Фабричная история: Тяжелая судьба легкой промышленности в ЕАО
Фото: Госархив ЕАО

Фабричная история: тяжелая судьба легкой промышленности в ЕАО

Как была создана Биробиджанская трикотажная фабрика и как складывалась ее жизнь – в обзоре ИА ЕАОMedia

Бизнес

7.05.2016

60 лет назад на базе артелей "Работница" и "Свой труд", а также фабрики "Ширпотреб" была создана Биробиджанская трикотажная фабрика. О том, как складывалась судьба предприятия с начала его основания, на страницах газеты "Биробиджанер Штерн" рассказала начальник отдела информации, публикации и научного использования документов Госархива ЕАО Людмила Стокоз, сообщает ИА ЕАОMedia.

Биробиджанская ордена Трудового Красного Знамени трикотажная фабрика. Смена мастера Ф.Е. Лужанской. Вручение преходящего Красного Знамени фабрике, 1983 год

Биробиджанская ордена Трудового Красного Знамени трикотажная фабрика. Смена мастера Ф.Е. Лужанской. Вручение преходящего Красного Знамени фабрике, 1983 год. Фото: Госархив ЕАО

Среди переселенцев, кто с первыми эшелонами приехал на Дальний Восток строить Еврейскую автономию, преобладали в основном ремесленники и кустари-одиночки. Перечень профессий местечкового взрослого населения замыкался на бондаре, сапожнике, швее, парикмахере, пекаре, мелком торговце. В зарождающемся городе Биробиджане многие из приехавших нашли применение своим навыкам. Так возникли пром-артели имени Димитрова, "Деревоширпотреб", "Металлист", "Ширпотреб", "Работница", "Свой труд" и другие.

В книге А. Канторовича "Перспективы Биробиджана", изданной в 1932 году, читаем: "В поселке (Биробиджан был еще небольшим поселком – авт.) развернуты производства: венской мебели, столярной мебели, тележно-повозочное, чемоданно-игрушечное, трикотажное, сапожное, швейное, кирпичное, мыловаренное".

Впоследствии кооперативные артели становились базой для промышленных предприятий города. Так, на базе артелей "Свой труд", "Работница" и фабрики "Ширпотреб" образовалась в 1956 году Биробиджанская трикотажная фабрика. Что это были за артели?

"Свой труд"

Эта артель образовалась в 1929 году по инициативе облпромсоюза ЕАО из кустарей-одиночек. Располагалась она на улице Горького, занималась пошивом швейных изделий массового и индивидуального характера, а также пошивом и ремонтом обуви. Спустя год в артели был создан цех по пошиву изделий из готового трикотажа.

Работало в артели 40 человек, из них девять служащих.

Артель "Свой труд" выполняла массовые заказы по изготовлению зимней и летней спецодежды

Артель "Свой труд" выполняла массовые заказы по изготовлению зимней и летней спецодежды. Фото: Госархив ЕАО

Из конъюнктурного обзора состояния торговли в Еврейской автономной области за 9 месяцев 1936 года можно узнать, что в артели сложилось тяжелое финансовое положение: отсутствовали собственные оборотные средства, существовала задолженность по заработной плате артельщикам за длительный период времени. Из-за отсутствия средств не было возможности приобретать ткань на хабаровской базе "Хлопкосбыт", поэтому артель работала в одну смену с нагрузкой 50-60%. Но, несмотря на финансовые проблемы, в 1935 году было выпущено продукции на 200 тысяч рублей – на 60 тысяч больше по сравнению с предыдущим годом.

Документов о том, как работала артель в годы войны, не сохранилось. А вот в начале 1949 года здесь началась механизация цеха массового пошива, были установлены два агрегата по 15 электрических швейных машин в каждом и электронож для раскроя материалов. Артель "Свой труд" выполняла массовые заказы по изготовлению зимней и летней спецодежды для работников угольной промышленности.

В конце 1953 года в артели насчитывалось 67 рабочих. В ее состав входили швейная, сапожная, художественная, текстильно-ткацкая и мебельная мастерские. В сапожной ремонтировали обувь, в художественной занимались строчевышиванием, в текстильно-ткацкой выпускали бельевую веревку, в мебельной изготовляли матрасы.

В артели, как и на многих социалистических предприятиях, было широко развернуто стахановское движение. Стахановцы ежедневно выполняли 150-200% нормы и вырабатывали продукцию высокого качества. Например, Рива Забар, портниха дамского заказного цеха, выполняла норму на 186%. Лев Будман работал в артели с 1932 года, являлся лучшим портным мужского заказного цеха и бригадиром артели. Ежедневно он выполнял норму на 170%.

