ОРВ на Сахалине дает командную работу правительства, общества и бизнеса - А. Коваленко

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области рассказал о роли оценки регулирующего воздействия для островитян
Андрей Коваленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области. Фото: пресс-служба омбудсмена

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) становится сегодня эффективным инструментом в обсуждении нормативно-правовых актов, принимаемых в Сахалинской области. Особое значение она приобрела для бизнес-сообщества, для которого усиление административного регулирования зачастую ведет к увеличению расходов и удорожанию конечного продукта. О том, что значит сегодня ОРВ для Сахалина в интервью корр. ИА SakhalinMedia рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко.

— Что такое оценка регулирующего воздействия, почему сейчас этому уделяется столько внимания, и чем это интересно для бизнеса?

— Оценка регулирующего воздействия в части предпринимательства – это оценка предпринимательским сообществом той нагрузки или тех последствий, которые бизнес получит при принятии каких-либо нормативно-правовых актов.

В Сахалинской области оценка регулирующего воздействия сегодня — это один из основных блоков системной работы по улучшению инвестиционной деятельности, которую мы ведем совместно с правительством Сахалинской области и главой региона Валерием Игоревичем Лимаренко.

— Есть ли какие-то яркие примеры того, как ОРВ реализована на практике?

— Не так давно наша рабочая группа, состоящая из экспертов, представителей предпринимательского сообщества, рассматривала вопрос регулирования пассажирских перевозок. Один из исполнительных органов нашего правительства вышел с инициативой для легализации пассажирских перевозок, обязать всех, кто возит пассажиров заказными автобусами, за два дня до поездки сообщать в уполномоченный орган места их остановок.

Наши предприниматели, особенно те, кто постоянно перевозят своих работников, дали экспертную оценку, что реализация этой инициативы не повлияет на легализацию пассажирских перевозок. При этом возникнет дополнительная административная нагрузка как раз на добросовестных предпринимателей. Тем более что водители заказных автобусов сами зачастую не знают, где они смогут остановиться, так как парковка может оказаться занятой.

Надо отдать должное, что правительство Сахалинской области прислушалось к мнению экспертов и не поддержало эту инициативу.

— Как часто проводятся рабочие группы, и проходит экспертиза подобных инициатив?

— Если три года назад, когда мы только начинали эту работу, она была не так систематизирована. Сегодня правительство Сахалинской области ее отладило, и на постоянной основе мы проводим рабочие группы где-то два раза в неделю. Здесь надо понимать, что "законодательный принтер" работает постоянно и принимаются законы, нормативно-правовые акты, которые будут оказывать влияние на бизнес.

— Как относится к ОРВ само предпринимательское сообщество? Кто может принимать участие в рабочей группе?

— Благодаря тому, что в работе появилась системность и есть хорошие результаты, бизнес участвует активно. Сегодня предпринимательское сообщество само выходит с инициативой и предлагает рассмотреть уже принятые законы и нормативно-правовые акты. Если действующий закон привел к ухудшению деятельности предприятий, увеличению затрат и повышению себестоимости продукции, то предпринимательская инициатива будет рассмотрена, поддержана и внесены поправки в соответствующий закон.

Участвовать может любой предприниматель, двери у нас открыты. Мы приглашаем всех отраслевиков, экспертов. Министерство экономического развития Сахалинской области и профильный отдел рассылают всем предпринимателям, находящимся в базе, информацию о принимаемых или принятых нормативно-правовых актах.

— Правильно ли я понимаю, что ОРВ касается не только предпринимателей, но может проводиться и в отношении любого закона?

— Безусловно, практика применения ОРВ достаточно широка. И любой закон может быть и должен быть подвергнут такой оценке. Но так как мой профиль — это защита и представление интересов бизнеса, мы сегодня говорим именно под углом тех нормативно-правовых актов, которые влияют на деятельность предпринимателей.

— Есть ли такой информационный ресурс, где любой желающий может посмотреть нормативные документы, которые сейчас проходят обсуждение?

— Любой гражданин может зайти на интернет портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти и местного самоуправления Сахалинской области.

По направлению предпринимательской деятельности за этим порталом закреплен целый отдел в министерстве экономического развития региона, где работает несколько человек.

По другим направлениям работы также есть свои ответственные структуры.

