Каково это, быть первопроходцем в том или ином бизнесе, отлично знает биробиджанский предприниматель, член ОПЭР ЕАО и депутат гордумы Дмитрий Коновалов. 20 лет назад он открыл в областном центре первый в своем роде современный фотосалон. Узнаваемое крыльцо, не менее узнаваемая вывеска. В небольшом городе сегодня, пожалуй, сложно отыскать тех, кто никогда не пользовался услугами "Фотомира" на местном Арбате. Как проходило становление фотосалона? Изменилось ли отношение людей к живым снимкам? Как и почему трансформировался перечень услуг? Из-за чего спрос на печать фото обвалился в разы и какие "сюрпризы" преподнес экономический кризис? Об этом и многом другом Дмитрий Коновалов рассказал в рубрике ИА ЕАОMedia "Секреты бизнеса".
Предприниматель Дмитрий Коновалов. Фото: из личного архива Дмитрия Коновалова
— Дмитрий Юрьевич, почему в далеком 96-ом, открывая бизнес, Вы посмотрели именно сторону фотоиндустрии, находившейся в зачаточном состоянии? Почему не поддались возможному соблазну открыть, скажем, магазин одежды или продуктов? Наверняка, хлопот было бы меньше…
— Я много путешествовал и видел, что эта услуга востребована в других странах. В России, в том числе в Биробиджане, тогда тоже стали входить в обиход пленочные фотоаппараты и возникла потребность в предложении такой услуги. В 1996 году в городе действовала лишь одна фотолаборатория, но она не удовлетворяла всем требованиям потребителей к этой продукции. Поэтому я поставил перед собой цель — более полно удовлетворить спрос населения в области фотографии. На тот момент этот бизнес только начинал свое развитие в нашей стране. Для реализации идеи требовались знания в области фотоиндустрии – не хватало специалистов по проявке и печати фотографий, продавцов по продаже фототоваров.
— Наверняка, становиться в какой-то мере первопроходцем было непросто…
— Становление было трудным, но, приложив максимум усилий, изыскав средства, 21 ноября 1996 года мы открыли первый специализированный магазин по продаже фототоваров. Кстати, к началу 1997 года в Биробиджане уже работало 4 фотолаборатории. И это существенным образом отразилось на дальнейшем развитии фотобизнеса в городе — зародилась здоровая конкуренция.
Что касается нас, то на рынок мы вышли под торговой маркой "Kodak продукция", так как были уверены, что эта фирма — настоящий лидер в области фотоиндустрии. К 2002 году мы были приняты в программу "Система контроля качества Kodak-Express", которая подразумевает осуществление комплексной программы Kodak по поддержанию высоких стандартов качества в обработке фотоматериалов и изготовлении фотографий.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Примерно в это же время все наши продавцы прошли полный курс семинара "Продавец розничных торговых предприятий по продаже продукции Kodak". Оператор нашей фотолаборатории прошел обучение в Москве. Кроме того, все сотрудники прошли корпоративное обучение по теме "Конфликтные ситуации, выход из них", для проведения которого был приглашен профессиональный психолог из Хабаровска.
— На сегодняшний день статус KodakExpress сохраняется?
— К сожалению, нет. Kodak свои позиции сдал. Рынок цифровых технологий вытеснил такую услугу, как печать. Показательный пример: на сегодняшний день мы уже даже не торгуем пленкой.
— По сути, вместе с эрой цифровизации в Биробиджане пришел "Фотомир"?
— Да. После Kodak Express появился "Фотомир". Произошло это примерно спустя шесть лет от момента нашего открытия.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Любая компания – это, прежде всего, люди. Кто сегодня трудится в "Фотомире"?
— Коллектив у нас прекрасный, грамотный и исключительно женский. В штате пять девочек, и большинство трудится со мной уже более пяти лет. Надо отметить, что от нас люди вообще просто так не уходят. Для этого нужны очень веские причины. Например, один сотрудник решил полностью поменять стезю и пошел служить по контракту.