Газета "Биробиджанская звезда" в 1949 году рассказала о швее-стахановке Швец, досрочно выполнившей свое пятилетнее задание, молодой швее и комсомолке К.М. Ершковой, ежедневно выполняющей 150-200% нормы.

На протяжении длительного времени артель "Свой труд" удерживала первенство среди промысловой кооперации Биробиджана. В "Биробиджанской звезде" от 24 сентября 1954 года сообщалось: "Успехи артели – результат правильной организации труда, товарищеской взаимопомощи, высокой трудовой активности. Этот небольшой коллектив располагает высококвалифицированными работниками, получившими специальность здесь же, на производстве. Как и другие члены артели, примечательный путь прошла Матрена Александровна Прокопьева. В 1940 году 15-летней девушкой она поступила в артель. День ото дня молодая работница совершенствовала свое мастерство. В 1949 году она успешно закончила курсы закройщиков, а затем проходила производственную практику в Хабаровской артели "Швейник". Сейчас она опытный мастер, является начальником цеха индивидуального пошива…".

В 1954 году артель выполняла ряд заказов для торгующих организаций. Для Биробиджанторга она шила школьную форму из хлопчатобумажного материала и рубашки "фантази". Здесь велись подготовительные работы и для освоения новых заказов, должны были начать изготавливать теплую спецодежду. Но спустя два года артель перестала существовать как самостоятельное предприятие – ее объединили с фабрикой "Ширпотреб".

Фабрика "Ширпотреб"

Это предприятие располагалось в восточной части города по Комсомольскому переулку.

Строительство фабрики "Ширпотреб"

Строительство фабрики "Ширпотреб". Фото: Госархив ЕАО

"…Цех массового пошива. За двумя рядами швейных машин сидят рабочие и работницы. Они образуют своеобразный конвейер. В цеху чисто, стены украшены лозунгами, плакатами, призывающими выпускать продукцию отличного качества, экономить сырье, материалы, электроэнергию. На видном месте вывешена доска показателей, рядом – обязательства всего цеха и каждого рабочего в отдельности. Напротив установлена красочно оформленная Доска почета… В цехах и бригадах организован межоперационный общественный контроль. Лучшие мастера стали общественными контролерами. Они следят за выполнением каждой операции. Для бригад и остальных рабочих открыты лицевые счета качества продукции. Сюда заносятся результаты работы за каждый день. В цехе индивидуального пошива установлен такой порядок: одежда выдается заказчикам только после того, как специальная комиссия тщательно проверит качество работы…", – писал А. Кизер о фабрике в статье "Передовые предприятия местной промышленности".

Фабричные цеха – индивидуального пошива, массового пошива и сапожный успешно справлялись с производственным планом. Так, по итогам соревнования в мае 1949 года коллектив фабрики завоевал переходящее Красное знамя горкома ВКП(б) и горисполкома, в том же году приказом министра местной промышленности РСФСР были награждены значками "Отличник местной промышленности" швеи-стахановки фабрики Каменецкая, Никитина, Дубникова, Черенкова. Всего же на предприятии насчитывалось 11 стахановцев, удостоенных звания "Отличник местной промышленности".

На фабрике постепенно механизировался производственный процесс, что способствовало выпуску более качественной продукции, повышению производительности труда и облегчало труд работников. В конце 1940-х годов механизация цеха массового пошива позволила за месяц изготовить более 600 костюмов первого сорта. Из 2,8 тысяч сшитых брюк только две пары оказались второго сорта.

В одной из газетных публикаций сообщалось: "В 1951 году коллектив Биробиджанской фабрики "Ширпотреб" досрочно завершил пятимесячное задание. Экономно расходуя материал, используя резервы производства, он достиг значительных успехов в снижении себестоимости продукции. Перевод пошива дамского пальто на механизированный агрегат цеха массового пошива позволил снизить себестоимость этого вида изделий почти вдвое. Снижена себестоимость кепи за счет использования хлопчатобумажных и шерстяных отходов. На протяжении нескольких лет на складе хранилось большое количество белого лоскута. В мае из него было пошито около 500 детских панамок, которые пользовались большим спросом у населения".

В начале 1956 года на фабрике случился пожар, сгорело помещение цеха индивидуального пошива. В связи с этим исполнительный комитет Биробиджанского городского Совета депутатов трудящихся ЕАО в апреле 1956 года принял решение "передать цех индивидуального пошива с необходимым оборудованием и инвентарем, принятыми, но невыполненными заказами, имеющийся в наличии материал по индивидуальному пошиву, закройщиков и рабочих Бирторгу".

