через шелковый платок". В 1917 году Либерберг поступает на историко-филологический факультет Киевского университета. Преподаватели видят в нем блестящего студента и будущего ученого.
Однако социалистическая революция перекраивает жизнь Либерберга, который и до октябрьских событий вел активную политическую деятельность, являясь членом еврейской социал-демократической партии Поалей-Цион. В 1919 году Иосиф вступает в коммунистическую партию большевиков и Красную армию, воюет с Петлюрой, бандитскими националистическими формированиями, работает в большевистском подполье.
После завершения Гражданской войны Либерберг возвращается в науку и с 1924 года преподает исторические, экономические и другие дисциплины в Киевском институте народного хозяйства. Ездит в командировки за рубеж, собирает материал для будущих научных работ. С 1926 года работает на кафедре еврейской культуры Всеукраинской академии наук (ВУАН), заканчивает и издает свою первую книгу "Очерки по социально-экономической истории Англии" (12+).
"Биробиджанский проект" — начало
В 1929 году Либерберг возглавляет Институт еврейской пролетарской культуры, созданный при ВУАН. В это время он публикует серию статей, связанных с развитием и поддержкой еврейской культуры в новых экономических, социальных и политических условиях: "Еврейская научная работа в Советском Союзе", "Задачи еврейской библиологии" и др. Поэтому неудивительно, что Либерберг становится одним из самых активных участников работы, связанной с созданием и заселением на Дальнем Востоке Еврейской автономной области, тогда еще просто Еврейского национального района. В частности, он и группа сотрудников его института сосредотачиваются на агитационной работе. Ведут они ее весьма напористо и активно: так, что большая часть переселенцев едет в те годы в Биробиджан именно с Украины.
В 1934 году в институте по инициативе Либерберга создается отдельная секция биробиджановедения, которая не только собирает и систематизирует различные научные данные, связанные с историей, заселением, освоением природных ресурсов этой территории, но и готовит научные кадры для ЕАО, изучает возможности создания здесь научных организаций, государственной поддержки национальной культуры.
Таким образом, Либерберг становится не только активнейшим участником "биробиджанского проекта", но и человеком, который пытается реализовать его с помощью научных инструментов. При этом он понимает, что Институт еврейской пролетарской культуры будет гораздо эффективнее работать не в Киеве, а в Биробиджане, и пытается перевести заведение на Дальний Восток.
Либерберг выезжает в командировку в Биробиджан, по ее итогам пишет несколько писем партийному руководству в Москве и на Дальнем Востоке, в которых обращает внимание на многочисленные недоработки в организации быта переселенцев, условий переезда, излишней бюрократизации на местах и др. Ученый отмечает, что это приводит порой даже к обратному результату — возвращению переселенцев на запад. Одновременно институт Либерберга активизирует пропагандистскую компанию среди потенциальных переселенцев в ЕАО: 60 его сотрудников на два месяца прерывают научную работу и разъезжаются с агитационными выступлениями по еврейским местечкам Украины.
Первый председатель и первый звонок
Вскоре и сам Либерберг перебирается на постоянное жительство в ЕАО. Во второй половине декабря 1934 года первый областной съезд Советов выбирает его председателем — первым в истории — исполнительного комитета области. Заняв столь ответственный пост, ученый продолжает попытки заложить под процесс развития ЕАО прочную научную основу. В частности, вновь пытается уже при поддержке "всесоюзного старосты" Михаила Калинина реализовать идею перевода Института еврейской пролетарской культуры из Киева в Биробиджан, создает научную комиссию по изучению производительных сил и культуры области, добивается решения о придании языку идиш официального статуса наравне с государственным русским языком, а также введения преподавания идиш в школах автономии, привлекает к переезду в ЕАО известных деятелей еврейской культуры, в частности, писателя Давида Бергельсона.
У Либерберга достаточно многообещающих, интересных планов. Ученый видит нашу область настоящим центром еврейской жизни страны и мира. Но сбыться амбициозным планам не суждено: в СССР разворачиваются репрессии, жертвой которых вскоре предстоит стать и Либербергу.
Один из первых звоночков предстоящей катастрофы звенит в начале 1936 года, когда в областной газете "Биробиджанская звезда" (12+) появляется перепечатка статьи из главной газеты Хабаровского края "Тихоокеанской звезды" (12+) под заголовком "Редактор любит помпу". Ее автор в пух и прах разносит руководителя областной газеты, которая, рассказывая о работе Либерберга и секретаря обкома Матвея Хавкина, якобы формирует у читателей, как сейчас бы сказали, культ личности партийных и советских лидеров ЕАО. А подобные вещи тогда были дозволены лишь одному человеку. Понятно, что просто так подобные статьи в то время не появлялись. Критикуя жесточайшим образом редактора "Биробиджанки", автор явно метит в председателя облисполкома и секретаря. Ведь понятно, что ответственность за политическую линию газеты несет не только ее редактор, но и руководитель области.
Вспомнить все
В августе 1936 года во время командировки в Москву Либерберга арестовывают, обвиняют в участии в "троцкистской" организации и помещают в тюрьму. Через некоторое время его этапируют в Киев, где объявляют руководителем местного отделения "троцкистской организации", формируют дело, арестовывая по ходу нескольких коллег Либерберга. В начале марта 1937 года ученого возвращают в Москву и через несколько дней расстреливают. Вскоре арестовывают жену Либерберга Надежду Гольдштейн и на восемь лет отправляют в лагеря, из которых она освободится только в 1945 году, вновь встретится с дочерью Тамарой, но еще долго они будут носить незримое клеймо — "семья врага народа". И только в мае 1956 года Иосиф Либерберг будет реабилитирован.
Однако имя его останется забытым на долгое время. Как справедливо отметит все тот же Иосиф Бренер, фамилия Либерберга не попадет даже в первый Энциклопедический словарь ЕАО, изданный в самом конце 90-х годов прошлого века.
И только в новом тысячелетии исследователи, работающие в ЕАО, а также на Украине начнут восстанавливать историческую справедливость. В здании правительства области появится один из редких сохранившихся портретов Либерберга, его жизни и деятельности посвятят несколько книг и статей. А в 2014 году депутаты регионального Законодательного Собрания присвоят ему посмертно высшую награду области — звание Почетный гражданин ЕАО. Атрибуты, сопровождающие награду, в ходе одного из заседаний парламента в торжественной обстановке получит под аплодисменты собравшихся внучка первого председателя исполкома Еврейской автономной области Ирина Новицкая.