— Дмитрий Юрьевич, как с годами эволюционировало печатное оборудование в вашей фотолаборатории?
— Улучшая качество обслуживания, мы не забывали о техническом прогрессе. Ежегодно меняя парк фотолабораторий, мы тем самым на должном уровне удерживали качество фотографий. Первоначально мы установили французское оборудование. Оно проработало у нас не так много, где-то с полгода, и мы поняли, что всем требованиям оно не отвечает. В результате мы приобрели профессионально оборудование Fuji, а затем перешли на фирму Noritsu — это лидер мировой индустрии по выпуску оборудования для проявки и печати фотографий. С 2003 года мы используем только Noritsu. Благодаря этому мы смогли печатать фотографии форматом 30х45.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Отмечу, что в 2001 году мы первые в Дальневосточном регионе установили оборудование по работе с цифровой фотографией. Это позволило нам существенно расширить ассортимент предлагаемых услуг – изготовление школьных виньеток, поздравительных открыток, рекламных буклетов, календарей и тем самым стать лидером в области цифровой фотографии.
Когда я покупал это дорогостоящее оборудование в Москве на выставке, все удивлялись, зачем оно такому маленькому городу как Биробиджан.
— Тем не менее, востребованность была…
— Несомненно! Причем, среди наших клиентов былине только биробиджанцы. К нам приезжали из Хабаровска, присылали заказы на печать с цифровых носителей из Владивостока.
— Многие предприниматели, чтобы развернуться, зачастую привлекают кредитные средства. Займы нередко используются и в процессе расширения бизнеса. Вам тоже не удалось избежать этой участи?
— Первое, французское оборудование, было куплено за собственные средства. А вот следующее – уже взято в кредит. Но погашен он был очень быстро, так как услуга фотопечати оказалась на тот момент очень востребованной.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Понятно, что сегодня фотографий печатается меньше. У людей вошло в привычку не печатать, а хранить снимки в компьютере, смартфоне, на других гаджетах. Но, все же, как в цифровом выражении выглядит это "падение"?
— Раньше мы печатали очень много фотографий. Бывало, что даже за день не успевали выработать все заказы. Например, после Нового года мы печатали по 10-12 тысяч фото в день. А лаборатория могла 7-8 тысяч. Нередко работали сверхурочно. Мне, конечно, очень повезло с людьми, которые со мной работали. Это Александр Музыченко, все его прекрасно знают и помнят как профессионала фотографий. Это Лена Карасько, которая до сих пор работает — уже 20 лет она рядом со мной.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Если вернуться к объемам печати, то сократились они примерно раз в семь. Мы всячески стараемся убедить людей в том, что живая фотография гораздо лучше, эстетичней воспринимается. Компьютер не передает то визуальное ощущение, какое передает альбом, когда его листаешь. Однако цифровые технологии сегодня, естественно, берут верх. Хотя, надо сказать, есть еще много людей, которые предпочитают хранить снимки в фотоальбомах.
— Конкуренции не боитесь?
— Конкуренция, бесспорно, существует. Но наибольшую проблему для фотобизнеса создали не конкуренты, а, повторюсь, цифровые технологии.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Если объемы печати так упали, за счет чего же тогда удается держаться "на плаву"?
— Мы стали перестраиваться и искать другие ниши. Если раньше, помимо печати, мы продавали только альбомы, фоторамки, батарейки и пленку, то сейчас ассортимент расширился на порядок. Добавилась подарочная, сувенирная продукция, востребованы стали компьютерный дизайн, реставрация фото. У нас появилась багетная мастерская, где мы принимаем заказы на изготовление рам.
— Кризис для любого бизнеса – зло. Покупательская способность падает, а вслед за ней и доходы компании. "Фотомир" прочувствовал на себе все "прелести" экономической нестабильности?