Вскоре началось строительство нового производственного корпуса и подсобно-вспомогательных помещений фабрики. Новое каменное фабричное здание было решено строить хозяйственным способом. Закончить строительство планировалось в 1956 году, до наступления холодов. И чтобы облегчить труд строителей, слесари-арматурщики Михаил Прагер и Семен Кац отремонтировали бетономешалки, подъемный кран, сданные другими предприятиями на склад металлолома, пустили в эксплуатацию ленточный транспортер.

В том же 1956 году фабрика выполнила план по выпуску валовой продукции, однако по ассортименту имелось несоответствие с договорами торгующих организаций и внерыночных потребителей. В одном из документов читаем: "…Фактически выпущено 122 изделия, в том числе недодано телогреек – 27,1 тысяч штук, детских и женских сорочек – 6715 штук, кепи мужских шерстяных – 2585 штук, сорочек "Гейша" – 1,2 тысячи штук и ряд других видов изделий". Это привело к тому, что в торгующих организациях города часто отсутствовали изделия повседневного спроса.

Работницы фабрики "Ширпотреб"

Работницы фабрики "Ширпотреб". Фото: Госархив ЕАО

Огромные трудности испытывало это предприятие – часто производство простаивало из-за отсутствия сырья и электроэнергии. Поставщики не всегда в срок доставляли необходимую ткань, из-за этого приходилось заменять дешевые ткани на более дорогие. Покупали такие изделия хуже, продукция скапливалась на складах.

Чтобы улучшить экономическое положение фабрики, был разработан пятилетний план. В частности, планировалось довести количество работающих до 450 человек, провести модернизацию цехов, разнообразить ассортимент продукции и т.д.

К началу 1958 года на фабрике насчитывалось 400 работающих, 120 машин. В связи с переходом в новый производственный корпус предлагалось ограничить ассортимент до 18-ти видов изделий. Это ватная, хлопчатобумажная и брезентовая спецодежда, мужские сорочки и ковбойки, брюки мужские и детские, женские демисезонные и зимние пальто… Дополнительно к этому шили одеяла, матрасы, мужские и детские кепи, детские панамы.

Но при всех трудностях многие работники фабрики работали по-стахановски.

Работница фабрики

Работница фабрики. Фото: Госархив ЕАО

"В цехе индивидуального пошива трудятся десятки опытных мастеров. Коммунистка Полина Абрамовна Каплун 12 лет работает на этом предприятии. В совершенстве овладев своей специальностью, она работает быстро и четко, любой заказ выполняет своевременно. 160–180% нормы – такова ее ежедневная выработка. Таких передовиков производства на фабрике немало. Работница того же цеха Надежда Ножина, швеи-мотористки Соня Краснопольская, Циля Горина, Ася Штейман, комсомолка Галина Ивашенникова честным, добросовестным трудом заслужили добрую славу в коллективе… Из месяца в месяц, изо дня в день растут на фабрике ряды передовиков. Вот комсомольско-молодежная бригада по пошиву ватных телогреек. Руководит ею опытный мастер Бетя Векслер. Все работницы этой бригады систематически перевыполняют нормы и в январе добились самой высокой в цехе производительности труда. С декабря прошлого года бригада держит красный вымпел городского комитета ВЛКСМ. Особенно хорошо здесь трудятся швеи-мотористки тт. Горбунова, Иванова и Черданцева. Многие из девушек пришли на производство прямо со школьной скамьи и в короткий срок овладели мастерством. Большая заслуга в их обучении принадлежит мастеру т. Штарбекер, которая кропотливо передавала молодым работницам свой опыт.

В этом же цехе работает бригада по пошиву верхних мужских сорочек. В бригаде почти нет работниц, которые не выполняли бы нормы выработки. Работницы ежедневно шьют по 30-35 сорочек сверх плана. Цех массового пошива по всем показателям является передовым на предприятии, он завоевал переходящее Красное знамя", – писал о работниках фабрики И. Хлыстов в статье "Швейники на предвыборной вахте", напечатанной в газете "Биробиджанская звезда" 20 февраля 1955 года.

