Оба дальневосточных авиаперевозчика из-за нехватки воздушных судов ограничены в развитии маршрутной сети. Так, авиакомпания "Аврора" на данный момент не может увеличить количество международных рейсов из-за недостатка самолётов и высокой нагрузки по выполнению социально значимых перевозок внутри ДФО. Нехватка самолётов является ограничивающим фактором и для авиакомпании "Якутия", которая говорит о имеющемся спросе на запуск рейсов в Китай и страны СНГ. Поставка новых отечественных лайнеров, несмотря на подписанные соглашения, может сдвигаться по срокам вправо, а это значит, что запуск новых маршрутов будет откладываться. Подробности — в обзоре ИА PrimaMedia.
"Проблемы с привлечением флота также отражаются на международной части перевозок. У нас вся международная сеть сегодня сводится к двум китайским городам. <…> Пока объективно эту сеть (международных рейсов — прим. ред.) мы расширить не можем, поскольку компания ориентирована на выполнение перевозок внутри дальневосточного региона, на выполнение по социально значимым маршрутам", — сказал директор хабаровского филиала АК "Аврора" Феликс Воропаев на сессии "Транспорт и логистика" туристического форума "Открой Дальний Восток" (18+) в Хабаровске.
"Аврора" (Южно-Сахалинск) — крупнейший авиаперевозчик на Дальнем Востоке. Парк компании насчитывает 19 самолетов: восемь среднемагистральных Airbus А319, столько же DHC-8 и три внутрирегиональных DHC-6. Сегодня "Аврора" выполняет регулярные международные рейсы из Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска в Пекин и Харбин.
В 2021 году по поручению президента Владимира Путина на базе "Авроры" была создана единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных перевозчиков: "Хабаровских авиалиний", "Якутии", "Полярных авиалиний", "Камчатского авиапредприятия", "ЧукотАвиа".
Маршрутная сеть единой дальневосточной авиакомпании сегодня охватывает сегодня все 11 субъектов ДФО. "Считаю, что с точки зрения транспортной доступности хорошим шагом вперед стало создание (единой дальневосточной — прим. ред.) авиакомпании "Аврора". Она увеличивает количество маршрутов, в том числе осуществляет льготные перевозки. За 2023 год авиакомпания перевезла 1,348 млн пассажиров, что на 16% больше, чем в 2022 году. <...> В 2023 году к маршрутной сети авиакомпании добавились два новых социально значимых направления: из Владивостока в Курильск (остров Итуруп) и из Хабаровска в Амурзет (Еврейская автономная область), и теперь маршрутная сеть авиакомпании охватывает все 11 субъектов Дальневосточного федерального округа", — отметил вице-премьер РФ — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в интервью журналу "Эксперт" (18+).
Генеральный директор авиакомпании "Аврора" Константин Сухоребрик в кулуарах Восточного экономического форума-2024 (18+) предложил перераспределить государственные субсидии на полеты в центральной части РФ в пользу перевозок в ДФО.
"Пора уже закрывать №1242, и деньги, которые тратятся Российской Федерацией в европейской части страны, перераспределить на вот эту программу. <...> Мы считаем, что это решение проблемы дефицита финансов для Дальнего Востока, региональной местной авиации", — сказал Константин Сухоребрик.
Речь идет о программе софинансирования местных авиаперевозок в ДФО из федерального бюджета, которую ранее неоднократно предлагал утвердить Минтранс, но которую при этом не согласовывал Минфин. В частности, на 2024 год транспортное ведомство запрашивало на программу 7,4 млрд рублей.
"В этом году заместителем председателя правительства Савельевым Виталием Геннадьевичем поддержано выделение дополнительного финансирования местных перевозок. <...> Ожидаем, что это позволит запустить начало действия новой программы", — сказал заместитель министра транспорта РФ Владимир Потешкин в ходе авиационной сессии ВЭФ-2024.
Сейчас местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, но финансовое состояние ряда субъектов не позволяет в полной мере обеспечить их развитие.
На данный момент в РФ действует три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок: между регионами в обход Москвы; между центрально частью страны и Дальним Востоком/Калининградом, а также по социально значимым маршрутам внутри ДФО (субсидии получает "Аврора"). Всего на них выделено на этот год порядка 25 млрд рублей.
Власти считают, что во всем "виновата" быстро растущая экономика макрорегиона. Бизнес ждет свободы рынка
Отечественные лайнеры будут, но не скоро
В январе 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что более 600 лайнеров должно быть построено в РФ за следующие шесть лет. Основу парка авиакомпаний в перспективе составят самолеты SSJ-New, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300.
На ВЭФ-2024 производитель самолетов "Яковлев" заключил соглашение с "Авророй" на поставку 5 самолетов МС-21 и двух самолетов SJ-100 до 2035 года. Это соглашение стало дополнением к уже подписанным ранее договорам на поставку 8 SJ-100 и 10 МС-21.
А пока частично решить проблему нехватки самолётов "Аврора" хочет за счёт помощи "Аэрофлота", который в своё время владел контрольным пакетом (51%) сахалинской авиакомпании.
