Взяв за основу предложения отраслевого сообщества, Комитета Госдумы по промышленности и торговле и Комитета Совета Федерации по экономической политике, Минпромторг предлагает установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на период до 2030 года в отношении автомобильной техники и отдельных позиций специализированной техники. Индексация утилизационного сбора предусмотрена только на те виды транспортных средств, производство которых освоено на территории России или Белоруссии, следует из проекта правительственного постановления, размещенного на портале проектов правовых нормативных актов. ИА ЕАОMedia со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) рассказывает, какое влияние окажет принятие постановления на стоимость машин.
Разовый и не такой большой
Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который платят для утилизации транспортных средств после их эксплуатации по экологическим нормам. Утильсбор на легковушки сейчас составляет в среднем 300 тысяч рублей, что не защищает отечественный рынок от иностранной экспансии, заявлял президент АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании Комитета Совфеда по экономической политике 16 апреля.
Поэтому АвтоВАЗ выступил за постепенное увеличение размера сбора. "Для автомобилей с двигателем от одного до двух литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 до 550 тысяч рублей, — сказал Соколов. — Далее показать перспективу увеличения до 660 тысяч рублей в 2025 году, доведя практически до одного миллиона рублей в 2029 году".
Выпускаемые АвтоВАЗом машины имеют высокий уровень локализации, некоторые — до 99,5 процента, то есть все оборудование и компоненты для них производятся в России. Это означает загрузку отечественных предприятий и деньги для нашей экономики, объяснил Максим Соколов.
"Мы — за конкуренцию, но она не равнозначна: на китайских производителей не давят санкции, действуют комфортные кредитные ставки, — сказал он. — С таким подходом есть риск не перезапустить конвейеры автозаводов в Санкт-Петербурге, Калуге, Подмосковье. Ведь китайцам выгоднее продавать готовые машины, чем запускать предприятия здесь. Пока ни одной инвестиции в производство в России мы не видели".
Соколов напомнил, что китайцы сегодня реализуют программу ценовой экспансии: за счет эффекта масштаба они могут предоставлять огромные скидки на свою продукцию бесконечно. Скидки в 600, 800 и даже 900 тысяч рублей позволяют им кратно пробивать защитный барьер в виде утилизационного сбора и заходить на наши традиционные рынки.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на стоимость техники, произведенной в России и Белоруссии, благодаря оказываемым мерам господдержки, говорится в пояснительной записке.
Так, коэффициент расчета утилизационного сбора для массово ввозимых новых транспортных средств с рабочим объемом двигателя не более тысячи кубических сантиметров в 2024 году составит 7,51, для подержанных (возраст свыше трех лет) — 19,17. В 2030 году значения увеличатся до 15,84 и 40,41 соответственно.
Для автомобилей с объемом двигателя до 2 тысяч кубических сантиметров коэффициенты предусмотрены гораздо внушительнее: в 2024 году — 27,81 и 48,91, а в 2030 году они поднимутся до 58,62 и 103,13 соответственно.
К машинам с моторами, объем которых превышает 3,5 тысячи кубических сантиметров, и вовсе вводятся заградительные числовые значения: в 2024 году — 114,26 и 150,20, в 2030-м — 240,89 и 316,67.
В то же время Минпромторг предлагает щадящие условия для простых россиян, которые ввозят автомобили для личного пользования. К примеру, к транспортным средствам с двигателем объемом не более 2 тысяч кубических сантиметров коэффициенты в 2024 году будут применяться такие: для новых — 0,17, для подержанных — 0,26. В 2030 году пропорции сохранятся.
Заметно больше коэффициент для частников будет использован при расчете утильсбора для машин с моторами объемом свыше 3,5 тысячи кубических сантиметров. Они будут тождественны тем, что применяются при ввозе транспортных средств дилерами: в 2024 году — 114,26 и 150,20, в 2030 — 240,89 и 316,67.
Конкурировать станет легче
Комментируя нововведение, председатель думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев пояснил "Парламентской газете", что проект постановления был разработан при непосредственном участии думского профильного комитета.
"Экспертный совет по автомобильному, сельскохозяйственному и дорожно-строительному машиностроению при нашем комитете, который возглавляет Максим Соколов, по нашей просьбе подготовил исходные материалы для защиты внутреннего рынка, дабы не допускать демпинга в первую очередь со стороны китайских автопроизводителей, которые очень серьезно субсидируют своих экспортеров. Поэтому мы разработали вплоть до 2030 года индексирование утильсбора. Причем это касается не только автомобилей разных категорий, в том числе и грузовых, электрических, но и дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники различных классов", — уточнил депутат.
Этот вопрос парламентарии обсуждали и на встречах весной на площадке профильного комитета, и на мероприятиях, предшествующих утверждению Дениса Мантурова Госдумой в качестве первого вице-премьера, напомнил Владимир Гутенев.
"На встрече в нашем комитете мы еще раз вернулись к этому вопросу. Он сказал, что это очень правильный государственный подход, и он поддерживает это предложение и работу Думы в данном направлении", — добавил законодатель. По словам Гутенева, размер утильсбора давно не пересматривался, "а субсидирование зарубежными компаниями своих экспортеров настолько велико", что он перестал играть сдерживающую роль.
Парламентарий считает, что новация не повлечет за собой увеличение стоимости автомобилей. "Для нас крайне важно, чтобы за счет утилизационного сбора отечественные компании получили преференции, а стоимость очень часто определяется не себестоимостью и затратами, а готовностью рынка платить ту или иную цену, чем в общем-то и пользуются зарубежные компании", — заметил он.
При этом Гутенев допустил индексацию цен "с учетом той инфляции, которая есть, в том числе и валютной". "Но в любом случае, если мы будем смотреть жизненный цикл автомобиля, то альтернативы российским нет. Потому что есть широкая дилерская сервисная сеть, более дешевые запчасти, более простые механизмы обслуживания и в целом владеть отечественными автомобилями, которые значительно подтянулись по качеству, для граждан более привлекательно", — заключил он.
Весомое преимущество
В том, что отечественный автопром нуждается в защите, убежден и первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. "Мы смотрим, как Европа защищает свой рынок, к примеру, Америка вводит 100-процентные, 50-процентные дополнительные пошлины. При этом у нас засилие китайских машин, и нашему автопрому сегодня тяжело конкурировать с ними в цене, потому что разный объем производимой продукции", — пояснил сенатор.
Соответственно, чтобы российские автомобилестроительные предприятия могли развиваться, такие меры необходимы. Иван Абрамов рассчитывает, что благодаря предпринятым мерам рано или поздно "наш автопром выйдет на тот уровень, когда мы сможем конкурировать и сами продавать автомобили всему миру".
"Но сегодня мы такими защитными мерами будем пользоваться ближайшую, я думаю, как минимум пятилетку, до 2030 года".
Мера, по его словам, направлена на то, чтобы в Российской Федерации опять появилось большое количество производимых легковых автомобилей, "потому что утильсбор будет возвращаться предприятиям с высокой степенью локализации". Соответственно, они будут иметь преимущество перед ввозимыми автомобилями.
Иван Абрамов напомнил, что по итогам шести месяцев 2024 года наблюдается рост производства отечественных автомобилей, "но, чтобы достичь более высоких параметров, необходимо повышать размер утилизационного сбора".