Артель "Работница"

Одним из предприятий, ставших производственной базой для Биробиджанской трикотажной фабрики, была и артель "Работница". Она организовалась в 1932 году и находилась в подчинении облпромсоюза ЕАО г.Биробиджана. Специализировалась артель на вязке трикотажа. В цехе, находящемся на первом этаже небольшого бревенчатого дома, стояло несколько плоскофанговых машин, которые приводились в рабочее состояние вручную. Из хлопчатобумажной одноцветной сероватой пряжи вязали не претендовавшие на оригинальность жакеты, шапочки, детские костюмы. После этого изделия везли в другой конец города – в красильню.

Артель "Работница"

Артель "Работница". Фото: Госархив ЕАО

На 1953 год облпромсоюз запланировал строительство при артели механизированного красильного цеха, но только в 1956 году цех был построен. Вот что вспоминает мастер красильного цеха Еремин: "Даже трудно сравнить прежнюю работу с сегодняшней. Работаем мы в новом, более просторном помещении. Раньше вручную качали воду из колодца, мешали палками руло в чанах с краской, а теперь эту работу выполняют моторы. У нас имеется паровая сушилка. Прежде готовую продукцию сушили по-иному – в цехе беспрерывно топились печи, от которых по всему помещению тянулись трубы. В цехе работали три мастера и пять рабочих, которым за 12-14 часов удавалось покрасить 230-240 кг пряжи. Теперь в нашем цехе работает тоже 8 человек, но за смену мы успеваем покрасить 340 кг руло и 120 кг пряжи…".

– Если вернуться в довоенные годы, то в обзоре состояния промышленности ЕАО за 1939 год можно прочесть: "Артель "Работница" – преимущественно женская. Вырабатывает трикотажные изделия. Несмотря на имеющиеся трудности (отсутствие нужного производственного помещения), артель выполнила свою годовую производственную программу. Резко улучшилось качество и значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции… В артели имеются 54 человека стахановцев, выполняющих норму от 120%. Лучшие стахановцы артели – Эптус, который выполняет норму на 137%, Мильграм Циля – 146%, Шляхова – 166%... Неграмотность и малограмотность ликвидирована среди 19 членов артели. Работает школа по ликвидации неграмотности среди остальных 10-ти членов артели…".

На изношенном, устаревшем оборудовании очень сложно было увеличить выпуск и еще сложнее – улучшить качество трикотажных изделий. В заметке "Качеством похуже, а ценой подороже", напечатанной в газете "Биробиджанская звезда" 25 мая 1951 года, Л. Эскин, преподаватель физкультуры педагогического училища, писал: "Мне, как преподавателю физической культуры, часто приходится приобретать для физкультурников майки Биробиджанской трикотажной артели "Работница". И следует сказать, что физкультурники не выражают благодарности руководителям этого предприятия за спортивную форму. По прихоти руководителей артели майки почему-то окрашиваются в темный цвет и после нескольких стирок линяют и теряют вид… Перед краевыми соревнованиями юных спортсменов мы заказали в артели "Работница" спортивную форму. Соревнования длились несколько дней, а некоторые майки не выдержали даже этого короткого срока и расползлись по швам… Признавая низкосортность своей продукции, артель все же продает ее населению в полтора раза дороже добротных привозных трикотажных изделий".

На протяжении многих лет в артели вели борьбу за образцовое качество изделий массового потребления. Постепенно ситуация улучшалась, однако случаи брака, заниженной сортности, небрежной отделки некоторых изделий имели место. Например, 8 января 1953 года главным государственным инспектором по торговле в области Пастушенко было снято с продажи "сорочек мужских нестандартных 715 штук, жакетов детских 679 штук с маркировкой 1-го сорта, по своему качеству не соответствующих этому сорту. Сорочки мужские с длинными рукавами в количестве 3,4 тысячи штук были выработаны артелью с нарушением ГОСТа без подкладочной ткани под петлями внутри передней планки и внутри манжет. Этим же сорочкам преднамеренно был установлен неправильный артикул. Были завышены цены на жакеты женские, жакеты детские, шарфы мужские, в результате чего допущен перебор с покупателей в сумме 4,4 тысячи рублей".

В 1956 году "Работница" была уже не той маленькой артелью с несколькими плоскофанговыми машинами. Только в одном швейном цехе работало более 20-ти швейных и специальных машин.

"Во время работы XX съезда партии, – рассказывает заместитель председателя артели тов. Хейфец, – в кругловязальном цехе пущены в эксплуатацию четыре вязальные машины по 1 тысячи игл каждая… За стеной швейного цеха находится новое, светлое, просторное помещение. С двух сторон его монтируют поточные ленты на 28 рабочих мест. К ним уже подведена электропроводка. Через несколько дней смежную с пристройкой стену прорубят, работницы швейного цеха перейдут работать в новое помещение, начнут осваивать более прогрессивные методы труда. Рядом с машинами будет двигаться конвейерная линия. Освободившаяся производственная площадь позволит создать необходимые условия для остальных рабочих швейного цеха".

