Фото: https://pixabay.com/
«Лет ми спик фром май харт»: так ли отвратительно преподают английский язык в школах ЕАО
Провальные результаты учеников в олимпиаде Skyeng Super Cup Winter вызвали немало вопросов у родителей и педагогической общественности
Школьники ЕАО знают английский язык хуже всех на Дальнем Востоке. Такие результаты онлайн-олимпиады Skyeng Super Cup Winter 2018, мягко говоря, не обрадовали ни родителей учеников, ни педагогическую общественность области. Возникли закономерные вопросы. На самом ли деле все так печально? Если да, то в чем "корень зла"? Неужели в школах области язык Шекспира преподают на столь низком уровне, что мы "как всегда крайние"? Различные мнения на этот счет выслушал и проанализировал корр. ИА ЕАОMedia.
Почем нынче английский?
Мама биробиджанского шестиклассника Ольга признается, что испытывать трудности при выполнении домашнего задания по английскому языку ее ребенок начал с первых дней учебного года. Приходится тратить деньги из семейного бюджета на репетитора.
— Увы, мой уровень знания английского не позволяет помогать делать домашние задание. Поэтому мы обратились к репетитору, чтобы улучшить качество знаний ребенка. Но, к сожалению, речи о более глубоком изучении языка не идет. За час с репетитором они успевают сделать только домашнее задание. Получается, мы платим 400 рублей, а качественно новых знаний ребенок не получает. И такая же ситуация более чем у половины нашего класса, — сетует Ольга.
О том, что детям зачастую не удается ограничиться бесплатным обучением в стенах школы, не понаслышке знает руководитель частного языкового центра в Биробиджане Росина Бунакова.
— Дети в наш центр приходят с разным уровнем. Некоторые просто хотят "подтянуться", чтобы не отставать от программы в школе. В основном это младшеклассники. Выпускники же хотят углубить свои знания, чтобы хорошо сдать экзамены. С введением ЕГЭ требования в школах возросли. Добавились блоки чтения, аудирования. Раньше такого не было. К тому же, у детей часто много заданий по другим предметам, иногда отсутствует мотивация. Но сказать, что в школах низкий уровень качества преподавания, я не могу. Все же в педагоги решают идти осознанно, поэтому учатся в вузе хорошо, — отмечает Росина Бунакова.
Даешь 100 баллов на ЕГЭ!
За последние несколько лет никто из выпускников области не набирал максимальные 100 баллов на ЕГЭ по английскому языку. Да и выбирать этот предмет для сдачи в качестве госэкзамена ребята не рвутся. И все же результаты этих испытаний позволяют судить о том, насколько хорошо преподают английский язык школьникам области, считают в комитете образования.
— Английский язык в Еврейской автономной области – один из маловыбираемых предметов для сдачи ЕГЭ. Это связано с тем, что он требуется для поступления на специфические факультеты. В прошлом году из 820-ти выпускников только 49 выбрали английский, — рассказывает заместитель начальника отдела общего образования и воспитания комитета образования ЕАО Наталья Сурикова, — Стобалльников у нас нет. Но, вместе с тем, есть дети, набирающие 94-96 баллов на ЕГЭ, это достаточно высокий результат, который показывают от 2% до 5% ребят. Сказать, что многие проваливают экзамен, тоже нельзя. В прошлом году всего лишь два человека не преодолели минимальный порог, и на протяжении последних трех лет каких-то резких падений у нас нет. Таким образом, можно сказать, что качество знаний английского языка у наших школьников среднее.
Олимпиада олимпиаде рознь
Не брать в расчет итоги онлайн-олимпиады Skyeng Super Cup Winter 2018, конечно, нельзя. Данные получены от 130-ти тысяч школьников из 2,25 тысячи городов и населенных пунктов России. Учитывались знания учащихся 5-11 классов. Тем не менее, объективность результатов вызывает закономерные вопросы, считает председатель комитета образования ЕАО Татьяна Пчёлкина.
— Существует перечень утвержденных министерством образования РФ всероссийских олимпиад. Они проводятся вузами, министерствами образования и иностранных дел. Результатами этих испытаний ребята могут воспользоваться при поступлении в вузы, — объясняет Татьяна Пчёлкина. — Но я не помню, чтобы олимпиада Skyeng Super Cup Winter входила в данный перечень. Тем более она проводилась онлайн. Кто сказал, что задания выполнял ребенок? Есть вопросы к выборке... Мы не говорим о том, что наши школьники показывают великие результаты, у нас также есть проблемы с педагогами. Но на региональном этапе всероссийской олимпиады наши дети показывают неплохие результаты. Может быть, для победы в финале на всероссийском уровне этого недостаточно, однако ЕГЭ дети сдают неплохо, они поступают в вузы, у нас действует много центров английского языка.