— Расскажите, что сейчас обсуждается наиболее ярко?

— Наш регион, пожалуй, один из ведущих в Российской Федерации по субсидированию предпринимательской деятельности.

На одном из последних заседаний мы пересматривали регламенты и постановления правительства Сахалинской области в части субсидирования направлений бизнеса. Пришло довольно много участников, предпринимателей, большое количество мнений поступило на нашу электронную почту. Поэтому возникли достаточно серьезные дискуссии.

Основной вопрос предпринимателей заключался в том, почему один вид экономической деятельности поддерживается, а другому виду – внимания уделяется меньше.

В обсуждении активно принимали участие представители правительства Сахалинской области. И здесь надо отметить, что работа областных органов власти значительно перестроилась. Если раньше правительство больше настаивало на получении положительной оценки по какому-то нормативному документу, то сейчас под протокол была собрана обратная связь от бизнеса, найден консенсус, и в скором времени пройдет совещание, а уже затем будет подготовлен окончательный вариант документа. Это один из самых живых документов, который сейчас обсуждается в нашем предпринимательском сообществе.

— Предприниматели из каких направлений деятельности занимают наиболее активную позицию в ОРВ?

— Сегодня наиболее активны отраслевые бизнес ассоциации. Особенно активно ведут себя строители. Также постоянно участвуют представители территориальных ассоциаций – Опоры России, Торгово промышленной палаты, Деловой России. Но стали приходить и предприниматели, которые нигде не состоят и, тем не менее, очень активно работают по своим направлениям.

— Работа по ОРВ ведется только на областном уровне или муниципальном тоже?

— Сегодня муниципальные образования активно участвуют в ОРВ и привлекают бизнес, в том числе на обсуждения. Но в муниципальных образованиях эта работа пока идет очень сложно, потому что предприниматели там зачастую работают по старинке. Пока проблемы нет, они особо не участвуют в обсуждениях, а потом, когда что-то уже приняли, начинают жаловаться, что их не спросили, а нормативный документ усилил административную нагрузку на них. Поэтому они пока в этот механизм не верят и не понимают его.

Безусловно, надо популяризировать механизм проведения ОРВ. Власти в муниципальных образованиях работают, готовят нормативно-правовые акты, а затем присылают их в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей, потому что ассоциируют меня с предпринимательским сообществом, так как сегодня очень важно получить обратную связь от предпринимателей, но найти ее в своем районе не выходит. Аппарат уполномоченного при этом не в состоянии обработать тот объем, который к нам поступает.

— То есть надо сфокусировать работу на местах?

— Местным властям необходимо у себя создать пул экспертов и предпринимателей, которые работают у них в муниципальных образованиях. То, что они отправляют свои законодательные инициативы нам – это, конечно, неплохо, но у них должны быть свои площадки. Это как раз та обратная связь, о которой говорит Валерий Игоревич Лимаренко, чтобы у нас была командная работа, а правительство при этом создавало условия для успешной работы бизнеса.

— Скажите, есть ли подобная практика в других региона России и за рубежом, как она себя зарекомендовала?

— Для России практика применения ОРВ несколько нова. Но и в мире какой-то единой практики в том, как должна проводиться оценка, тоже нет. Если взять опыт таких передовых стран как Швейцария или Франция, то там оценка регулирующего воздействия закреплена в их конституциях. Настолько большое внимание там уделяют этому инструменту.

Говоря о полезности ОРВ, надо помнить, что она дает обратную связь от людей, для которых принимаются законы. Несмотря на то, что депутаты избраны народом и представляют людей в законодательных органах, обратная связь все равно нужна. Потому что зачастую, депутат или чиновник не может являться экспертом во всех областях.

При этом в рабочих группах по ОРВ участвуют эксперты, которые понимают, что принятие того или иного закона может сильно повлиять на их деятельность. И лучше заранее предусмотреть возможный негативный эффект и поспособствовать, чтобы этот нормативный документ не принимался или принимался, но с теми изменениями, которые улучшат работу и снимут административную нагрузку.

А изменять закон, когда он уже принят, гораздо сложнее. Поэтому Сахалинская область, правительство и бизнес-сообщество сегодня очень активно стали применять этот инструмент для эффективной совместной работы.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia