Федеральные кондитерские фабрики в феврале провели повышение отпускных цен на свою продукцию, компенсируя тем самым рост затрат на сырье. Кроме того, производители уменьшают вес плиток шоколада, а результате чего цена вырастет не столь заметно, но потребитель получит меньше продукта. Какой путь для снижения издержек выберет "Приморский кондитер" — большой вопрос. Сладости региональной фабрики и без того считается достаточно дорогими на фоне завозной продукции и, не исключено, что для сохранения цен придётся пожертвовать качеством, сообщает ИА PrimaMedia (18+).
По оценкам участников рынка, отпускные цены производителей шоколадных изделий за 2024 год выросли более чем на 20%. Но это далеко не предел. Но даже на этом фоне сладкоежки не будут отказываться от этой продукции, особенно если производитель сможет сохранить качество своих товаров.
Газета "Известия" (18+) написала, что американские производители сладостей Mars и Mondelez предупредили торговые сети о намерении повысить отгрузочные цены с февраля-марта 2025 года на 5-19% из-за подорожания сырья на бирже. С конца февраля стоимость больших батончиков Mars вырастет на 14%, стандартных — на 19%, а других форматов — от 13% до 19%. Skittles прибавит в цене 12%, драже M&M — до 16%. С 24 марта Mars планирует отгружать конфеты "Коркунов" дороже на 14–19% в зависимости от веса продукции. Шоколад Alpen Gold, печенье Oreo, круассаны 7 Days и пирожные "Барни" прибавят в цене от 5% до 15%.
Издание "Коммерсант" (18+) сообщило, что несколько кондитерских фабрик перед приходом весны провели значительное повышение отпускных цен — на 5-15%.
Новая волна удорожания сладостей связана с ростом затрат производителей на сырье. Так, стоимость яблочного пюре, используемого, в частности, в производстве зефира, по итогам прошлого года выросла для производителей на 96%, арахиса — на 50%, изюма — на 35%. Какао-порошок подорожал более чем втрое, заменитель какао-масла — на 32%, ароматизаторы и красители — на 25%, пектин — на 23,8%. Стоимость муки выросла в среднем на 15%, растительных жиров — на 40–70%. Средняя стоимость какао-бобов на бирже выросла на 19,6% год к году, до $8 тысяч за тонну.
Кроме того, кондитеры, как и весь бизнес, несут потери на фоне роста логистических издержек и необходимостью повышать зарплаты. Плюс высокая ключевая ставка не позволяет привлекать дешевые кредитные ресурсы.
Мало того, с 1 марта в РФ также начался эксперимент по маркировке шоколада, мучных кондитерских изделий, желе, мармелада, жевательной резинки и ряда других изделий. А это тоже дополнительные издержки для производителей, которые забиваются в цену. Продукция, участвующая в "пилоте", будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы "Честный знак" (18+).
Увеличение отпускных цен — не единственный инструмент, которым производители кондитерских изделий пользуются в связи с ростом затрат. Ритейлеры также получили презентацию, подразумевающую, что вес части ассортимента плиток шоколада будет снижен. К примеру, упаковки в 200 грамм могут быть заменены на 180 и 150, 100 грамм — на 90, 90 грамм — на 75. Таким образом, вес плиток снизится в среднем на 10–33%.
Производители давно прибегают к снижению веса товара в упаковке, это "шринкфляция", пояснил "Ъ" руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. Хотя обычно бизнес, по его словам, ограничивается 10%-ной коррекцией. "Тенденция в полной мере актуальна и для категории сладостей, где "усыхание" стало одним из основных инструментов скрытой инфляции: цена на полке не растет, но потребитель все равно получает меньше", — рассуждает эксперт. Другим методом манипулирования ценой является изменение качественного состава — в случае с шоколадом речь может идти о частичной замене какао-масла на более дешевые аналоги.
Исполнительный директор ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев обращает внимание на то, что даже несмотря на существенное инфляционное давление, рост отпускных цен производителей в категории сладостей остается достаточно сдержанным. Это, по его мнению, продиктовано высокой конкуренцией на рынке кондитерских изделий и стремлением бизнеса сохранить своего потребителя.