Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 46 дней

Б.Л. Корсунский
Фото: из архива

Борис Корсунский: человек, не успевший многое

ИА EAOMedia продолжает публикацию материалов в рамках специального проекта "Хотим их знать", посвященного Почетным гражданам ЕАО

Он был последним руководителем ЕАО советской эпохи. Заняв пост первого секретаря областного комитета КПСС в 1987 году, когда в СССР разгулялась так называемая перестройка, он вел автономию через все политические штормы того сложного времени. Именно он считается одним из инициаторов выхода ЕАО из состава Хабаровского края и получения ею статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации. 

Когда страна, в которой он сделал карьеру, распалась, Корсунский, в отличие от многих местных функционеров, не покинул область, а остался в ней, пытаясь быть полезным. Он много хотел сделать, но также много не успел, рано уйдя из жизни. О том, как пройти путь от простого рабочего до государственного деятеля — в материале ИА ЕАОМedia.

Без тени сомнений идти к своей цели

Биография Почетного гражданина ЕАО Бориса Корсунского, во всяком случае, значительная ее часть, характерна для многих руководителей советской эпохи. Сделать карьеру в партии, не имея за плечами хоть небольшого стажа работы "на земле", было крайне непросто. Вот и Корсунский, закончив школу в родном своем Спасске-Дальнем, поступил в Уссурийский железнодорожный техникум и, получив в 1963 году рабочую специальность, трудился слесарем в местном депо, осмотрщиком вагонов во Владивостоке, плотником в одном из строительных управлений Приморья. Через пять лет вступил в КПСС, перешел сначала на комсомольскую, а потом партийную работу, где сделал почти головокружительную карьеру: уже в 1987 году в возрасте 40 лет возглавил ЕАО, заняв пост первого секретаря областного комитета КПСС. К тому времени за его плечами была успешная работа на различных партийных должностях в Приморье, Хабаровском крае и ЕАО, а также Высшая партийная школа при ЦК КПСС.

Молодому и амбициозному руководителю предстояло вести в будущее автономную область, которая к тому времени вышла, пожалуй, на пик своего экономического, демографического и социального развития.

Например, за пять лет — с 1985 по 1990 год — объемы промышленного и сельскохозяйственного производства в ЕАО выросли почти на 30 %. В области производилось 97 % гусеничных зерноуборочных комбайнов в стране, почти пятая часть силовых трансформаторов, пять процентов олова, успешно работали предприятия легкой и пищевой промышленности, деревообработки, производства строительных материалов. На подъеме находилось сельское хозяйство — ЕАО являлась основным поставщиком молока, овощей и картофеля в Хабаровский край. Также началась работа по открытию первого вуза — Биробиджанского пединститута. 

Понимая перспективы вверенной ему территории, Борис Корсунский с начала 90-х годов начал активную работу, направленную на выход Еврейской автономии из состава Хабаровского края и получение ею статуса самостоятельного субъекта РСФСР. К тому времени, с должности первого секретаря обкома КПСС он уже перешел на должность председателя областного Совета народных депутатов: партия активно передавала часть своего безраздельного когда-то контроля и влияния советским органам. И 29 октября 1991 года областной Совет принял Декларацию о государственно-правовом статусе ЕАО. В итоге, область обрела самостоятельность, а Борис Корсунский достиг своей цели, получив возможность уже без вмешательства со стороны руководства Хабаровского края заниматься развитием региона. Именно в это время было достигнуто соглашение с Москвой о строительстве в ЕАО первого международного порта Нижнеленинское, началось возведение в Биробиджане второй пиковой котельной, появились новые предприятия: "Крекер", завод крупнопанельного домостроения и др. Казалось, что все идет, как и было задумано. Но Советский Союз неожиданно для многих прекратил свое существование, нарушив множество планов, в том числе, и тех, которые касались развития ЕАО. 

1 / 2

Уйти, чтобы остаться

В 1992 году Борис Корсунский по собственному желанию оставляет государственную службу. Это является неожиданностью для многих. Одной из причин, побудивших его к уходу с поста председателя областного Совета, называется та, что он не смог заручиться доверием жителей ЕАО, проиграв выборы в народные депутаты СССР местному журналисту, редактору газеты "Биробиджанер штерн" (6+) Леониду Школьнику. 

Вскоре страна и Еврейская автономия вслед за ней входят в тяжелейшее время, переживают передел собственности, экономические, социальные и прочие кризисы. Об активном развитии региона не может быть и речи. Одновременно начинается алия — массовый исход евреев в Израиль.

Многие товарищи Корсунского по партии и советской работе, занимавшие высокие посты, тоже покидают или уже готовятся покинуть область. Он же принимает решение остаться в ЕАО, налаживает коммерческую работу, пытается организовать переработку минерального сырья. 

В 1997 году он успешно заканчивает Академию международного бизнеса в Москве, одновременно работает над кандидатской диссертацией, посвященной стабилизации экономики депрессивных территорий. В качестве объекта исследования Корсунский выбирает нашу область, экономические показатели которой к началу 21 века уже очень далеки от тех, что были во время его руководства. Он надеется, что его научный труд поможет изменить ситуацию. Но вот что напишет, например, через полтора десятилетия после этих событий областная газета "Биробиджанская звезда" (6+):

Увы, работа эта так и не получила практического воплощения, экономика области продолжала падение. В 1999 году Борис Корсунский совместно с дальневосточным ученым-экономистом Сергеем Леоновым издал работу "Депрессивный район в переходной экономике" (6+), где опять же давались конкретные рекомендации по выходу из кризиса. И опять их постарались не заметить".

Борис Корсунский предложил, в частности, создать свободную экономическую зону, реорганизовать ведущие — машиностроительные — предприятия ЕАО, а для девяти предприятий легкой промышленности сформировать пакет налоговых льгот, которые бы позволили им не только сохранить производство в условиях экономического шторма тех времен, но и развиваться. 

"Однако, свободная экономическая зона "ЕВА" так и осталась несбыточной мечтой… Сегодня нам снова говорят о том же самом, предлагают формировать положительный имидж области, привлекать инвестиции. Вместо свободных экономических зон — территории опережающего экономического развития. Вот только от многих предприятий, о которых говорил автор работы, ничего не осталось...", — писала "Биробиджанская звезда" (6+).

Помнить все

В 2001 году Борис Корсунский принимает решение совместить научную работу с преподавательской и устраивается на кафедру экономики Дальневосточной социально-гуманитарной академии (бывший Биробиджанский педагогический институт, теперь — Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема). Учитывая, что именно он был одним из инициаторов открытия этого вуза в ЕАО, решение выглядит весьма символичным. Борис Леонидович пользуется огромным уважением коллектива, студенты любят его за не вредный характер и справедливость, а также интересные лекции, материал которых он всегда подкрепляет многолетним опытом практической работы. 

В 2006 году Борис Корсунский защищает докторскую диссертацию на тему "Управление социально-экономическим развитием проблемных регионов"(6+). Он готов много работать в родной области, приносить ей пользу.

Но уже в это время тяжело болеет, и выйти победителем в борьбе с недугом у него не получается. В октябре 2008 года в возрасте 62 лет Борис Корсунский ушел из жизни. Через восемь лет — в 2016 году — коллектив Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, учитывая вклад Бориса Леонидовича в развитие области и ее системы высшего образования, выступил с ходатайством о присвоении ему высшей награды ЕАО — звания "Почетный гражданин Еврейской автономной области". Депутаты Законодательного Собрания единогласно поддержали инициативу. На доме в Биробиджане, где в последние годы жил Борис Корсунский, была установлена мемориальная доска. 

1 / 5