Росстат на днях отрапортовал о новом рекорде: уровень бедности серьезно снизился — почти на полтора миллиона человек обеспеченных в стране стало больше. Россияне недоумевают: откуда берутся такие цифры, если реально располагаемые доходы граждан падают пятый год подряд, а сами люди едят просрочку?
Как сообщили статистики, за чертой бедности в России проживают 18,9 млн человек против 20,3 млн граждан годом ранее. За год уровень неимущих опустился с 13,4% до 12,9% и стал самым низким с 2014 года.
Статистики в России считают бедными граждан с доходом ниже прожиточного минимума — то есть около 10 тысяч 300 рублей в месяц. Все семьи, в которых на душу населения доход выше этой цифры относятся уже к "зажиточным".
К примеру, не бедной будет считаться семья из четырех человек с доходом на всех чуть больше 41 тысячи рублей. Статистикам нет дела, какие расходы у этой семьи: есть ли ипотека, кредиты, расходы на обучение детей, питание, лекарства и хватает ли на все это по 10 тысяч рублей "на лицо".
Социологи, как и сами граждане, сомневаются в объективности исследований. Данные о рекордном снижении уровня бедности на фоне длительного уменьшения доходов вызывают немало вопросов. Социологи утверждают: бедных в России по крайней мере в три раза больше. чем насчитал Росстат. И их количество, судя по тому, что цены растут, а зарплаты топчутся на месте — будет только расти.
Почему сложился такой парадокс: статистики уверяют, что люди богатеют, а сами граждане уверены в обратном? По данным экспертов. разница в том, что Росстат ориентируется на стоимость потребительской корзины, а граждане и социологи — на принцип: беден тот, кто плохо питается, не может позволить себе большинство платных услуг, включая медицинские и живет в стесненных жилищных условиях (включая тех, кто платит непосильный жилищный кредит)
В ноябре 2018 года исследование РАНХиГС выявило: около 22% россиян могут себе позволить лишь базовый набор продуктов питания — каждый пятый ест, что подешевле.
Еще больше трети граждан оказались в "зоне потребительского риска", которой была недоступна покупка товаров длительного пользования для нормальной жизни — автомобилей, бытовой техники, мебели. Россияне приводят немного другие данные. Так, согласно проведенному в 2018 году исследованию аналитического центра НАФИ, 19% россиян отнесли себя к среднему классу, годом раньше таких насчитывалось 25%. А каждый второй опрошенный заявил, что собственных средств семье хватает на продукты и одежду. Для 5% россиян даже покупка продуктов питания является проблемой.
По мнению социологов, граждан, которым хватает денег на еду и минимум необходимых расходов нельзя назвать бедными — это не бедность, а уже нищета.
Хуже всего то, отмечают социологи, что эти люди из нескольких возможных стратегий улучшения своего положения — активный поиск дополнительного заработка, снижение расходов, поиск помощи и "плюнуть и оставить все как есть" — все чаще выбирают последнюю. Это значит, что ситуация кажется им безвыходной. И они готовы с ней смириться.
При этом главное отличие наших бедняков по сравнению с западными в том, что люди работают, платят налоги, тогда как на западе бедняки живут только на социальные трансферты, подчеркивают эксперты.
Напомним, ранее россияне усомнились в данных экспертов, подготовивших отчет о тратах россиян на еду. В ответ на сведения аналитиков, сообщивших, что россияне "проедают" треть от всех ежемесячных расходов, россияне пояснили — "съедаем пол-зарплаты". Данные статистиков граждане назвали "усредненными" и пояснили, что богатые тратят на еду меньшую часть зарплаты, а самые нищие — больше половины, при этом, многие питаются исключительно акционными продуктами и не гнушаются просрочкой.
Ольга Толмачева