В Благовещенском кафедральном соборе Биробиджана готовят православных певчих. Регентом архиерейского хора назначен заслуженный деятель искусств Андрей Выборгский - последователь партесного, многоголосного стиля церковного пения и так называемого византийского, от которого были взяты каноны церковного богослужения на Руси. Выборгский приглашен в ЕАО главой Биробиджанской епархии Владыкой Ефремом. При этом музыкальной подготовкой здесь занимается не только он. Завуч воскресной школы Ольга Лаптиева, приехавшая минувшим летом на послушание в женский монастырь в селе Раздольном, по образованию дирижер-хоровик, и ее обязанность - руководить детским церковным хором, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Михаила Клименкова в еженедельнике "Ди Вох".
"Возведение на клирос
В Благовещенском кафедральном соборе готовят православных певчих
В начале сентября в Биробиджане прошло необычное для города мероприятие – фестиваль хоров "Радость велия". Участвовали в нём коллективы светские: хор ветеранов и казачий, вокальные коллективы детских музыкальных школ. Инициатором фестиваля была Биробиджанская епархия, и проводился он в рамках празднования 10-летия Благовещенского кафедрального собора. Жюри этого певческого конкурса возглавил заслуженный деятель искусств Андрей ВЫБОРГСКИЙ, незадолго до этого назначенный регентом архиерейского хора.
БЕЗ МУЗЫКИ христианство немыслимо. Ею сопровождаются богослужения и в католической, и в православной, и в протестантской церкви. Многие произведения, написанные для исполнения в храмах, со временем стали звучать и в концертных залах. Мессы католика Палестрины или хоралы лютеранина Баха услаждают наш слух и поныне.
Произведения Березовского, Бортнянского, Рахманинова и других православных композиторов, впервые прозвучавшие в храмах, тоже исполняются для светской публики. Однако к музыке православие относится строже, чем другие христианские ветви. Единственным инструментом, который используется в службах, был и остается человеческий голос. Причем православное пение не признает фиоритур, тират и других вокальных украшений. "Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго Церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное", – этот канон святых отцов православные певцы хранят и поныне.
Андрей Выборгский. Фото: интернет-портал "Город на Бире"
АНДРЕЙ ВЫБОРГСКИЙ – потомственный музыкант: бабушка и мама – заслуженные артистки России, оперные солистки. У него классическое светское музыкальное образование: школа искусств, затем вокальное и хоровое отделения колледжа искусств им. П. И. Чайковского в Улан-Удэ и, наконец, дирижерское отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Однако и красоту православной духовной музыки он впитывал с малолетства. Бабушка Любовь Михайловна почти тридцать лет была регентом одного из храмов в Улан-Удэ, в церковном хоре пела и мама Ольга Иоакимовна. Разумеется, их внук и сын тоже был приобщен к пению на клиросе. С 14 лет он уже дирижировал в церкви.
После окончания консерватории интерес Андрея Андреевича к православному песнопению не остыл, а, напротив, укрепился. Выборгский – последователь партесного, то есть многоголосного стиля церковного пения и так называемого византийского, от которого были взяты каноны церковного богослужения на Руси. Регентом он работал в нескольких епархиях. В Биробиджан на должность регента кафедрального собора его пригласил владыка Ефрем, который узнал о нем от своих знакомых.
В принципе, собрать еще один хор в Биробиджане можно. Держатся же много лет казачий и ветеранский хоры. Однако оба эти любительских коллектива не требуют от участников музыкальной грамотности и каких-то особых вокальных данных. В их репертуаре в основном популярные авторские или народные песни. Чтобы петь на клиросе в традициях партесного и византийского церковного песнопения, нужно овладеть техникой этих школ.
И это тоже возможно. Удалось же в свое время преподавателю культпросветучилища Виктору Дмитриевичу Молодцову собрать в Биробиджане академическую хоровую капеллу. Правда, это было тридцать пять лет назад, когда в городе было значительно больше профессиональных музыкальных работников, да и любители вокального искусства еще не перевелись. Сегодня же редкие концерты певцов классической школы в областной филармонии с трудом собирают зрителей.
