Медицинские работники создали методику оценки предотвратимой смертности. Теперь можно понять, от каких болезней россияне умирают напрасно и почему, объясняют учёные из Сеченовского и Пироговского университетов, а также ведущие специалисты Минздрава.
Российские эксперты впервые разработали методику оценки предотвратимой смертности. Теперь можно понять, от каких заболеваний люди умирают преждевременно. Этот подход адаптировал международные критерии к российским реалиям. Методика включает 147 причин смерти, объединённых в группы, такие как инфекционные болезни, онкология или травмы.
Например, половину смертей от туберкулёза можно было избежать профилактикой, а другую половину — лечением. Расчёты учитывают смертность в возрасте до 78 лет, что соответствует национальным целям по продолжительности жизни. Этот показатель отражает не только работу медиков, но и влияние образа жизни, доходов и доступности помощи. Он позволит сравнивать Россию с другими странами и находить уязвимые места в системе здравоохранения.
Эта информация важна для практического применения для спасения жизней. Методика переводит проблему смертности из абстрактной статистики в плоскость конкретных управляемых причин. Она чётко указывает, от каких именно заболеваний смерть можно предотвратить и каким способом — через улучшение профилактики или качества лечения. Это даёт органам здравоохранения научно обоснованную дорожную карту для концентрации ресурсов и усилий.
Показатель предотвратимой смертности служит "зеркалом" для всей системы общественного здоровья. Он оценивает не только работу больниц и поликлиник, но и совокупное влияние социально-экономических факторов — уровня жизни, образования, культуры здоровья и доступности медицинских услуг. Это позволяет проводить глубокую диагностику системных проблем.
Наличие единой методики позволяет объективно сравнивать регионы между собой и Россию — с другими странами, выявляя отстающие направления и лучшие практики. Это создаёт основу для целевого, основанного на данных планирования государственной политики в области здравоохранения и демографии, например, для достижения целей по увеличению продолжительности жизни.
Таким образом, информация знаменует переход к более рациональному и ответственному управлению здоровьем населения, где решения принимаются на основе чёткого понимания того, какие меры действительно спасают жизни, передает издание "Ведомости".
Арсений Луговой