Здание вязального цеха

Здание вязального цеха. Фото: Госархив ЕАО

Каждый год работники артели разрабатывали новые образцы трикотажных изделий. Часто организовывали выставки выпускаемых изделий как на самом предприятии, так и в универмаге Биробиджанторга. Все представленные на выставке изделия продавались. В 1956 году были представлены новые образцы трикотажных изделий: жакеты, вышитые вискозными нитками, мужские шерстяные свитера, кимоно с трехрядной расцветкой, майки и другие изделия. Из архивных документов можно узнать: "На выставке в универмаге охотно приобретают покупатели детские летние и зимние костюмы, кимоно, дамские жакеты с карманами, детские майки и другие изделия. За два дня продано с выставки более чем на 5 тысяч рублей трикотажных изделий".

Среди трикотажниц артели, судя по архивным документам, ширилось социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции, повышение качества и снижение ее себестоимости, за экономию и бережливость.

Коллектив артели всегда откликался на новые начинания. Ежегодно пополнялись ряды ударников труда и стахановцев, выполняющих и перевыполняющих нормы при отличном качестве продукции. В числе других на городских и областных слетах назывались фамилии стахановок – Гефан, Кошелева, Сивоздрав.

"В 1930-е годы в промартели работала Броня Давидовна Пейсик. Шила наволочки, простыни. После школы в артель пришла и ее дочь Бетя. Была оверлочницей, вязальщицей, помощником мастера, избрана секретарем комсомольской организации.

Бетя Хаймовна Шурман пятнадцатилетней девчонкой в грозном сорок втором пришла в промартель. Ввиду обстоятельств производство здесь было переключено на штопку и реставрацию армейского обмундирования. С поезда приносили целые кипы перехваченных бечевой истерзанных шинелей, гимнастерок. Швейницы перебирали эти кипы, обливаясь слезами: как знать, может быть, эта окровавленная шинель – с плеча отца, брата, жениха? Бетя уже тогда была на редкость старательна, трудолюбива. Сама еще с виду девчонка-подросток, она обучала швейному делу многих поступавших на работу женщин и девушек, и те говорили, что у Бети золотые руки и золотое сердце. После войны стали поступать огромные вороха ненужных по мирному времени парашютов. Прочный розоватый шелк пустили на летние мужские сорочки, девичьи кофточки с длинным рядом пуговиц и сарафаны. Ко времени создания трикотажной фабрики Бетя Хаймовна слыла уже швейницей высшей квалификации. Вполне логичным было ее назначение мастером бригады",– это отрывок из газетной публикации тех лет.

В 1956 году "Работница" перешла в систему Министерства легкой промышленности, а все работники артели были переведены в штат Биробиджанской трикотажной фабрики.

В титульный список не включено

Работницы Биробиджанской трикотажной фабрики – победители социалистического соревнования, 1960 год

Работницы Биробиджанской трикотажной фабрики – победители социалистического соревнования, 1960 год. Фото: Госархив ЕАО

Родная фабрика,

Мне могут не поверить,

Подумать могут: громкие слова!

Но как, какою мерой соизмерить

Другому степень нашего родства.

Мы вместе с ней прошли все

испытанья,

Делили честно радость и беду.

Как девушка на первое свиданье,

Я по утрам на фабрику иду,

И, возвращаясь вечером с работы,

С улыбкой выхожу из проходной.

Мне радостно, что в цеховых

пролетах

Осталось что-то, сделанное мной.

Эти поэтические строки сегодня могут вызвать только ностальгию по тому времени, когда в городе работала не одна фабрика, а фабричные девчонки шли по утрам на работу, как на первое свидание…

Первой фабрикой в Биробиджане, как известно, была швейная. А в 1937 году в городе было запланировано строительство трикотажной фабрики. На этот счет вышло постановление Совета народных комиссаров СССР, в котором говорилось: "…закончить проектирование трикотажной фабрики и подготовительные работы для начала ее строительства в 1937 году".

К строительству фабрики в назначенный год так и не приступили, была лишь определена первоначальная сметная стоимость проекта в размере 9 млн рублей.

