Не каждому суждено пройти долгую жизнь. А перешагнуть столетие, сохраняя при этом физические силы и острый ум, до последнего дня делиться огромным своим опытом с людьми, любя их безгранично, вообще удается единицам. Среди которых — Лазарь Моисеевич Брусиловский. Личность во многом легендарная: фронтовик, Почетный гражданин ЕАО, Заслуженный учитель РСФСР, воспитавший сотни детей,в том числе, осиротевших. О жизни этого удивительного человека, исторических событиях, неразрывно связанных с его судьбой, читайте в материале ИА EAOMedia.
На краю света
Почетный гражданин ЕАО Лазарь Моисеевич Брусиловский старше нашей области. К тому моменту, когда в мае 1934 года ЦИК СССР принял решение об образовании Еврейской автономии вместо Биро-Биджанского переселенческого района, Лазарю было уже 12 лет, два года из которых он прожил в селе Валдгейм в 12-ти километрах от Биро-Биджана. Сюда семья Брусиловских — отец, мама и трое детей — перебрались из белорусского города Мозырь в 1932 году.
Отец, как вспоминал Лазарь Моисеевич, был неплохим скорняком, но частным промыслом в то время семью было не прокормить, и отец работал на местном фанерном заводе, мать хозяйничала по дому. Заработка не очень хватало и потому, когда в город приехали агитаторы с призывом к еврейским семьям переезжать на Дальний Восток в Биро-Биджанский район, где переселенцам дают жилье, хорошую работу и разное имущество, Брусиловские приняли главное и крайне непростое решение своей жизни.
Лазарь Моисеевич рассказывал, как эмоционально реагировала мама. Плакала и спрашивала отца: "Куда ты хочешь нас увезти? На край света? Там же комары, болота, звери. Там нельзя жить, оттуда бегут те, кто туда уехал". Отец же вспоминал слова вербовщика о том, что переселенцы получат в Биро-Биджане все, что необходимо для жизни. "А бегут оттуда те, кто лодырь и боится работы. А я работы не боюсь, и жить будем не хуже других", — убеждал глава семьи. В итоге, собрав нехитрый свой скарб — швейную машинку, самовар, корыто, рубель, постель и посуду, Брусиловские отправились на Дальний Восток, строить советский Израиль.
Реальность не совпала с ожиданиями. Семью отправили в строящийся еще Валдгейм, поселив в двухкомнатной квартире в общем бараке с земляными полами. Отец пошел работать колхозным скотником, мама — на парники. Сестер — Феню и Соню — приняли в детский сад, а Лазарь помогал родителям в колхозе, занимался домашним хозяйством, и как любой деревенский мальчишка, успевал носиться по лесам, окружавшим село, купаться и рыбачить на реке. Жизнь обязательно должна была наладиться. Но первой же зимой заболел и умер отец. Семья тяжело пережила трагедию и потерю кормильца. Лазарю приходилось много работать по дому, заниматься сестрами, брать подработку в колхозе, учиться в школе. Как он вспоминал позже, более-менее нормальная жизнь началась к концу 30-х годов, когда окрепший колхоз был уже в состоянии помогать сельчанам, а сестры выросли и тоже начали работать по хозяйству.
В 1939 году Лазарь, закончив школу, поступил в недавно открывшийся Биробиджанский горно-металлургический техникум. Область, имевшая несколько перспективных месторождений, в том числе, железа и олова, рассчитывала на их активное освоение. Однако широкая их разработка по разным причинам не началась, и техникум в срочном порядке преобразовали в железнодорожный. Но Лазарь не прошёл в него по здоровью, поэтому перевёлся в Биробиджанский педагогический техникум. И, наверное, это была судьба: Брусиловский выбрал профессию, с которой связал в итоге всю свою жизнь и в которой добился всего, о чем мечтает любой настоящий педагог.
На войне, как на войне
Выпускной вечер курса, где учился Лазарь, назначили на 20 июня 1941 года. За два дня до войны. По приказу районного отдела народного образования вчерашний студент должен был приступить к работе учителем географии Кимканской школы Бирского (Облученского) района ЕАО 15 августа. Но уже 20 июля Брусиловский явился по повестке в военкомат, а после короткой учебы, получив специальность связиста, в сентябре 1941 года в составе артиллерийского полка отправился на фронт — защищать Москву. Боевое крещение получил в Тульской области, в почти классическом бою первого этапа страшной той войны: с пятью фашистскими танками, прямой наводкой, страхом, отвагой, кровью и гибелью друзей. Советские артиллеристы вышли победителями из той схватки, и на поле боя остались догорать три немецкие машины.