– Такая ситуация не только в Биробиджане, – считает он, – нынешнее молодое поколение с трудом поет и интонирует – сказывается влияние попсовой эстрады. Но я надеюсь, что мне удастся собрать архиерейский хор при помощи музыкальной школы и колледжа культуры, с которыми у нас тесное сотрудничество. Для начала нужно, чтобы в нем было не менее десяти человек. Петь они будут, прежде всего, на клиросе, но со временем можно будет заняться и концертной деятельностью. Будем искать певчих и среди взрослых. Но прививать любовь к вокальному искусству вообще и к церковному пению в частности нужно с детства.
Ольга Лаптиева. Фото: интернет-портал "Город на Бире"
МУЗЫКАЛЬНОЙ подготовкой в епархии занимается не только регент. Ольга ЛАПТИЕВА, завуч воскресной школы, преподает в ней несколько дисциплин. Но по образованию она дирижер-хоровик – по этой специальности у нее дипломы хабаровских музыкального колледжа и института культуры. Разумеется, она поет и на клиросе. Но в епархии у нее еще одна обязанность: она руководит детским церковным хором.
В Биробиджане Ольга недавно. Человек глубоко верующий, летом она приехала на послушание в женский монастырь, что в селе Раздольном.
– Там в это время работала детская площадка, – рассказывает Ольга Викторовна, – и настоятельница монастыря игуменья Анастасия попросила меня подготовить для одного мероприятия музыкальные номера. Сделали мы это быстро, буквально за день. Выступления девочек понравились владыке и он предложил мне дальнейшее сотрудничество.
Крестилась Ольга в двадцать лет, с двадцати шести стала петь на клиросе и поняла, что это настоящее.
– Православная музыка кажется мне истинно прекрасной, – рассказывает Ольга. – Обожаю язык, на котором исполняются песнопения, – церковнославянский. Я специально пошла на богословские курсы, чтобы научиться знаменному песнопению.
Свою влюбленность она пытается передать ученикам воскресной школы и кадетского класса при епархии.
Ученики кадетского класса. Фото: интернет-портал "Город на Бире"
Я побывал на одном из молебнов детского хора. Проходят они в нижнем приделе кафедрального собора. Сюда пришли почти все ученики кадетского класса и несколько учащихся воскресной школы. Ольга Викторовна раздала детям текст длинного акафиста – хвалебного песнопения "Похвала Пресвятой Богородицы". Ребятам, особенно кадетам, пока очень трудно не только следовать сложному мелодическому рисунку акафиста, но и просто произносить его древний текст.
Вите БОРИСКИНУ 12 лет. В кадетском классе он учится с интересом, а вот клиросное пение – новшество этого года.
– Трудно, конечно, – признается Витя. – Но мне нравится: слова тянутся и складываются в молитву. Красиво!
Учащейся воскресной школы Василисе ГАРБЕР полегче, чем кадетам. К православию у нее тяга с малолетства. В свои 11 лет она уже умеет довольно бегло читать тексты на церковнославянском языке и даже побеждала на конкурсах церковных чтецов, которые проводятся в епархии. Пение в церковном хоре для нее в радость.
У Артема БРОДСКОГО занятия в воскресной школе не единственное увлечение. Он очень любит хоккей и играет за команду "Синтез". Но не меньше, чем гонять шайбу, нравится ему петь. Говорит, что ощущает особое удовольствие, постигая смысл текстов церковных гимнов.
Состоится ли в Биробиджане церковный хор? Андрей Выборгский сдержанно ответил, дескать, время покажет. А Ольга Лаптиева напомнила:
– Господь призвал к себе в ученики простых рыбаков – и они стали апостолами. Ждать профессиональных певцов не приходится, будем их готовить", - говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Обряд крещения младенцев совершил новый владыка Ефрем в селе Русская поляна ЕАО
Епископ Биробиджанский и Кульдурский: Смена архиерея не должна менять жизнь епархии