Он крутит баранку с детства, ездил едва ли на всем, у чего есть колёса, и за свою жизнь покорил такие дороги, которые многим не приснятся даже в самом страшном сне. Герой сегодняшнего интервью в рубрике ИА ЕАОMedia "Человек труда" — Юрий Рудюк, водитель вахтового автобуса (в простонародье "вахтовка") на Кимкано-Сутарском горно-обогатительном комбинате. На этом предприятии в Облученском районе области Юрий Петрович трудится фактически с первых дней его основания и считает, что ему по-настоящему повезло стать частью большой команды одного из флагманов промышленности Еврейской автономии.
— Нечасто люди выбирают профессию еще с детства и чтобы на всю жизнь. Но у вас ведь получилось именно так? За баранку, наверняка, первый раз сели подростком?
— Точно. Я ведь родился и вырос в селе Добром Октябрьского района. Старинное, красивое село, вокруг — раздолье. Как все деревенские пацаны того времени, не только днями носился по окрестным полям, лесам да рыбачил на одноименной с селом реке, но и засматривался на совхозную технику: грузовики, трактора, комбайны. Конечно, хотелось порулить, покопаться в двигателе.
Не помню точно, в каком возрасте, наверное, в 8 лет, действительно, еще совсем пацаном, первый раз сел за руль. Был это старенький "Беларус", на котором работал один из старших моих родственников. Катался не по улицам села, конечно, а за его пределами, по полям и окрестным дорогам. Но хотелось же большего.
В конце концов, желание не просто покатушки устраивать, а иметь свою технику, работать на ней заставило меня принять решение после восьмого класса оставить школу и пойти в профессиональное училище. Тогда, кстати, многие ребята так поступали: стремились побыстрее получить хорошую специальность и пойти работать. И я от них ничем не отличался. Поэтому отвез документы в соседний район, в профессиональное училище в Ленинском. Уже в 15 лет, в 1982 году, получил специальность "тракторист-машинист широкого профиля". И когда многие мои сверстники, закончив школу, поехали в города за высшим образованием, я вернулся к себе в Доброе и до армии три года отработал на тракторе, как говорится, "в борозде" на полях местного — Раздольного — совхоза.
Юрий Рудюк. Фото: ИА EAOMedia
— Ни разу не пожалели, что поступили именно так?
— Никаких сомнений не было. Это прям по мне. Я же из по-настоящему крестьянской, трудовой семьи. И мама, и отец всю жизнь отработали в совхозе, имели массу наград, от грамот до орденов. Старший брат здесь же трудился механизатором. Я на него в первую очередь смотрел.
Хотя мама, прекрасно понимая, насколько это тяжелый труд, еще в школе уговаривала меня поехать в Облучье в железнодорожное училище, получить специальность помощника машиниста тепловоза или электровоза. Работа казалась ей очень уважаемой, непыльной и денежной (смеется — ред.). Но где был я, который железную дорогу по телевизору только и видел, и где были те электровозы с тепловозами? А трактора и автомобили с комбайнами — вот они, каждый день перед глазами.
— Тракторист-машинист, хоть и широкого профиля, но "корочек" на вождение автомобиля ведь не имеет. Где-то пришлось доучиваться?
— Как большинство будущих призывников того времени, закончил школу ДОСААФ, открыл категорию грузовых и легковых автомобилей. Пошел в армию, отправили в одну из частей в Спасске-Дальнем. А там требовался водитель автобуса. Поэтому отучился в Сибирцево, открыл еще одну категорию, сдав экзамен с первого раза. И так при штабе дивизии прослужил до демобилизации водителем автобуса.
После армии вернулся в Доброе, устроился работать уже не механизатором, а водителем в совхоз. Вскоре женился. Все было хорошо, но пришли лихие 90-е. Я по другому то время и назвать не могу. Совхозы, колхозы начали разваливаться. Село без работы менялось прямо на глазах.
— Да, по селу реформы того времени ударили особенно сильно. Но ведь даже тогда специалист вашей квалификации мог найти работу.
— А я и нашел. Но не в ЕАО, а на северах. Взял супругу, дочку и поехал на заработки. Хватило нас на на два с половиной года. Трудился на СуперМАЗе, возил грузы по золотым приискам. Повидал там такие дороги, что в страшном сне иному водителю не приснятся. И по знаменитому Колымскому тракту поездил. Та еще дорога, скажу вам. Есть участки, где чуть ли не на каждом километре — памятники погибшим водителям. Такие серпантины: вниз смотришь — голова кружится. Потеряешь управление, считай, покойник.
Но при всем этом, непросто было оставить работу. Я раньше только слышал выражение, что Север затягивает. А там его понял. Действительно, при всех трудностях, ты начинаешь испытывать тягу к этим местам, самым сложным дорогам, своей работе. И когда мы с женой поняли, что Север начал затягивать и нас, вернулись в ЕАО. Денег, заработанных там, хватило на квартиру в Биробиджане. Сюда и переехали из Доброго, здесь нашли новую работу, а дочь пошла в одну из лучших городских школ, которую она, кстати, закончила с золотой медалью.
— Начался, по сути, новый этап вашей жизни?