В одном архивном документе, где речь идет о невыполненных постановлениях Совнаркома СССР, читаем: "Строительство трикотажной фабрики в г. Биробиджане не включено в титульный список строительства на 1937 год. Таким образом, в текущем году новая производственная база госпромышленности в области не подготавливается, что обусловит резкое сокращение переселения еврейских рабочих в 1938 году и последующие годы. Для предупреждения такого положения необходимо Наркомлегпрому обеспечить капиталовложения на начало строительства трикотажной фабрики – 2 тысячи рублей".

Из протокола совещания при Далькрайплане по рассмотрению титульных списков строительства и капиталовложений в народное хозяйство ЕАО ДВК на 1937 г. можно узнать, что трикотажная фабрика проектировалась в Москве под наблюдением управления трикотажной промышленности Наркомместпрома. И проект, и сметы должны быть закончены к 1 ноября 1937 года.

Однако в протоколе совещания при главном инженере главного управления трикотажной промышленности Наркомлегпрома имеется справка от 29 октября 1937 год "О состоянии проектирования Биробиджанской трикотажной фабрики", в которой говорится, что утверждение проекта задерживается, и в настоящее время сметы, составленные текстильным институтом, необходимо переделать согласно последним правительственным распоряжениям, то есть составить по другой форме.

В ответ на это временно исполняющий обязанности представителя Еврейской автономной области при Президиуме ВЦИК Виленкин пишет наркому легкой промышленности РСФСР: "Во избежание дальнейшей оттяжки с окончанием проектирования трикотажной фабрики представительство Еврейской автономной области просит вашего распоряжения о включении в план первого квартала 1938 года потребных средств на окончание проектирования трикотажной фабрики".

Несмотря на предпринятые усилия, руководству области так и не удалось добиться в довоенные годы строительства трикотажной фабрики. Возможно, это было связано еще и с тем, что небольшие предприятия города удовлетворяли потребности населения в трикотажных и швейных изделиях.

Первый директор Меер Дойхен

О создании трикотажной фабрики вновь зашла речь лишь в середине 1950-х годов. На примитивном, устаревшем, кустарном оборудовании мелкие артели уже не могли обеспечивать население качественной продукцией. Область нуждалась в крупном предприятии, оснащенном новейшей современной техникой, способном выпускать большое количество качественных изделий.

Биробиджанская трикотажная фабрика образовалась в 1956 году на базе артели "Работница". Директором фабрики был назначен Меер Дойхен. Сохранился архивный документ – послужной список первого директора:

"Дойхен Меер Шахнович (Мирон Исаевич) в 1935 г., после окончания Одесского КОМВУЗа имени Кагановича, был мобилизован Одесским обкомом ВКП(б) на работу в Хабаровский край. С начала 1936 г. работал председателем артели "Новая заря" г. Облучье. В марте 1939 г. решением Облпромсоюза был направлен председателем артели "Биробиджанский мрамор" пос. Биракан. С мая 1940 г. Дойхен М.И. назначен председателем правления галантерейной фабрики г. Биробиджана. В декабре 1951 г. Дойхен М.И. становится председателем правления Биробиджанской трикотажной артели "Работница". Из производственной характеристики от 30 августа 1956 года: "Дойхен М.И. проработал в качестве председателя правления артели "Работница" до перехода ее в систему Министерства легкой промышленности в августе 1956 года. За время работы Дойхена М.И. председателем артель стала одной из крупнейших в системе Крайпромсовета. Выпуск продукции в 1956 г. (по отношению к 1951 г.) увеличился более чем в три с половиной раза. Построены и хорошо оборудованы новые производственные корпуса. Дойхен М.И. грамотный, знающий хозяйственную работу, трудолюбив, работает с душой, очень чуткий к товарищам и подчиненным, пользуется большим авторитетом в коллективе".

С первых же дней новый руководитель утвердил довольно строгий внутренний распорядок работы. Запрещалось всем без исключения вносить на территорию фабрики ручную кладь или вещи домашнего обихода (сетки, кошельки и т.д.), принимать пищу на рабочем месте: "Можно только в специальной комнате, а в летних условиях – под грибками во дворе".

С 1 января 1957 года на фабрике ввели пропускную систему. Кроме этого, каждому рабочему был выдан специальный жетон с указанием присвоенного ему табельного номера. Жетоны выдавались по специальной ведомости под роспись. На проходной установили табельную доску с двумя отделениями: первое отделение – приход на работу, второе – уход с работы. Табельная доска открывалась за 30 минут до начала работы и закрывалась с началом работы фабрики. У опоздавших на работу на 10-20 минут охрана забирала пропуска и передавала их в отдел кадров.