Зато несколько лет назад "упразднили" факультет иностранных языков в биробиджанском ПГУ им. Шолом-Алейхема – вузе, который является основным поставщиком учителей в школы области. Осталась кафедра европейских и восточных языков при факультете филологии, истории и журналистики, где готовят уже не педагогов (коих ранее успели выпустить сотни и тысячи), а переводчиков. После соответствующей переподготовки такие выпускники все же могут работать в школах. Но вот желающих взвалить на себя тяжкую ношу учителя, особенно в сельской глубинке, немного. И это несмотря на подъемные выплаты и прочие "коврижки".
Я б в учителя… не пошел
Жительница Биробиджана Светлана по образованию как раз учитель английского. Диплом у нее не красный, но и троек в нем тоже нет, в основном пятерки. Изначально девушка трудоустроилась по специальности в одну из городских школ, однако не выдержала и года. Уволилась. Теперь работает в частной фирме, и труд ее никак не связан с преподаванием.
— Ни для кого не секрет, что работа учителя – не сахар. Нервотрепка, неуважение со стороны детей и родителей, много "бумажной" работы, лишь косвенно связанной с преподаванием. Естественное желание молодежи – найти работу поспокойней, да еще и с более достойной зарплатой. Например, в частном лингвистическом центре, да мало ли где еще. Потому что на скромное жалование учителя не разгуляешься. Ну, и не стоит забывать, сколько людей покидает область. В общем, кому удается – тот пристраивается повыгодней, — предполагает несостоявшийся педагог Светлана.
Чиновники признают: пресловутая кадровая проблема в школах ЕАО, как и многих других регионов России, по-прежнему актуальна. Так может причина того, что школьники не могут уверенно ответить на вопрос "Do you speak English?" – в невысоком качестве преподавания? В том, что образовательные учреждения действительно вынуждены довольствоваться лишь теми учителями, которые не смогли подыскать место "потеплее"? С этим утверждением вряд ли согласится главный специалист-эксперт отдела организационно-правовой и кадровой работы комитета образования ЕАО Альбина Брайченко.
— В ЕАО складывается стабильная динамика с учителями английского языка. 50% учителей английского языка имеют высшие квалификационные категории, у многих – первая категория. Поток молодых педагогов, пусть он не так значителен, но школы пополняются учителями, в том числе иностранных языков. Как пример – основная общеобразовательная школа села Жёлтый Яр. Молодой педагог, которая работает в школе два года, приняла участие в муниципальном конкурсе "Учитель года ЕАО 2018" и показала достойный результат, — не скрывает радости Альбина Брайченко. — Нас сегодня радует, что молодые педагоги приходят с качественной подготовкой, и здесь я хочу отметить наш ПГУ им. Шолом-Алейхема. Благодаря тому, что мы ежегодно подписываем целевые договоры, у нас постоянно дети поступают на "Лингвистику", обязательно проходя при этом конкурс. Понятно, что это не педагогическое направление подготовки. Но выпускники получают качественные базовые знания и имеют полное право работать учителями при условии, что они проходят профессиональную переподготовку по направлению "Педагогика и образование".
Сегодня во всех школах ведется преподавание 100% предметов федерального базисного учебного плана, в том числе иностранного языка, добавляет Альбина Петровна. "Либо там есть кадры, либо путем внешнего совместительства. Несколько лет назад у нас была проблема в Ручейках, но и эта проблема уже решена благодаря прошедшей реструктуризации школ", — говорит чиновница.
Не так радужно представляет себе ситуацию в школах завкафедрой европейских и восточных языков ПГУ им. Шолом-Алейхема Ирина Гребенникова.
— В школах уровень подготовки детей разный. Идут миграционные процессы, преподаватели уезжают из области. Руководители школ, закрывая глаза на качество преподавания, берут даже студентов с неоконченным бакалаврским образованием. Главное, чтобы была закрыта вакансия, — рассуждает Ирина Анатольевна. — Если говорить об уровне наших студентов-переводчиков, то надо понимать, что к нам в вуз поступают дети мотивированные, подготовленные, те, кто занимается с репетиторами. У кого-то знания выше, у кого-то ниже, но они набирают достаточное количество баллов, чтобы поступить в вуз.
Как бы там ни было, знать английский — язык международного общения — современному человеку необходимо. Хотя бы на бытовом уровне. По мнению экспертов, умение изъясняться на языке Шекспира повышает "стоимость" соискателя на рынке труда, дает возможность дополнительного заработка, позволяет более уверенно чувствовать себя в путешествиях, читать спецлитературу и смотреть фильмы без перевода. В конце концов, просто тренируется память.
Возможностей для овладения английским у детей сегодня более чем достаточно. И школы здесь играют далеко не последнюю роль. Главное, чтобы уровень преподавания этого предмета в них не ограничивался знаменитым мутковским "лет ми спик фром май харт".