— Покупательская способность снизилась очень сильно. Мы все должны понимать, что фотоуслуги – это услуги, на которые люди тратят деньги по остаточному принципу. В первую очередь средства расходуются на еду, "коммуналку", медицину. Не стоит забывать и про большую закредитованность населения.
При этом выросли и наши затраты. Расходные материалы, оборудование – все очень подорожало. Несмотря на это, мы стараемся сдерживать цены на наши услуги. Люди, которые печатались у нас раньше и печатаются сейчас, видят, что стоимость фотографий не выросла настолько, насколько опустился рубль. Где-то мы стали экономить на доставке, на обслуживании. Но только не на качестве!
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Прошло 20 лет… Для человека такой возраст — это молодость. А для бизнеса?
— Зрелость. Это уже тот срок, когда можно сказать, что бизнес состоялся и находится в хорошем рабочем состоянии. Если говорить о планах, то мы намерены продолжить расширение линейки услуг в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед нами современная фотоиндустрия.
Ведь сегодня кто у нас кто выживает? Тот, кто слышит клиента! Это, пожалуй, касается любого бизнеса. Мы изначально пошли по пути "Клиент всегда прав". Весь бизнес с момента его появления я строил по принципу: жители Биробиджана не должны быть обделены из-за того, что живут вдали от регионального и федерального центров.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Наверное, не случайно магазин "Фотомир" по адресу Шолом-Алейхема, 2 в свое время был признан лучшим магазином "Kodak-Express" в Дальневосточном регионе и вошел в десятку лучших магазинов "Kodak-Express" по России. А магазин "Фотомир" по адресу Шолом-Алейхема, 27 стал лучшим в номинации "Лучшее оформление магазина Kodak-Express". Наши услуги по проявке и печатанию фотографий также входили в "10 лучших товаров и 5 лучших услуг ЕАО".
— Многие в городе знают Вас не просто как преуспевающего бизнесмена, но и как человека, который уже давно занимается меценатством.
— Действительно, на всем протяжении работы созданного мною предприятия осуществляется материальная и финансовая поддержка городских и областных спортивных, культурных мероприятий, помощь школам, Епархии и другим учреждениям. При моей финансовой поддержке к юбилею области издан сборник стихов А. Драбкина "Мы из Биробиджана", в честь празднования 70-летия ЕАО проведена культурная программа "Вместе с Kodak веселей встретим славный юбилей!". В сентябре 2008 года, в рамках года семьи, был инициатором проведения в Биробиджане марафона "Наш семейный Биробиджан".
Дважды я получал благодарности от губернатора ЕАО "За большой вклад в развитие потребительского рынка, услуг населению области и многолетний добросовестный труд", признавался "Лучшим предпринимателем в сфере услуг". Награжден медалью "Честь и польза" от Международного Благотворительного Фонда "Меценаты столетия", "Почетной Грамотой" от Министра по экономическому развитию и торговли РФ Г.О. Грефа. Также мне присвоена Высшая общественная награда "Лучшие люди России" с вручением одноименной памятной медали. Дважды был внесен в книгу "Лучшие люди России".
Хочется отметить, что все вышеперечисленное – не только моя заслуга, но и всего нашего коллектива. Предприниматель в одиночку ничего не значит. Главное — это команда, которая рядом с ним. Только благодаря этому мы получаем какие-то грамоты, дипломы. Но самая большая благодарность для нас – это благодарность биробиджанцев за наши труды.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Наступает Новый год. Дмитрий Юрьевич, чего бы Вы хотели пожелать землякам?
— Поздравляю всех жителей Биробиджана, Еврейской автономной области, да и всей России с наступающим Новым годом! Желаю, традиционно, успехов. Также хотелось бы пожелать, чтобы у всех людей была достойная зарплата. Это, наверное, сейчас основная проблема для всей нашей страны. Но мы должны сделать все для того, чтобы люди стали жить лучше, вышли из кредитного рабства и начали дышать полной грудью.
— Спасибо за интересную беседу.