Главное качество судьи – это совестливость, считает назначенная в январе 2016 года заместителем председателя Биробиджанского районного суда ЕАО Ирина Боброва. О своем пути в профессию, судейской этике и реформах российского законодательства Ирина Боброва рассказала в интервью на страницах газеты "Биробиджанская звезда", сообщает ИА ЕАОMedia.

Заместитель председателя Биробиджанского районного суда ЕАО Ирина Боброва. Фото: Фото: Газета "Биробиджанская звезда"
Стаж работы в должности судьи у Ирины Бобровой не очень большой – около семи лет. Этот выбор она сделала не сразу. В детстве мечтала быть врачом. Ни юристом, ни тем более судье, а именно врачом. Однако после окончания школы неожиданно для всех поступила в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет управления процессами перевозок…
– Год проучилась и поняла, что это точно не мое Решила поступать в мединститут. Не получилось – был довольно большой конкурс. А вот в наше Биробиджанское медучилище приняли без проблем, и закончила его с отличием. Еще раз попробовала в мединститут и опять не поступила. Семь лет отработала зубным врачом в воинской части. Образование было среднее специальное, поэтому решила, что нужно все-таки высшее. Получить медицинское было невозможно, поскольку обучение только очное, а у меня уже была семья. Ближе всего по духу оказалась профессия юриста: и врач, и юрист работают с человеком, от них ждут помощи люди в трудной жизненной ситуации, главный принцип работы и того, и другого – "не навреди". В 1998 году поступила в Хабаровскую академию экономики и права на заочное. В 2004-м закончила. Уже на третьем курсе пошла работать в МУП "Единый заказчик". Так началась моя юридическая деятельность.
– Юриспруденция давалась легче, чем медицина?
– Учиться было интересно. Трудно было в другом плане. Сначала материально – обучение платное. Первое время помогали родители, потом уже сами с мужем справлялись. Ребенок был маленький – всего три года исполнилось, когда поступила. Но все работы старалась делать самостоятельно – курсовые, контрольные. Мне очень нравилось. Группа была хорошая. Когда дошли до выбора специализации, я решила однозначно – гражданское право. Уголовное, на мой взгляд, легче. А вот гражданское гораздо сложнее, много законов, кодексов, но тем интереснее. Оно мне оказалось ближе по духу, по содержанию. Такой же выбор сделали немногие из нашей группы.
– Как произошло первое знакомство с судебной системой?
– В МУП "Единый заказчик" моим начальником была Елена Вячеславовна Попович, сейчас она начальник Государственной жилищной инспекции ЕАО. Я только начала работать, как через месяц она ушла в отпуск. Вот тогда мне и пришлось ходить в суд самой. Первое дело показалось очень сложным. Его рассматривала Сладкова Елена Геннадьевна, тогда мировой судья. Я не знала особенностей, как проходит сам процесс по гражданскому делу, ведь я была только на третьем курсе. Очень волновалась, переживала. Истцы – жильцы квартиры на пятом этаже, где протекала крыша. МУП "Единый заказчик" заключил договор подряда с организацией на ремонт кровли. Рабочие повредили верхний слой. Пришлось досконально изучать дело, разбираться. Справилась. Стороны заключили мировое соглашение. Ответчик обещал возместить ущерб. Для нашей организации все обошлось без последствий. Через два года меня назначили начальником отдела.
– На каком этапе пришла мысль – хочу работать в суде?
– Эта работа мне понравилась с первых процессов, в которых я принимала участие. Я долго не могу заниматься одной и той же работой, хочется совершенствоваться в профессии. Когда я узнала о том, что вводится институт помощников судей, обратилась в Биробиджанский городской суд, но на тот момент вакансий не было. Однако через некоторое время мне позвонила Екатерина Алексеевна Анисимова – заместитель председателя суда, и сказала: нужен помощник. Я сразу согласилась. Так в 2005 году попала на работу в суд.
– Легко ли было осваивать новую сферу деятельности?
– Конечно, пришлось учиться. Первым моим наставником в суде была Марина Николаевна Попова. У нее училась писать определения, решения. Она задала нужное направление. Сначала было сложно. Даже думала: зачем я сюда пришла? Но это длилось недолго. Уже через неделю все стало получаться. И коллеги помогали. Попала в кабинет, где работали Юлия Коренчук, Анжелика Сивоконь, Ольга Кисель. Они все потом стали судьями. Относились ко мне прекрасно, поддерживали. Через несколько месяцев я стала работать с Екатериной Алексеевной Анисимовой. Ее решения всегда были четкими, ясными, по существу. Считаю, что опыт, который я приобрела помощником за 4 года, пришел ко мне благодаря Екатерине Алексеевне.
– Когда появилось желание стать судьей?
– Некоторые помощники судей в этот период успешно сдавали квалификационный экзамен. Вот и я решила, а почему бы не попытаться? Поняла, что могу с этим справиться. Готовилась тщательно и сдавала экзамен сразу на федерального судью. Вопросы по гражданскому праву и процессу не показались сложными, а вот по уголовному... Такой практики у меня никогда не было, только теоретические знания. Экзамен сдала на "четыре". Опыт по рассмотрению уголовных дел приобретался уже в процессе работы. Когда появилась вакансия мирового судьи и объявили конкурс, подала заявление. Претендентов было трое. Прошла квалификационную коллегию, назначили в Законодательном Собрании, и сразу приступила к работе. Научилась рассматривать любые дела – уголовные, гражданские, административные. Хотя, конечно, вначале приходилось советоваться с более опытными коллегами – мировыми судьями Еленой Владимировной Ключиковой, Татьяной Зиновьевной Максименко, федеральным судьей Ириной Прохоровной Журовой. Они никогда не отказывали в совете.
