В России девятиклассников, которые провалили ГИА, хотят бесплатно обучать рабочим профессиям, чтобы подростки могли получить образование и работать у себя в регионе. Готова ли система среднего профессионального образования (СПО) в Еврейской автономной области к подобным новшествам и какие трансформации её ждут в ближайшее время, корр. ИА ЕАОMedia рассказал и.о. заместителя председателя правительства ЕАО Евгений Гузман.
Не сдавших государственную итоговую аттестацию (ГИА) девятиклассников хотят обучать рабочим профессиям. Такой законопроект принят в первом чтении Госдумой России.
Предполагается, что новая норма позволит подросткам работать в своем родном регионе и положительно скажется на их трудовых достижениях. Документ был внесен в ГД группой депутатов от разных фракций. Рабочая специальность станет стимулом к учебе и поможет учащимся не остаться на улице, уверены эксперты, передают "Известия" (18+).
Инициатива вносит изменения в закон "Об образовании". Она предполагает, что учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты на ГИА, получат право бесплатно пройти профобучение по программам подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих. Перечень таких профессий определят региональные власти.
"Предлагается предусмотреть для указанных лиц возможность пройти профессиональное обучение, по итогам профессионального обучения сдать квалификационный экзамен, а по итогам освоения основных образовательных школьных программ пройти ГИА и получить не только аттестат об основном общем образовании, но и документ о квалификации — свидетельство о профессии рабочего, должности служащего", — рекомендуют депутаты.
Как рассказал ИА ЕАОMedia исполняющий обязанности заместителя председателя правительства ЕАО Евгений Гузман, сегодня система среднего профессионального образования в регионе охватывает все сферы деятельности, которые развиваются на территории области, и имеет социально-экономическую направленность.
Впервые в этом году мы запускаем проект "Первая профессия для школьников". Фактически, инициатива, которая заходит в качестве законопроекта, во многом описывает тот проект, что мы реализуем с 1 сентября на территории ЕАО в системе образования. Речь идет о получении первой квалификации в рамках школьной программы для обучающихся 8-11 классов. В режиме эксперимента и апробации мы реализуем эту инициативу: зачисляем 100 школьников. Разработаны семь программ профессионального обучения по разным направлениям. Это медицинская деятельность; педагогическая сфера; креативные индустрии и искусство; все, что касается промышленности и транспорта", — отметил Евгений Гузман.
Программу реализуют пять учреждений среднего профессионального образования. При положительных результатах апробации будет принято решение о возможности реализации проекта в следующем году. По словам Евгения Гузмана, предварительно прорабатывается 20 профессий и дополнительных квалификаций для их получения школьниками в рамках основной общеобразовательной программы. Соответствующие механизмы на территории области детально отработают, а первые результаты будут получены уже к новому году.
"Действительно для социально-экономического развития ЕАО сегодня наблюдается потребность, в том числе, в специалистах рабочих профессий и среднего звена. Но и востребованность системы среднего профессионального образования среди школьников, абитуриентов возрастает.
По итогам приемной кампании мы можем говорить о существенно возросшем интересе школьников и их родителей к системе среднего профессионального образования. Заработная плата специалистов, которые являются выпускниками системы СПО, ничуть не меньше, чем у специалистов с высшим образованием", — добавил Евгений Витальевич.
Небывалый конкурс: абитуриенты штурмуют "бюджет" в колледжах и техникумах ЕАО И.о. зампреда правительства области Евгений Гузман — о самых востребованных специальностях и причинах растущей популярности СПО
Мама одного из биробиджанских девятиклассников рассказала информагентству, что они вместе с сыном долго обсуждали вопрос получения будущей профессии.
"Сначала я, как и многие родители, думала, что обязательно нужно высшее образование. Но потом мы реально посмотрели на ситуацию. Во-первых, сын всегда любил работать руками — с детства что-то мастерил, разбирал, собирал, да и с гуманитарными предметами есть сложности.
Зачем мучить ребенка еще два года в школе и потом пять лет в вузе, если он и так знает, чего хочет? А если есть возможность получить рабочую профессию еще во время обучения в школе и даже в случае провала ГИА — это реально создает уверенность в завтрашнем дне. Мы изучили рынок труда. Хорошие слесари, сварщики, электрики сейчас зарабатывают не меньше, а иногда и больше офисных работников. И, что самое главное, рабочие профессии всегда нужны. Во время обучения есть возможность получать стипендию, плюс уже со второго курса можно подрабатывать.
Да и если сын захочет в будущем получить высшее образование, можно потом поступить в вуз заочно, уже имея профессию и опыт работы. Главное, чтобы ребенок был счастлив и нашел себя в жизни", — поделилась биробиджанка Татьяна Алексеевна.
По данным исследований и статистики, в России около 10% учащихся ежегодно не сдают ГИА с первого раза. Это связано с различными факторами, включая стресс, недостаток подготовки и индивидуальные особенности восприятия материала. По сведениям Рособрнадзора, ГИА не сдают порядка 100 тысяч школьников.
Как заявили "Известиям" в Министерстве просвещения РФ, для многих учеников обучение рабочей специальности — это возможность получить практические умения, которые повышают шансы на трудоустройство и самостоятельную жизнь в будущем. Перечень профессий будет определяться региональными органами исполнительной власти с учетом потребностей рынка труда.
— Это могут быть как рабочие профессии, так и должности служащих. Они соответствуют потребностям регионов и позволяют подросткам получить востребованную квалификацию. К примеру: чертежник-конструктор, оператор по работе с клиентами, рабочий лесного хозяйства, плотник, облицовщик-плиточник, оператор видеозаписи и другие, — перечисли ли в Минпросвещения.
Условия становления для девятиклассников, не сдавших ГИА, нужно создать вне зависимости от количества таких школьников, уточнили в министерстве. Индивидуальная поддержка важна для каждого ученика, она будет способствовать его дальнейшей самореализации и социальной адаптации, поможет получить востребованную профессию и найти работу — главным образом, в родном регионе.
В целом, как считают эксперты, законопроект решает две ключевые задачи: дает подросткам социальные перспективы и восполняет кадровый дефицит. Инициатива позволяет выстраивать нелинейные образовательные и карьерные маршруты: ученик получает возможность в ключевых точках образовательного пути выбирать разные треки, исходя из своих ресурсов и обстоятельств. Кроме того, несдача экзаменов перестает быть тупиком.