В мае 1957 года Меера Дойхена перевели на другую работу, а директором фабрики был назначен бывший фронтовик Григорий Клименко. Он приехал в Биробиджан в 1946 году, работал на прядильно-ткацкой фабрике. Получил звание мастера-технолога ткацкого производства. На новой трикотажной фабрике работал с самого основания главным инженером.

Начало реконструкции

В октябре 1958 года в состав предприятия вошла фабрика "Ширпотреб". В этот период трикотажная фабрика выпускала в год 124 тысячи штук верхних трикотажных изделий, 405 тысяч штук бельевого трикотажа и швейных изделий на 336 тысяч рублей.

Техническое оснащение фабрики продвигалось очень медленно, в цехах по-прежнему преобладал ручной труд. Около 60% работы по вязке верхнего трикотажа производилось на старых фанговых машинах вручную – передвижением рукоятки. Пришивались вручную пуговицы и ярлыки. Свитера, рейтузы, джемпера выпускались самых простых моделей и мрачных расцветок.

Коллектив фабрики на момент объединения насчитывал 564 человека.

По фабричному уставу в 1960 году каждому вновь принятому на работу выдавалась расчетная книжка, в обязанности администрации входило заполнять ее и возвращать не позднее 1-2 дней до выдачи заработной платы. Заработки трикотажников были невысокими: рабочие первого разряда получали в месяц 248 рублей 22 копейки, третьего – 300 рублей 54 копейки, восьмого разряда – 481 рублей 77 копеек. Это еще в дореформенных рублях.

Работала фабрика в две смены, вторая смена заканчивалась в полночь.

Реконструкция фабрики началась в 1961 году. Вот как вспоминает это время директор предприятия Григорий Клименко:

"Мы начали с коренной реконструкции, была произведена полная замена оборудования. На месте деревянных цехов построен двухэтажный кирпичный корпус. Биробиджанским трикотажникам повезло в том смысле, что они имели неограниченные возможности для сбыта. В послевоенные годы благосостояние советских людей, их покупательская способность быстро росли. Повышался спрос и на трикотажные изделия".

Григорий Клименко внес огромный вклад в развитие трикотажного производства, был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями за труд. Избирался депутатом городского и областного Советов депутатов трудящихся. У тех, кто с ним работал, он оставил добрую память.

Григорий Клименко внес огромный вклад в развитие трикотажного производства

Григорий Клименко внес огромный вклад в развитие трикотажного производства. Фото: Госархив ЕАО

Взлет и падение

В 1970-е годы реконструкция фабрики продолжилась уже при новом руководителе – Тамаре Юдицкой, которая до этого назначения была главным инженером предприятия. Коллектив фабрики своими силами реконструировал участок крупновязальных машин, красильный цех, закройный участок и т.д.

В 1973 году был разработан проект по расширению фабрики. Проектом предусматривалось увеличить выпуск верхнего трикотажа до 3,1 млн изделий в год. Численность промышленно-производственного персонала предполагалось увеличить до 1099 человек.

Перемены в организации, технологии производства шли параллельно с изменениями социальных условий работы и жизни трикотажников.

В основном рабочие были обеспечены жилой площадью. Были построены два детских комбината. На фабрике имелся медпункт, оснащенный необходимым оборудованием, ежегодно проводились профилактические осмотры, делались в срок все необходимые прививки. Рабочим и служащим предоставлялись путевки в дома отдыха и санатории страны. Питание было организовано в столовой в две смены.

Продукция фабрики стала более качественной, пользовалась спросом, поставлялась даже в западные регионы страны.

В начале 1990-х годов для фабрики настали не лучшие времена. Резко ухудшилось ее финансовое положение, из-за недопоставок сырья прекратилось изготовление моделей по индивидуальным заказам.

Долги росли как снежный ком. Началось сокращение рабочих и служащих, задерживалась выплата заработной платы.

Качество жизни работников фабрики, как и большинства жителей области, резко ухудшилось, социально-экономический кризис буквально наступал на пятки. У работников предприятия появилась неуверенность и в своем будущем, и в будущем фабрики.

В 1976 году директор фабрики Тамара Юдицкая (в центре) была избрана делегатом XXV съезда партии

В 1976 году директор фабрики Тамара Юдицкая (в центре) была избрана делегатом XXV съезда партии. Фото: Госархив ЕАО

Новаторская мысль

Хотелось бы рассказать о том, как на фабрике внедряли передовые методы труда, совершенствовали технические возможности предприятия.

