Минздрав готовит изменения, которые напрямую затронут качество медицинской помощи для миллионов россиян. Речь идет о новом порядке применения клинических рекомендаций — золотого стандарта лечения. Почему эксперты опасаются, что это может ослабить защиту прав пациентов?
В чем суть изменений?
До недавнего времени закон строго обязывал врачей следовать клиническим рекомендациям. Это своды правил, основанные на последних научных данных. Они описывают алгоритмы диагностики и лечения для сотен заболеваний.
Эти же документы были эталоном для проверок страховыми компаниями. Теперь же Минздрав получил исключительное право устанавливать порядок их применения. Фактически, от ведомственного приказа теперь будет зависеть, что считать качественным лечением по полису ОМС.
Почему это всех касается?
Клинические рекомендации — это гарантия того, что пациентам по всей стране окажут помощь в соответствии с едиными, научно обоснованными стандартами. Их несоблюдение часто приводит к трагедиям.
Издание aif.ru приводит два наглядных примера. В первом случае 56-летнему мужчине с диабетом не скорректировали лечение. Не выявили начинающуюся сердечную недостаточность. Через полгода пациент скончался от инфаркта.
Второй случай — 36-летняя женщина едва не погибла от бронхита. Врачи не назначили вовремя антибиотики, руководствуясь не стандартами, а непонятными принципами. Пациентку чудом спасли в реанимации.
"Каждый тезис в клинических рекомендациях подкреплен доказательной научной базой, — отмечает кандидат медицинских наук Ирина Лаптева. — Это обеспечивает результат лечения в большинстве случаев".
Что вызывает тревогу?
Проект ключевого приказа до сих пор не опубликован для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов. Нет ясности, какие критерии оценки качества помощи утвердит Минздрав.
Главный страх экспертов и пациентских организаций — что стандарты будут упрощены или размыты. Это позволит недобросовестным медучреждениям ссылаться на нехватку кадров и денег чтобы оправдать некачественную помощь.
"Нельзя отменять или ослаблять роль клинических рекомендаций, — считает президент Ассоциации онкологических пациентов Ирина Боровова. — Особенно в онкологии, где конкретные дорогостоящие препараты могут спасти жизнь".
Именно четкие стандарты позволяют страховым компаниям в настоящее время эффективно защищать права пациентов и наказывать виновных в халатности.
Что дальше?
От решения Минздрава зависит очень многое. Остается надеяться, что чиновники прислушаются к мнению экспертов и пациентов, а не только руководителей медучреждений, часть которых, очевидно, хочет снять с себя определенную ответственность, резюмируют эксперты.