Г.А. Ушаков. 50- годы
Фото: из открытых источников

Георгий Ушаков: человек, подаривший нам Арктику

ИА EAOMedia продолжает публикацию материалов в рамках специального проекта "Хотим их знать", посвященного Почетным гражданам ЕАО

30 января 1901 года в небольшом выселке Лазаревский Михайло-Семеновского станичного округа Амурского казачьего войска (сегодня — с. Лазарево Ленинского района ЕАО) в казачьей семье Алексея Петровича и Прасковьи Лукиничны Ушаковых родился мальчик, названный родителями Георгий в честь одного из самых почитаемых в православной культуре святых. Рос мальчишка крайне смышленым, обладал пытливым умом и неодолимой тягой к приключениям. Окружающий мир познавал не только благодаря многочисленным таежным походам, но и книгам, до которых был крайне охоч. Любовь к литературе привил ему отец, который и научил грамоте, читая зимними вечерами единственную не только в семье, но и на выселках книгу: "Руслан и Людмила". Уже потом была школа и первые книги о том, как устроен настоящий мир вокруг. Именно тогда мальчишка принял для себя решение — получить образование и посвятить жизнь исследованиям. Желательно полярным.

Когда сбываются мечты

"Я мечтал об этом с тех пор, как, будучи еще подростком, прочитал несколько книжек о путешествиях в полярные страны. И тогда я начал грезить этим, потому что любил суровую природу, преодоление всяких трудностей, борьбу со стихией и приключения. А я их узнал с детства, — писал позже в одной из своих книг Георгий Ушаков. — Уже с десяти лет я нередко сопровождал старших братьев на охоте на крупного зверя. Здесь я впервые увидел могучие паводки таежных рек. Бывали случаи — спасался от грозной, но захватывающей по красоте стихии лесных пожаров. В лунном свете августовских ночей видел лося, отзывающегося на звук охотничьей трубы. Отсиживался на березе от разъяренной медведицы. Прислушивался к шороху змей в травах амурских болот. Следил за распусканием почек весной и за переходом зелени в багрянец осенью. Спал в зимние морозы у костра из стволов кедра и наблюдал в ночной темноте фосфорический свет рысьих глаз, а в двенадцать лет увидел прыжок тигра, смертельно раненого охотником. Среди таежников я получал жизненную закалку, старался подражать сильным и смелым и учился любить природу. Мальчишкой я наблюдал или бессознательно отмечал, как изобретательны люди в борьбе с природой, с каким упорством противостоят ей, подчиняют ее...".

Получив образование в церковно-приходской школе соседнего села Бабстово, меньше чем за два года до социалистической революции 15-летний Георгий уезжает из Лазаревского в Хабаровск и поступает в одно из коммерческих городских училищ. На жизнь и учебу зарабатывает уличной продажей газет, пока лишь мечтая о приключениях.

И вот судьба улыбается парню: он случайно встречает человека, который в итоге оказывает на него сильнейшее влияние — известного исследователя Дальнего Востока, полковника Генерального штаба, действительного члена Императорского Географического общества, писателя Владимира Арсеньева. В итоге, поближе познакомившись с Георгием, Владимир Клавдиевич забирает его в очередную свою экспедицию.

Целое лето в качестве разнорабочего или, как писал сам Ушаков, в роли "мальчика на побегушках", он провел в тайге бок о бок с Арсеньевым, все больше заражаясь желанием изучать природу, путешествовать. А Владимир Клавдиевич, разглядевший таланты юного Ушакова, берет его под свою постоянную заботу. А потом была социалистическая революция, Гражданская война, подполье и партизанский отряд, базировавшийся в приморской тайге. 

Я полюбил отвоеванную народом землю и природу еще больше, глубже хотел ее познать. Любовь к природе переплелась с мыслями о переустройстве, процветании и могуществе родины. Мечты о путешествиях приобрели новую окраску...

Арктика стала занимать в них главное место, потому что на карте полярные страны выглядели огромным ледяным венцом нашей страны. Они были наши, эти малоисследованные просторы с их своеобразной природой. 