– Для вас число "четыре" почти магическое – 4 года юристом в "Едином заказчике", 4 года – помощником судьи, столько же – мировым судьей…
– Так получилось. Узнала о вакансии на должность федерального судьи, решила попробовать, хотелось профессионального роста, выйти на новый уровень.
– Что дал опыт работы мирового судьи?
– Прежде всего, конечно, знание разных отраслей законодательства, жизни, всех ее сторон. Умение организовать работу, спланировать ее, распределить нагрузку. Без этого при огромном количестве дел у мировых судей со своими обязанностями просто не справиться. Ведь приходилось замещать судей и с других участков, когда те уходили в отпуск или болели. Я поняла, что главное – ничего не откладывать "на потом". Нужно всегда помнить, что, если я не сделаю этого сегодня, завтра будет сложнее. И у меня все было, как у других, кто начинал с мировых – в 11 вечера уходила домой, работала и в выходные, и в праздники. Потом пришел опыт, знания, практика. Очень много также значит тщательная подготовка к судебному разбирательству, выяснение всех вопросов до рассмотрения дела. Тогда и сотрудникам аппарата будет легче работать, и самому судье.
– Есть решения, которые даются непросто?
– Самые тяжелые – связанные с компенсацией морального вреда. Например, на предприятии произошел несчастный случай, либо кто-то получил травмы или погиб при ДТП. Такие дела тяжело рассматривать с моральной точки зрения. Люди приходят в суд не просто с проблемой – с горем, часто приносят фотографии погибших родственников, плачут, но понимаешь, что надо разобраться и вынести решение. И в то же время думаешь о том, что для тех, кто в зале, – это невосполнимая потеря. Порой сложные дела поступают и в правовом плане – как головоломки. Но с такими очень интересно. Бывает по-разному, но сказать, чтобы я боялась вынести решение, не могу. Такого не было.
– Юристов сейчас много – в правоохранительных органах, силовых структурах, в организациях, плюс адвокаты, нотариусы. Но считается, что у судьи особая психология. Вы с этим согласны?
– Наверное, да. Судья не может себе позволить спорить. Высказать свою точку зрения – да, а спорить, доказывать, а тем более грубить – нет. Это недопустимо. Есть, конечно, Кодекс судейской этики, который регламентирует поведение. Но, мне кажется, это не столько от кодекса зависит, сколько от личных качеств, от воспитания. А еще считаю, главное для судьи – совестливость. Никогда нельзя переступать через свою совесть. Решение принимается по закону, при этом еще всегда нужно руководствоваться совестью. Если ее нет – очень плохо.
– Российское законодательство постоянно меняется. Вот и сейчас определенные категории дел рассматриваются в соответствии с новым Кодексом административного судопроизводства. Что показали первые месяцы работы?
– Те категории дел, которые раньше регламентировали 24-25 главы Гражданского процессуального кодекса, теперь регулируются нормами КАС РФ. Это дела из публичных правоотношений – обжалование действий либо бездействия должностных лиц, органов госвласти, местного самоуправления, признание недействующими нормативных правовых актов, взыскание обязательных платежей и сборов. Трудности существуют. Новый документ объемный, к нему нужно привыкнуть. Есть свои особенности по срокам принятия заявлений, которые сейчас называются административными исковыми заявлениями, по срокам рассмотрения дел, изготовления протоколов и другие. Думаю, сейчас увеличится нагрузка на федеральных судей – дела о взыскании сборов в Пенсионный фонд раньше рассматривали мировые судьи, сейчас – федеральные. Причем в большинстве случаев такие дела разбирали в порядке приказного производства. Это упрощало и ускоряло процесс. Если должник не соглашался с решением, он мог оспорить судебный приказ, после чего дело рассматривалось в исковом производстве. Новый КАС такой формы, как судебный приказ, не предусматривает, но регламентирует порядок упрощенного производства. Есть и другие замечания, которые высказывают коллеги. В процессе правоприменительной практики за несколько месяцев – с 15 сентября, как вступил в силу новый кодекс, – возник ряд вопросов. Надеюсь, что со временем выйдет постановление Пленума Верховного суда, в котором будут даны разъяснения отдельных положений КАС РФ.
– Как встретили Новый год?
– Мы всегда отмечаем его дома, в семье. Обязательно ставим ёлку, живую, настоящую. Наряжаем ее вместе с сыном. Ему уже 20 лет, он учится в Хабаровске, тоже в Академии экономики и права, будущий юрист. Предвосхищая ваш вопрос, скажу: судьей быть не хочет, мамин пример не для него. Я считаю, главное, чтобы был хорошим специалистом в своем деле и, конечно, хорошим человеком. В новом году всем – и родным, и коллегам – желаю хорошего настроения, с оптимизмом смотреть в будущее. Я сама оптимист. Мне кажется, чем больше в человеке именно этого качества, тем легче ему жить. Ну и главное – не делать никому зла. Надо жить по принципу "Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе". Это мое главное жизненное правило.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Владимир Путин назначил судью Биробиджанского районного суда ЕАО заместителем председателя