В феврале 1942 года недалеко от Москвы Лазарь, ремонтируя кабель связи, был тяжело ранен и контужен. Из боя его вынес, кстати, односельчанин Борис Шурман, которого Брусиловский до конца жизни будет поминать добрым словом. Почти полгода боец лечился в госпитале, а после выписки получил врачебный приговор, что не годен для службы на передовой. Но это ведь не повод возвращаться домой? И Лазарь отправляется в один из батальонов аэродромного обслуживания, где всю войну — до октября 1945 года — служит начальником мобильной радиостанции.
Много позже, вспоминая военные годы, Лазарь Моисеевич напишет следующие слова: "В армии, на фронте я делал свое солдатское дело, как умел. Особых геройств не совершал, честно выполнял приказы командиров. И все же думаю, что одно нахождение на войне, в холоде, голоде, без укрытий, с бессонными ночами, когда предельная усталость, напряжение, когда сотни снарядов и мин рвутся недалеко от тебя, твоего окопа — это уже, мне кажется, подвиг".
О настоящем человеке
Закончив войну, Лазарь возвращается в родной Валдгейм. Это уже далеко не то село, которое встретило его семью в 1932 году. Колхоз крепко стоит на ногах. Это чувствуется во всем. Хотя его лучшие времена еще впереди: пока только набираются опыта или возвращаются с фронта люди, которым предстоит еще сделать Валдгейм одним из самых комфортных населенных пунктов ЕАО. И Брусиловский как раз из их числа. Помимо школы, детского сада в селе недавно открылся детский дом, где учится и воспитывается почти сотня ребят, потерявших на войне своих родителей. Среди них есть и уцелевшие дети из еврейских семей, не переживших немецкую оккупацию. Брусиловский устраивается в детский дом завучем, а через четыре года становится директором. Здесь он получает бесценный педагогический опыт, дает путевку в жизнь первым своим выпускникам: часть ребят поступает в вузы, техникумы и училища, часть остается работать в Валдгейме.
В 1952 году молодой педагог и сам получает высшее образование, закончив Хабаровский пединститут. Ему поступает предложение возглавить новую школу в соседнем с Валдгеймом селе Пронькино, куда он и переезжает с женой Анной и двумя детьми. Лазарь Моисеевич полон энергии и желания работать, и не ожидает на новом месте особых трудностей. Однако вот что можно найти в сохранившихся воспоминаниях Брусиловского. Вскоре после приезда в Пронькино на крыльце своего дома он находит записку следующего содержания: "Если ты со своими жиденятами не уберешься из села, то мы тебя и твоих жиденят прибьем". Кажется, что такое невозможно представить в Еврейской области, где антисемитизм отсутствует даже на кухонном уровне. Но вот она — записка! В руках директора. В селе живет несколько семей, депортированных после войны из западных районов Украины, и они пытаются установить здесь свои порядки. Через неделю, глухой ночью пара неизвестных пытается проникнуть в дом Брусиловского, но попадает под его горячую руку и позорно бежит. А директор и руководство колхоза вынуждены помимо обычной работы наводить порядок в селе, безжалостно корчуя национализм в самом его зародыше.
Районный отдел народного образования отмечает успешную работу молодого директора и поручает теперь Брусиловскому самые сложные задания. В течение нескольких лет он работает в Валдгейме, ставит на ноги школы Бирофельда и Птичника, а в 1964 году возвращается директором в детский дом Валдгейма, имеющий теперь статус школы-интерната. В ней учатся уже совершенно другие дети, не обожженные войной, но требующие к себе не меньшего внимания. Здесь Лазарь Моисеевич работает до 1974 года, после чего переводится в Биробиджан директором вечерней школы. В 1983 году выходит на пенсию, оставляет педагогическую деятельность, но работает еще до 1992 года и только в возрасте 85 лет уходит на заслуженный отдых, посвящая свою жизнь дому, даче, детям и многочисленным внукам.
Он ведет активную общественную деятельность в Совете ветеранов, много встречается с молодежью, делится опытом работы с коллегами, всегда помогает мудрым советом. Следит за успехами детей и внуков, искренне радуется за все хорошее, что происходит в области. Люди платят ветерану взаимностью. Высшие руководители ЕАО никогда не забывают поздравить его с праздниками и днями рождения, лично заглядывая в гости. В 2008 году он пишет и издает ограниченным тиражом книгу "История моей жизни" (6+). Один из экземпляров передает в музей Валдгейма, где книгу бережно хранят до сих пор — уже значительно потрепанную руками читателей. В 2014 году Лазарю Моисеевичу присваивается высшая награда автономии — звание Почетный гражданин ЕАО.
И кажется, что он почти победил время, отметив в июле 2022 года свое столетие. На праздновании был так бодр, что казалось сегодня не век со дня его рождения. Собралась вся большая семья, друзья, близкие люди. Все желали ему долголетия и крепкого здоровья. Но судьба распорядилась иначе, и он ушел из жизни через пять месяцев после юбилея — в начале декабря минувшего года. Неожиданно для всех, а потому крайне трагично. И в мире стало на одного настоящего человека меньше.