В одном из архивных документов можно прочесть: "Ценное предложение внесли наладчики Нахимович Р.Л. и Кривицкий М.М. За свои изобретения рабочие были премированы: Нахимович Роман Львович – за реконструкцию швейной машины 22 класса для раскроя ватников, Кривицкий Михаил Менделевич – за реконструкцию швейной машины для производства закрепочных операций и реконструкцию швейной машины для производства зигзагообразных вырезов при пошиве дамского пальто".

При пошиве трикотажа на оверловочных машинах оставалось много отходов, примерно до 11 тонн в год. На фабрике узнали о новом методе раскроя, применявшемся на трикотажных фабриках Подмосковья. Наладчики Цейнис и Портной начали реконструкцию машины. Первые испытания дали хорошие результаты. Было подсчитано, что при переходе на новый метод пошива фабрика получит в год до 400 тысяс рублей экономии.

Из объяснительной записки к годовому статистическому отчету о внедрении рационализаторских предложений за 1981 год: "За текущий год на фабрике было подано 32 рационализаторских предложения, внедрено в производство – 24, отклонено – 13. За счет внедрения рационализаторских предложений получен экономический эффект в сумме 20,2 тысяч рублей.

На фабрике объявлялись конкурсы среди новаторов и рационализаторов. Например, рабочий А.И. Липенков на конкурс "Лучшая творческая бригада рационализаторов 1972 года" представил браковочную машину, на которой был сконструирован и установлен счетчик для измерения длины полотна любой ширины. Экономический эффект этого рацпредложения составил 7,4 тысяч рублей в год.

В 1976 году в конкурсе по разработке и внедрению рационализаторских предложений, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента трикотажных изделий, приняли участие рационализаторы вязального и швейного цехов. Было подано 11 предложений. По итогам конкурса первое место присуждено старшему мастеру Б.Т. Шапиро и слесарю-ремонтнику А.Б. Шапиро. Их приспособление было установлено на 20 машинах, экономия составила более 1,7 тысяч рублей в год.

Ежегодно на фабрике разрабатывался тематический план "узких мест" производства, так называемый темник. Составлялся он на основе предложений рабочих. К примеру, таких: "… предложите приспособление для поднятия спущенных петель на деталях изделий с фанговых машин механическим путем; разработайте способ соединения двух концов оборванной нити путем склеивания вместо связывания их узлом; предложите конструкцию предохранителя к закройно-ленточной машине для предохранения пальцев работницы от пореза" и т.д.

Борьба за качество

Качество выпускаемой продукции многие годы было на фабрике больной проблемой. Как рассказывают архивные документы, фасоны и модели выпускаемых изделий не всегда соответствовали требованиям и вкусам покупателей.

"15 марта 1960 г. в магазине № 60 Хабаровского горпромторга общественными контролерами был обнаружен и забракован мужской саржевый плащ с недопустимым производственным дефектом: правый рукав вшит на левую сторону, а левый на правую".

"…Посмотрите на наш верхний трикотаж, до каких пор, мы будем одевать женщин в кофты с пояском и накладными карманами?.. Трикотажные костюмчики с начесом делают 40–42 размера, то есть на ребят 6-7 классов, которых уже в таких костюмчиках не заставишь ходить, и совершенно не шьются для ребят младшего возраста… В первосортные платья школьной формы на трикотажной фабрике вделываются бракованные кнопки, на первосортных шерстяных и штапельных плащах вместо закрепок на карманах и воротниках – узлы путаных ниток, кривая строчка, неправильно пришитые пуговицы и т.д. С большими недостатками шьется мужская одежда в цехе индивидуального пошива", – читаем в материалах областной конференции по качеству, проходившей в сентябре 1960 года.

А вот документ 1970-х годов. "Влажно-тепловая обработка изделий несовершенна, также не всегда грамотно подбирается расцветка на изделия, и внешний вид не соответствует покупательскому спросу. Недостаточно удовлетворяется спрос торгующих организаций в выпуске изделий больших размеров", – сообщается в справке по улучшению качества выпускаемой продукции за 1971 год.

Спустя восемь лет из приказа директора трикотажной фабрики от 19 марта 1979 года узнаем, что 16 марта 1979 года была произведена проверка качества трикотажных изделий, подготовленных к отгрузке. В результате проверки возвращено на исправление 0,7% готовых трикотажных изделий.

Были, конечно, и не зависящие от фабрики причины выпуска некачественной продукции. Очень часто производители тк

131875
Бизнес