Глава "Аэрофлота" Сергей Александровский ранее сообщил, что компания хотела бы предложить взять часть региональных самолетов группы в "мокрый" лизинг "Авроре". Речь идет о передаче Superjet 100 из парка авиакомпании "Россия", которая является крупнейшим эксплуатантом этого типа самолета в стране.
Да, это нам нравится. Обсуждать еще не обсуждали, но вернемся по домам и будем договариваться о встрече. Для Дальнего Востока размерность Superjet 100 "вполне подходящая",
— сказал Константин Сухоребрик журналистам в кулуарах ВЭФ-2024.
"Мокрый лизинг" — это вариант аренды самолета, когда одна авиакомпания передает его в пользование другой с экипажем, но сохраняет за собой обеспечение летной годности ВС, выполняет его техобслуживание, платит за страховку. Арендатор эксплуатирует борт согласно своему расписанию полетов и под своим кодом.
Отвечая на вопрос, сколько таких самолетов с экипажем арендовала бы "Аврора", Сухоребрик напомнил о поручении президента Владимира Путина увеличить пассажиропоток "Авроры" к 2030 году до 4 млн человек, или практически в два раза. "То есть существующего флота магистрального, который сейчас эксплуатируется, надо в два раза больше. Все довольно просто", — сказал он.
Лайнеры МС-21 призваны заместить на отечественном рынке Airbus А319
"Якутия" ждут Ту-214
Нехватка судов является ограничивающим фактором и для авиакомпании "Якутия".
"Финансовое положение авиакомпании "Якутия" улучшилось благодаря поддержке бюджета республики, неплохой работе совместно с компанией "Аврора", эксплуатации "Суперджетов". Вместе с тем пока для нас ограничивающий фактор сегодня даже не финансовое положение авиакомпании, а больше все-таки отсутствие самолетов.
Сейчас ждем решений по поставкам новых Ту-214, чтобы запустить самолеты по ряду маршрутов. На самом деле — достаточно много направлений, по которым видим интерес жителей республики. Это и полеты внутри России, и в страны СНГ. Также много заявок на полеты из Якутска в Китай",
— сообщил в интервью "Интерфаксу" (18+) глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
АК "Якутия" (75% контролирует правительство республики, 25% + 1 акция — авиакомпания "Аврора") базируется в аэропорту Якутска и московском "Внуково". По данным на сайте компании, в сертификате авиаперевозчика числились 10 самолетов: два SSJ 100, по четыре — Boeing 737 и Bombardier DHC-8. Пассажиропоток авиакомпании за 2023 год составил 669,1 тысяч человек, что соответствует уровню 2022 года. АК "Якутия" в 2023 году получила 1,736 млрд рублей чистого убытка против 241,121 млн рублей чистой прибыли в 2022 году.
Возможный запуск рейса в японскую Осаку будет востребован при доступных тарифах
Китайские маршруты
Отметим, что дальневосточные аэропорты тоже видят перспективы на китайском направлении. Так, АО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ) недавно заключил соглашения о сотрудничестве с аэропортами Даляня и Харбина.
Соглашение с Харбинским международным аэропортом "Тайпин" (Harbin Taiping International Airport) предусматривает в том числе открытие новых международных маршрутов.
"Стороны договорились осуществлять совместные маркетинговые мероприятия для развития воздушного сообщения между городами, а также оказывать содействие и поддержку российским и китайским авиаперевозчикам для осуществления полетов между Владивостоком и Харбином", — сообщила пресс-служба МАВ.
Воздушное сообщение двух городов, прерванное на время пандемии, было возобновлено в марте 2023 года. В настоящее время рейсы на этом направлении выполняют китайская авиакомпания Chengdu Airlines (четыре раза в неделю), российские авиакомпании "Аврора" (дважды в неделю) и "Россия" (трижды в неделю).
Харбинский международный аэропорт "Тайпин" — крупнейший из аэропортов провинции Хэйлунцзян. Обслуживает порядка 20 млн пассажиров в год (22-е место по пассажиропотоку в Китае). Является важным транспортным хабом Северо-Восточного Китая и самым северным из крупных аэропортов Китая. В 2024 году здесь открыт новый международный терминал.
Аэропорт Владивостока может принимать любые типы воздушных судов. Пассажирский терминал рассчитан на 3,5 млн пассажиров. В 2023 году аэропорт обслужил свыше 2,5 млн пассажиров, что на 20% больше, чем в 2022 году.
А вот возобновление регулярного или чартерного авиасообщения с Вьетнамом из аэропортов Владивостока и Хабаровска в ближайшей перспективе не ожидается. Поэтом на данный момент дальневосточникам приходится добираться в туристический рай либо через Китай, либо из Иркутска.
Авиакомпания "ИрАэро" более года назад возобновила регулярные рейсы из Иркутска в Ханой, весной 2024 года восстановила авиасообщение с Нячангом. С октября региональная авиакомпания возобновляет авиаперелеты из Иркутска на несколько курортов Вьетнама — в город Камрань и на остров Фукуок.