— Вы правильно сказали, что водитель, тем более, с таким списком открытых категорий, работу найдет всегда и везде. Поэтому несколько лет я трудился на пассажирском автобусе в одном из коммерческих предприятий Биробиджана. А когда началась разработка Ушумунского угольного разреза, устроился туда.
Не знаю, как бы сложилась моя жизнь дальше (разрез ведь долго не просуществовал), если бы в ЕАО не началось строительство Кимкано-Сутарского ГОКа. Тогда сразу 17 человек с Ушумуна вместе с техникой, кстати, перебрались сюда работать. Здесь еще ничего не было: только площадки появлялись, на которых позже возводился комбинат. Так что я — один из старожилов предприятия и считаю, что мне крупно повезло: я не только наблюдал, как оно строилось, но и стал участником этого процесса, видел, как появились первые дороги, здания и карьер, как приходила новая современная техника, люди.
И это было лучшим периодом моей жизни. Не каждому так повезет. Я уже 15 лет работаю здесь, кручу баранку своей вахтовки, вожу людей, чувствую свою полезность, горжусь тем, что причастен к работе, пожалуй, лучшего из всех предприятий, где мне приходилось работать. Мне кажется, что ГОК и в области нашей тоже лучший. Главное, о людях тут заботятся, помогают им. И хотя работа у меня вахтовая — пять дней через пять, несколько лет назад мы с женой переехали из Биробиджана в Двуречье, чтобы быть поближе к комбинату. Мы же деревенские с ней, поэтому, чем ближе к земле, тем лучше. Супруга, кстати, тоже устроилась на работу в ГОК, и ей очень здесь нравится.
Юрий Рудюк. Фото: ИА EAOMedia
— Следующий вопрос мы стараемся задавать всем участникам нашего проекта. А в вашем случае он кажется максимально уместным. Вы счастливый человек?
— Да, я счастливый человек. У меня есть отличная профессия и работа, которую я люблю. Мне очень нравится предприятие, на котором я тружусь. Поэтому и о пенсии пока не думаю, хотя, наверное, работа на севере дает мне право уже и пойти на отдых.
Много чего видел в жизни, какую только технику не водил: от старенького трактора до горных самосвалов. Всю свою жизнь кручу баранку, и можете поверить, на работу до сих пор хожу с удовольствием. Сил много, а комбинату, людям они еще понадобятся, я в этом уверен.
Да и вообще я не из тех людей, кто любит на все жаловаться, дескать, "все плохо". Жизнь ведь сама по себе приносит удовольствие, поэтому стараюсь всегда оставаться оптимистом. А когда вспомнишь 90-е годы, сравнишь с нынешним временем, то сразу понимаешь, как хорошо мы сегодня живем.
Кроме работы есть и хобби, как у многих мужиков. Охота и рыбалка. Пока здоровье позволяет ходить по тайге. Иной раз отмотаешь там 20 с лишним километров, вернешься домой и понимаешь: жизнь хороша. И для того, чтобы любить ее, необязательно иметь дипломы о высшем образовании, много денег и прочего. Главное — найти себя в этой жизни. Я вот нашел, мне кажется.
— Прям все хорошо у вас. Чего то же должно не хватать?
— Каждому хочется большего. Я не о материальном говорю. Например, хочу встретиться с внуками. Я их пока только с телефона видел. Дочь наша, закончив с красным дипломом Красноярскую юридическую академию, познакомилась с израильтянином, вышла за него замуж, живет и работает сейчас в США. Получила там научную степень. Созваниваемся мы часто, а вот увидеться не выходит. Внуки растут без дедушки с бабушкой. Мы расстраиваемся, конечно, но так сложились обстоятельства. Главное, чтобы и дочь, и внуки были счастливы…
На этом можно было бы и завершить интервью. Но перед нашей встречей мы немного поговорили с начальником автотранспортного цеха Кимкано-Сутарского ГОКа Ренатом Исмаиловым и решили добавить в материал его ответ на вопрос о том, почему из всех работников этого самого большого цеха комбината нам порекомендовали побеседовать именно с Рудюком.
Ренат Исмаилов. Фото: ИА EAOMedia
— Во-первых, Юрий Петрович — один из наших старейших работников. Во-вторых, он крайне порядочный человек. А это очень важное качество. На него всегда можно опереться, спросить совета. Он из тех людей, которые составляют костяк коллектива, которые живут не только личными проблемами.
Расскажу один случай. Тогда он водил БелАЗ. И на спуске с карьера у машины сломался вал на коробке, пропали все передачи. Третья передача в таком случае сохраняется, но об этом знают немногие. И вот БелАЗ (под 100 тонн) летит вниз. Юрий Петрович начинает тормозить основными тормозами. Они сгорают. Ставит ручник — тоже сгорает. А машину несёт. И он мне рассказал потом, что первая мысль у него была — взять телефон, позвонить мне и спросить, что делать. А на дворе ночь. Я ему говорю: "Так надо было позвонить. Я бы сказал включить третью передачу, она то сохраняется, а ты этой тонкости не знаешь".
А он мне: "Я держусь за баранку и думаю, что внизу дорога, техника, люди могут быть. Начну там выруливать, и машину по любому выбросит и кувыркнёт. И что в результате будет — никто не знает". В общем, принял он решение врезаться на набравшей уже ход машине в предохранительный вал в карьере. То есть, рисковал только собой. В итоге БелАз он остановил. В общем, настоящий мужик.