И на фоне этой природы — сильные, упорные русские люди, землепроходцы давних времен, о которых я теперь уже многое знал. Они не только ничем не уступали прославленным зарубежным путешественникам, но зачастую и превосходили их смелостью, пытливостью, инициативой и чем-то напоминали понятных и близких мне людей, встречавшихся с детства в дальневосточной тайге.

Я знал также, что страна будет продолжать дело этих патриотов, осваивая Крайний Север. А для этого надо в первую очередь знать их природу, географию, население, перспективы освоения и будущего переустройства этих отдаленных территорий. А чтобы знать все это, надо туда поехать", — вспоминал позже Ушаков.

1 / 2

Начальник острова метелей

Он и поехал, возглавив в 25 лет (!) одну из самых известных советских арктических экспедиций первой половины XX века. В начале мая 1926 года в Дальневосточном крайисполкоме был подписан приказ, согласно которому товарищ Ушаков Георгий Алексеевич назначался уполномоченным Далькрайисполкома Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов по управлению островами Северного Ледовитого океана Врангеля и Геральд. На этой богатейшей земле, имевшей еще и стратегическое значение, а потому постоянно привлекавшей внимание США и Канады, новоиспеченному полярнику предстояло организовать поселение, состоящее из почти 60-ти советских эскимосов, создать факторию Совторгфлота, наладить не только хозяйственную деятельность, но и провести ряд исследований. 

В итоге экспедиция Ушаков провела на острове метелей (как образно назовет его позже сам полярник) три года, наполненных не только приключениями, но и бесконечной борьбой: с природой, нехваткой припасов, условий для жизни. Насколько было сложно, говорит тот факт, что за три года работы экспедиции, с 1926 по 1929, на Врангель лишь раз прилетели два самолета, доставившие с Большой земли немного продуктов и годовой комплект газет "Правда" (12+).

Помимо административной и хозяйственной работы, налаживания промысла и жизни поселка, Ушаков успешно организовал и научную работу, связанную с изучением географии, метеорологических условий, флоры и фауны острова Врангеля. Результаты его деятельности были оценены по заслугам: в 1930 году ему вручили орден Трудового Красного Знамени. А коллеги Ушакова и его многочисленные друзья настаивали срочно систематизировать уникальный материал, добытый им на острове Врангеля. 

Вот например, что говорил по этому поводу в своем письме Алексею Горькому Владимир Арсеньев, который внимательно следил за судьбой Ушакова: Многоуважаемый Алексей Максимович! Податель моей карточки — начальник острова Врангеля Георгий Алексеевич Ушаков, о котором я уже Вам писал. Он имеет хорошие материалы и прекрасно владеет пером. Рекомендую его Вам.

Г. А. Ушаков обещал дать статью для сборника о Дальнем Востоке. Было бы хорошо, если бы Вы просмотрели его фотографии и диапозитивы. Надо Г. А. Ушакова использовать, как теперь говорят, на все 100 % и никуда не посылать, пока он не обработает всех своих материалов. Шлю Вам сердечный привет. В. Арсеньев".

1 / 2

Мир без белых пятен

Вскоре Ушаков занимает должность заместителя директора Всесоюзного Арктического института в Ленинграде, однако не почует на лаврах и начинает подготовку к новой полярной экспедиции на архипелаг Северная Земля, планы которой он разработал, находясь еще на Врангеле. 

"Меня увлекла возможность исследования еще совершенно неизвестной Северной Земли. Открытая русскими моряками во время экспедиции в Северном Ледовитом океане 1913–1914 годов, она все еще оставалась "белым пятном" на карте Арктики… О том, как далеко простирается Земля к северу, не было никаких данных. Загадкой являлось и то, представляет ли Земля один огромный остров или состоит из ряда островов с проливами, доступными для судов. Неисследованными оставались и внутренние области Северной Земли, ее геология, флора и фауна, климат и режим окружающих льдов".

