Россия и Китай договорились о совместном развитии острова Большой Уссурийский. Идейная концепция проекта подписана в мае 2024 года в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина. Перспективы проекта развития острова, реализация которого уже началась, обсудили на IX Восточном экономическом форуме (16+) в рамках питч-сессии в студии ВЭБ.РФ, сообщает ИА PrimaMedia.
В 2004 году Россия и Китай договорились о принципе "Один остров — две страны". Западная половина пограничного острова, китайская, называется Хейсяцзидао (остров Большого Черного Медведя). Восточная — российский Большой Уссурийский. Остров находится в 20 километрах от Хабаровска.
"Было много подходов к единой концепции развития острова, и, наконец, в этом году, в ходе официального визита нашего президента Владимира Путина в Китай, мы подписали единую концепцию, и сегодня уже фактически начинаем ее реализовывать. На наш взгляд и на взгляд наших коллег из Китая, остров станет центром развития российско-китайских отношений. Направления, которые мы обозначили в концепции — очень разные, начиная от туризма и заканчивая финансами и наукой", — сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков на форсайт-сессии 2030, организованной ВЭБом в рамках ВЭФ.
На территории острова планируются туристско-рекреационные комплексы, центр международного сотрудничества, включая конгрессно-выставочные пространства, отели, креативный кластер. Также в рамках развития острова будет вестись сотрудничество в сфере науки, образования, медицины, здравоохранения, биоэкономики, цифровой экономики и IT.
По данным Минвостокразвития РФ, основными направлениями сотрудничества на Большом Уссурийском станут совместные проекты по защите окружающей среды и выращиванию уникальных сельскохозяйственных культур; энергетическая, коммунальная, телекоммуникационная, гидрозащитная инфраструктура; создание международного транспортного коридора, включающего автомобильный пункт пропуска, подъездные автодороги, транспортно-логистические объекты.
"Грузопоток через грузопассажирский пункт пропуска, который мы планируем создать на территории острова, составит порядка 1,5 млн тонн в год. Пассажиропоток — порядка 1,5 млн человек в год. Поэтому мы смотрим на него с точки зрения развития логистической и туристической инфраструктуры", — отметил генеральный директор АО "КРДВ" Николай Запрягаев на форсайт-сессии 2030, организованной ВЭБом в рамках ВЭФ.
Реализация проекта уже началась, отметили эксперты.
"На сегодня уже отдана проектно-сметная документация для насыпи под пункт пропуска. У нас полностью запроектированы и мы готовы к финансированию дороги. Будет создан мост к острову к 2028 году. Весь бизнес, все инвесторы заинтересованы в развитии Большого Уссурийского", — сказала первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Марина Авилова.
Частные вложения сыграют в развитии острова очень важную роль, отмечают эксперты. По словам Николая Запрягаева, инвестиции "выглядят эффективными, когда на 1 бюджетный рубль приходится 10 частных". По словам гендиректора АО "КРДВ", на сегодняшний день есть ряд инвесторов, которые готовы вложить в проект десятки миллиардов рублей.
По словам партнера КБ Стрелка Алексея Муратова, чтобы привлечь к проекту развития острова особое внимание, можно организовать там молодежный лагерь БРИКС, где участники уже сейчас начнут реализовывать свои идеи и обмениваться опытом.
Начало уже положено, считают участники дискуссии. Сейчас первостепенная задача — "упаковать" идеи в чёткий мастер-план, который ответит на все вопросы.
"Проект развития острова Большой Уссурийский — уникальный пример стратегического партнерства России и Китая. Единая межгосударственная концепция развития острова, подписанная в мае этого года — реальный шаг к его реализации. А сегодня, при участии Минвостокразвития России, КРДВ, правительства Хабаровского края мы приступаем к разработке мастер-плана этой территории", — отметил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов.