Действительно ли в школах Еврейской автономной области — острая нехватка учителей? Есть ли у молодежи желание идти в педагоги? Как решается вопрос привлечения кадров в образовательные учреждения региона? Об этом в интервью ИА ЕАОMedia рассказал и.о. заместителя председателя правительства ЕАО Евгений Гузман.
Напомним, Еврейская автономная область в течение нескольких лет должна стать лучшим регионом по условиям образования на Дальнем Востоке. Столь амбициозную задачу поставила врио губернатора Мария Костюк. Курирует сферу образования в автономии молодой и перспективный руководитель — исполняющий обязанности заместителя председателя правительства ЕАО Евгений Гузман. В большом эксклюзивном интервью ИА ЕАОMedia он рассказал о планах по развитию вверенных направлений, приглашении в обновленную команду управленцев области, своих биробиджанских корнях и многом другом.

И.о. зампреда правительства области в интервью ИА ЕАОMedia — о развитии вверенной сферы, работе в новой команде управленцев региона и своих биробиджанских корнях
и.о. заместителя председателя правительства ЕАО
Автор фото: ИА ЕАОMedia
У нас довлеет стереотипное мышление. Есть действительно устойчивое мнение о том, что не хватает педагогов, особенно высокоуровневых. По количеству молодых учителей — тоже стереотип, что "молодёжь не идёт".
Я пообщался с выпускниками ПГУ им. Шолом-Алейхема, которые получают педагогическую специальность, и технологического техникума, где готовят музработников для детсадов и начальной школы. Сидят человек 50 передо мной (и заочники, и очники), кто-то уже сейчас работает. Я сразу задаю вопрос в аудитории: поднимите, пожалуйста, руки, кто планирует пойти работать в систему образования. В целом, подняли руки практически все, подавляющее большинство, и это меня очень вдохновило.
В то же время, наша задача — создать такие условия для молодого специалиста, который хочет прийти в систему — чтобы он вырос, чтобы у него был наставник. Необходимы начальные условия, которые ему позволят наработать опыт, стаж, авторитет, и он сможет стать членом большой педагогической семьи в Еврейской автономной области. Поэтому мы хотим сделать такую корпорацию, организационную культуру, когда молодые специалисты будут желанны в коллективе.
Почему необходимо уделить этому особое внимание? Потому что иногда, когда приходит молодой специалист, начинаются какие-то вопросы с точки зрения распределения часов, "особых важных" поручений от старших коллег, восприятия детьми. И здесь необходимо сопровождение опытным наставником, прямо "за руку". Это нормально, так в любой организации. А школы — это очень непростая структура и очень сложная работа. Педагогам не рождаются, а становятся. Есть, конечно, предрасположенность, но профессионалами именно становятся. Поэтому у нас есть ассоциация "Пеликанов", это лидеры образования. Сегодня также формируется Ассоциация молодых педагогов. Есть специальные курсы повышения квалификации.
Кроме того, нам надо решить вопрос с целевыми договорами и стипендиями. Потому что подобная практика есть по субъектам, даже внутри нашей области, допустим, в медицинской сфере. Сейчас по поручению руководителя области аналогичная система разрабатывается и в образовании, и это тоже будет сделано. Надо создавать педагогические классы, профориентировать детей. Сегодня, к сожалению, профильных педагогических классов у нас минимальное количество в городе и районах. Мы приняли решение, что с 1 сентября в каждом районе ЕАО будет не менее двух таких классов и педагогических групп. Будем ориентировать на это 10−11 классы и повышать престиж профессии. Надеюсь, что люди придут.
Но есть и обратная история, когда всё-таки имеется предрасположенность. Я посетил группу переподготовки на педагогические специальности в институте развития образования. Люди разносторонние, интересные, пришли туда из разных сфер. Была среди них и высококвалифицированный инженер РЖД. Я спросил у неё — почему решила сменить профессию? "Я всю жизнь мечтала работать с детьми, меня все отговаривали. А сегодня мне 47 лет и я пришла в дошкольную образовательную организацию, потому что это мое", — ответила женщина.
Тем не менее многие говорят, что днем с огнем специалистов не сыщешь. Однако вот ещё одна конкретная история. К нам сейчас переезжает учитель иностранного языка — из Татарстана в Биробиджан! Мы кинули клич — где есть вакансия. А оказалось, что вакансий не так и много, чтобы предложить работу уважаемому коллеге, очень высококвалифицированному, с тремя высшими образованиями. Поэтому сейчас мы создали специальный телеграм-канал (12+), чтобы просто рассказывать, кто и в какой школе требуется, и регулярно публикуем информацию.