В результате, проведенная Ушаковым в 1930-1932 годах экспедиция по Северной Земле принесла ему уже мировую известность. Кстати, по ее итогам полярнику присвоили степень доктора географических наук без защиты диссертации. Это был редчайший случай в истории отечественной науки!

Но коллеги Ушакова, принимая беспрецедентное решение, небезосновательно посчитали, что он все и всем доказал своей работой на просторах Арктики. Рассказывают даже, что на заданный кем-то из числа очень уж въедливых ученых вопрос: "А как же быть с защитой?", непререкаемый научный авторитет, академик Владимир Обручев ответил: "Его диссертация на всех картах мира".

Когда некуда возвращаться

Следующие 30 лет жизни Ушакова были целиком посвящены науке, а также исследованиям Арктики. Он много путешествовал, работал в составе различных научных экспедиций, правительственных комиссий и представительств. Руководил, например, операцией по спасению челюскинцев, а также первой высокоширотной экспедицией на ледоколе "Садко", которая установила мировой рекорд свободного плавания во льдах. Вместе с группой единомышленников основал Институт океанологии АН СССР. Был награжден орденом Ленина и орденом Красной звезды.

Он объездил половину мира, но так ни разу и не вернулся в родное Лазарево, где родился и вырос, где начал грезить о путешествиях и землях полуденного солнца. Наверное, потому что возвращаться было не к кому. 

Вот, например, что утверждал в одной из своих публикаций местный историк и краевед Владимир Журавлев, занимавшийся историей семьи Ушаковых: "Судьба отца Георгия Ушакова неизвестна, мать его умерла в 1936 году... В 1933 году родной брат исследователя Василий был осужден на пять лет лагерей за контрреволюционную агитацию и исчез на просторах ГУЛАГа…. Двоюродная сестра Клавдия в 1935 году была выслана вместе с мужем в Казахстан за контрреволюционную деятельность. А двоюродный брат Степан в свое время был осужден за дезертирство, но амнистирован. После он занялся контрабандой оружия, в результате чего был снова осужден на восемь лет, но сбежал в Маньчжурию, стал работать на разведку японской военной миссии… В общем-то, картина ясна. После отъезда из родного села Георгий Ушаков больше сюда не возвращался. Он, вероятно, знал эту горькую правду, происходившую с его родственниками..."

1 / 5

Ищите меня на картах

Скончался Георгий Алексеевич Ушаков в декабре 1963 года, месяц не дожив до 63 лет. После себя наш земляк оставил обширное наследство из научных исследований, этнографических и литературных заметок и книг. Работал до последнего дня. Например, на столе его кабинета, в квартире московского дома полярников на Бульварном кольце, осталась лежать недописанная рукопись книги "Остров метелей" (12+), в основу которой легли воспоминания о первой его арктической экспедиции. Многочисленные друзья позже завершили работу, выпустив в 1972 году книгу в печать.

Но не только книги напоминают нам сегодня об этом замечательном человеке.

Имя Георгия Ушакова носят 12 географических объектов, в том числе, остров в Карском море, мыс и поселок на острове Врангеля, мыс на архипелаге Земля Франца-Иосифа, ледник, река и мыс на архипелаге Северная Земля, гора в Антарктиде и др. Многое напоминает нам о полярнике и в нашей области. Его именем назван микрорайон в Биробиджане и центральная улица в селе Лазарево.

Здесь же, в местном краеведческом музее, открыта экспозиция, посвященная Георгию Ушакову, а сельская школа носит его имя. В 2014 году Законодательное Собрание региона приняло закон об областной стипендии имени Георгия Ушакова, которую получают студенты за высокие достижения в естественнонаучных дисциплинах.

Прах же одного из самых известных отечественных полярников был захоронен по его просьбе на острове Домашний Северной Земли. Ведь экспедицию на этот архипелаг Георгий Ушаков небезосновательно считал главным успехом и достижением своей жизни, которую он прожил в полном соответствии с неофициальным девизом наших полярников: "Бороться и искать, найти и не сдаваться" .

1 / 6