Штрафы с дорожных камер за непристегнутый ремень безопасности или использование водителем мобильного телефона во время движения нужно временно отменить. Как минимум до того момента, пока системы распознавания нарушителей не перестанут совершать ошибки. С такой законодательной инициативой планирует в ближайшее время выступить председатель Комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов, узнала "Парламентская газета" (18+). Системы фотофиксации используют искусственный интеллект, возможности которого пока несовершенны, подтвердили эксперты, передает ИА ЕАОMedia.
Нарушения, которых нет
Последним резонансным случаем, широко разлетевшимся в интернете, стал снимок с камеры фотовидеофиксации, где водитель из Балакова получил штраф за непристегнутый… пакет, который он перевозил на переднем сиденье. За полиэтиленового "пассажира" ему выписали тысячу рублей.
Такие случаи не единичны, подтвердил депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. Водители, по его словам, получают штрафы за непристегнутые предметы, которые они перевозят на переднем сиденье, за мнимый разговор по телефону или за нарушение разметки, которую не видно из-за того, что она занесена снегом.
Такие правонарушения, которые сегодня можно якобы фиксировать, порождают огромное количество негативных, вопиющих, резонансных примеров ситуаций, считает парламентарий. Часто бывает, что водитель едет в черной куртке, и если пристально присмотреться, то ремень есть, но он не виден, и водителя привлекают к ответственности.
Снимок — не повод для штрафа
Направлять нарушителям "письма счастья" о зафиксированных дорожными камерами нарушениях в электронном виде начали с 1 сентября 2021 года, после того как Правительство приняло соответствующее постановление. Обжаловать штраф стало возможно как лично, так и через портал госуслуг (6+).
В 2022 году было возбуждено 204,1 миллиона дел по фактам нарушения ПДД, 90 процентов информации о которых было получено по данным фотовидеофиксации, сообщается на сайте Научного центра безопасности дорожного движения. При этом средний размер штрафов составил от 1 до 2,5 тысячи рублей. Наиболее суровое наказание в 5 тысяч рублей получали водители за выезд на встречную полосу и за повторный проезд на красный сигнал светофора.
Система фотовидеофиксации нарушений ПДД должна быть усовершенствована, а до этого времени ее штрафы с камер по некоторым составам необходимо отменить. Соответствующие поправки в КоАП Ярослав Нилов планирует представить коллегам-законодателям в ближайшее время, после обсуждения их с экспертами.
"Надо запретить использовать систему фотовидеофиксации, штрафующую водителей за отсутствие ремня, использование телефона и за другие нарушения", — сказал "Парламентской газете" депутат.
Полный перечень составов он обещал сформулировать в ближайшее время. Речь идет о нарушениях, которые система фотовидеофиксации пока явно и полноценно фиксировать не может. "Надо думать не только о том, чтобы заработать, а чтобы невиновных не привлекали к ответственности", — заключил Нилов.
Ночью — больше ошибок
Дорожные камеры используют технологии искусственного интеллекта, которые обучаются на образцах, объяснил нашему изданию специалист по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман. В систему загружают множество изображений, которым присваивают метки об отсутствии или наличии нарушения. Сравнивая конкретную дорожную ситуацию с имеющимся опытом, комплекс дает заключение.
"Система обучается по принципу "очень похоже", а не использует жесткое распознавание, — сказал эксперт. — Именно поэтому могут возникать ошибки: если водитель просто держит руку около уха, это могут принять за телефон, или, например, зафиксировать нарушение, если человек закрыл ремень в области плеча длинным воротником. При этом больше ошибок возникает, если на улице темно и комплекс использует инфракрасное зрение".
В России, по словам Шухмана, несколько разработчиков подобных систем, процент ошибок в их ноу-хау может различаться. Заказчик — МВД или региональные власти — выбирает компанию, которая, по его мнению, создала наиболее совершенный продукт.
Заплатить проще, чем обжаловать
Несмотря на то, что обжаловать штрафы с камер можно в ГИБДД, на портале госуслуг и в государственной автоматизированной системе "Правосудие", автолюбители в большей своей массе все же предпочитают их оплачивать. Ярослав Нилов объяснил это тем, что водителям проще "заплатить и забыть", чем тратить время на объяснения и поиск доказательств.
"Система так устроена, что если тебя обвинили, то вероятность, что кто-то встанет на твою защиту, небольшая, — отметил депутат. — Вот и платят, а количество камер на дорогах только растет".
Штрафы, зафиксированные камерой, можно оплачивать онлайн, в отличие от тех, которые выписал инспектор ГИБДД. Согласно КоАП, срок оспаривания постановлений об административных правонарушениях составляет десять суток с момента получения постановления о взыскании.
В разработке у Ярослава Нилова находится еще одна инициатива, предусматривающая введение штрафов для должностных лиц за незаконное привлечение водителей к административной ответственности. Эта мера должна помочь автовладельцам избежать обязанности платить за правонарушения, которых они не совершали. Ранее депутат уже выходил с таким предложением, но оно не нашло поддержки.
Если чиновник будет нести ответственность в размере штрафа, но не меньше пяти тысяч рублей, то он будет подписывать такие инициативы внимательнее, уверен Нилов.