Светлана Аносова: Система инженерного образования в ЕАО требует комплексного подхода

Член регионального штаба ОНФ – об итогах заседания межрегионального круглого стола по проблемам подготовки технических специалистов (ФОТО)
Межрегиональный круглый стол по проблемам подготовки технических специалистов . Фото: предоставлено Светланой Аносовой

Система инженерного образования требует комплексного подхода, считает  научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН, член регионального штаба Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" (ОНФ) Светлана Аносова. Она вернулась из Владивостока, где состоялось заседание межрегионального круглого стола по проблемам подготовки технических специалистов и инженерных кадров, актуальным для всех дальневосточных регионов и Биробиджана, в частности. О том, какие вопросы обсуждались на встрече, организованной ОНФ на базе Дальневосточного федерального университета,  общественный активист рассказала в интервью газете "МИГ", сообщает ИА ЕАОmedia.

Светлана Аносова , Тематическая иллюстрация

Светлана Аносова , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Из архива ИА ЕАОmedia

- Светлана Владиславовна, почему Вас, научного сотрудника из Биробиджана, пригласили на заседание круглого стола, в котором участвовали помощник президента России Андрей Фурсенко, заместитель министра образования Александр Климов, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский? 

- Отмечу, что основной темой проведения круглого стола явилось обсуждение вопросов  повышения престижа инженерно-технических профессий, улучшения системы подготовки кадров, построения оптимального взаимодействие между учебными заведениям, работодателями, федеральными и региональными органами власти при подготовки высококвалифицированных специалистов. Организаторы круглого стола ставили задачу собрать как можно больше специалистов, экспертов, заинтересованных в решении заявленных проблем. В круглом столе приняли участие представители всех дальневосточных вузов, в том числе нашего Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, руководители региональных органов власти, работодатели. А в моем случае, думаю, совпали векторы политической, научной и педагогической деятельности. Заседание проводил ОНФ, а я вхожу в региональный штаб фронта. С другой стороны, тема моей научной деятельности - формирование региональной промышленной политики, одним из элементов которой является подготовка трудовых ресурсов,  т.е. образовательная составляющая. Кроме того, более 10-ти лет преподаю в ПГУ им. Шолом-Алейхема и Дальневосточном государственном аграрном университете и изнутри знаю многие проблемы высшего образования. Меня действительно волнует проблема дефицита технических кадров в нашем регионе, которая остро ощущается как на промышленных предприятиях, так и в строительных, транспортных компаниях, сельском хозяйстве, медицинских и других учреждениях. Современные технологии, оборудование сегодня повсюду, однако, внедрять и обслуживать их подчас некому. Сегодня молодежь весьма неохотно поступает на технические специальности в высшие и средние специальные учебные заведения, а средний возраст инженеров уже приближается к пенсионному.

- Что можете сказать о причинах этого возрастного конфликта интересов?

- Причины общеизвестные - это не высокий социальный статус инженера и низкий престиж профессии, очень скромная заработная плата, низкая социальная защищенность. К сожалению, пока отсутствуют конкретные мероприятия по формированию положительного имиджа, популяризации профессии инженера,  в том числе в федеральных и местных средствах массовой информации.

Межрегиональный круглый стол по проблемам подготовки технических специалистов , Фото с места события из других источников

Межрегиональный круглый стол по проблемам подготовки технических специалистов , Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено Светланой Аносовой

- К сожалению, да. Но тогда какие из прозвучавших во Владивостоке предложений Вам показались наиболее перспективными? Что нужно делать в первую очередь?

- Как вы понимаете, система инженерного образования требует комплексного подхода. С одной стороны, она должна опираться на качественные прогнозы. От экономики должен быть ясный четкий запрос: кто нужен в настоящее время, какие специалисты и в каком количестве понадобятся в перспективе. С другой стороны, вся система подготовки специалистов должна быть максимально гибкой, быстро реагировать и отвечать на новые экономические вызовы. И начинать эффективную систему инженерного образования нужно со школы. Именно в школе необходимо активизировать профориентационную работу с молодежью и популяризацию профессии инженера, возродить те учебно-производственные комбинаты, которые когда-то действовали в стране, в том числе и в Биробиджане. Необходимо поддержать предложение о введении обязательного ЕГЭ по физике для выпускников 11-х классов. Студентам, которые обучаются на технических специальностях, необходимо увеличить число часов специальных дисциплин и производственной практики. Что касается производств, то эксперты рекомендовали развивать взаимодействие предприятий и вузов, в том числе через базовые кафедры. К сожалению, в ЕАО, как отмечают в областном комитете образования, подавляющее большинство работодателей пока не рассматривает себя в качестве полноправных партнеров в сфере подготовки специалистов и не оказывает эффективной помощи образовательным учреждениям. Чаще всего они выступают только в качестве потребителя результатов работы образовательных учреждений.  В связи с этим, необходимо развивать механизмы и формы участия организаций в управлении системой профессионального образования и образовательными учреждениями.

Отмечу, что на круглом столе было много споров о возвращении пятилетнего "специалитета", который в России сейчас заменили бакалавриатом и магистратурой, но пока к единому мнению участники дискуссии так и не пришли. Поднимали вопрос о социальной защищенности инженеров, возможности снижения ипотеки до 5-6%. Тронуло, как один из участников круглого стола потребовал льготной очереди в детский сад для детей инженера.

Межрегиональный круглый стол по проблемам подготовки технических специалистов , Фото с места события из других источников

Межрегиональный круглый стол по проблемам подготовки технических специалистов , Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено Светланой Аносовой

- Какова дальнейшая судьба этих предложений?

- Как отметил Андрей Фурсенко на закрытии круглого стола, итоги всех обсуждений будут представлены на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным во время Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России. Он намечен на сентябрь. Так что разговор должен получить продолжение и самую высокую поддержку. Возможно, в перспективе будет разработана государственная стратегия инженерного образования. Замечу, что у нас в области также уделяется внимание проблемам подготовки технических специалистов, особенно  среднего звена. На прошлой неделе это стало предметом обсуждения на заседании областного Совета по промышленной политике, предпринимательству и инновационной деятельности, где среди проблем были названы дисбаланс структуры приема и выпуска обучающихся по отношению к структуре спроса на рынке труда, недостаточная привлекательность работников технических специальностей среднего звена среди населения, отсутствие практики целевой подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях. В тоже время, в качестве положительных моментов участники Совета отметили постепенное приведение структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда, открытие новых специальностей в политехническом техникуме, одна из которых направлена на обеспечение потребностей в кадрах Кимкано-Сутарского ГОКа, обновление материальной базы техникума.

 

 

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia