Дорожная отрасль ЕАО, несмотря на объективные трудности, сохранила свой потенциал, основные кадры и желание работать, считает главный инженер ООО "Дороги Плюс" Елена Ференцева. По ее мнению, и в условиях ограниченного финансирования дороги можно строить качественно, сообщает ИА ЕАОMedia.
Специалист дорожной отрасли с многолетним стажем Елена Ференцева представила свою точку зрения на "избитую" тему дорог.
Елена Ференцева в студии ИА ЕАОMedia. Фото: ИА ЕАОMedia
— Елена Степановна, можно ли сегодня говорить о качественном обновлении кадров и инфраструктуры отрасли?
— Могу говорить о своем предприятии. Работаем уже много лет. Специалисты — инженерно-технический персонал, механизаторы, водители – давно с нами. Кто-то единично уходит, кто-то уезжает из города, но костяк коллектива сохраняется.
Хотелось бы, чтобы больше приходило молодежи. Но здесь не все зависит от предприятия. Много говорят о повышении престижа профессии, развитии рабочих специальностей. Но сами условия труда дорожников – серьезное испытание для человека.
— Но высокие зарплаты в отрасли никого не удивляют…
— У дорожников всегда нормальная зарплата по отношению к средней заработной плате в ЕАО. Но если говорить об инженерах и специалистах, то мало кто после окончания института в Хабаровске поедет работать в Биробиджан. У нас в сезон начинается рабочий день в 7.45, заканчивается в 19.00-20.00. Это если говорить о работах по содержанию дорог. А когда идут работы по капитальному ремонту дороги, по реконструкции – рабочий день длится с 8.00 до 21.00-22.00.
Очень часто молодые ребята уходят, только начав работать.
Не каждый может работать мастером или прорабом. Нужен навык работы с коллективом. Если есть бригада из шести человек дорожных рабочих, двух-трех механизаторов, трех водителей — их же нужно организовать.
— Проблема старения кадров существует?
— Кадры стареют. У нас средний возраст – 40-55 лет. Сейчас на работу в основном идут люди в возрасте от 36-ти до 53 лет. Мы пытаемся войти в различные программы, чтобы привлечь молодых специалистов. Раньше приходили ученики, брали ребят на практику. Но они приходят и уходят. Отправляем людей на повышение квалификации, стараемся развивать интерес к профессии у молодых. Со своей стороны предприятие делает очень многое, чтобы привлечь молодежь, дать ей возможность закрепиться в коллективе, но не все зависит от нас, нужна и встречная заинтересованность.
— Работа на дороге требует серьезной техники. Насколько сегодня дорожные предприятия продвинулись в обновлении парка?
— Когда были государственным предприятием, мы технику получали централизованно и очень редко. Сейчас это наша забота, и у нас идет обновление парка, но точечно, под конкретные задачи. Сегодня техника значительно подорожала, как российская, так и зарубежная.
— Большинство, говоря о дорогах, обращают внимание на качество покрытия…
— Содержать дороги в порядке на Дальнем Востоке очень сложно. Я не считаю наши дороги плохими. Да, у нас тяжелый климат, но дорожники делают максимум возможного. Многие кивают на Европу, пытаются сравнивать дороги и их обслуживание. Я была в Европе, там тоже латают, тоже идет ямочный ремонт. У них есть неплохие автобаны, а есть такие, которые от наших дальневосточных трасс не отличишь. Еще пример, часто говорят: "У нас плохо дороги чистят. Вот в Европе все хорошо". Европа стоит, только чуть снег выпал. У них нет ни КДМ, ни реагентов – ничего нет. Там чисто, когда снега нет. Тут тоже чисто, когда снега нет.
— Нельзя не спросить о тех средствах, которые выделяют на ремонт и строительство дорог…
— Мы знаем, какие деньги запланированы, это очень грустные суммы. Мы не одни на рынке. Приходится искать варианты. У нас 230 человек работающих, за ними их семьи.
— На Ваш взгляд, будет ли так, чтобы дорогами были довольны и автомобилисты, и пешеходы, и дорожники?
— Такое трудно представить. Дороги нормальные стараются все дорожные организации ЕАО. Асфальт мы все выпускаем качественный. Организован очень плотный контроль со стороны различных организаций. Но это не пугает — делайте правильно, и все будет хорошо.
— Много говорят о том, что ремонт дороги у нас обходится в большую "копеечку"…
— У нас сильно дорогие дороги, что ли? Сравните, сколько стоит дорога в европейской части, сколько – на Дальнем Востоке. Разница на порядок. У нас дешевле. Главное, как можно эффективнее распорядиться средствами. А пока ситуация от года к году не меняется – только к концу февраля становится известен план закупок, затем идут аукционы. А затем начинается гон. Плюс наша непостоянная погода. Но и в этих условиях мы не зарываем деньги в землю, а стараемся обеспечить область хорошими дорогами.