Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЕАО Вячеслав Пастухов заявил, что реформа контрольно-надзорной деятельности вместо улучшения административного климата привела к том, что штрафные санкции в отношении субъектов МСП стали намного строже. При этом наблюдается формальное сокращение числа проверок. Данная ситуация негативно сказывается на развитии предпринимательства, сообщает ИА ЕАОMedia.
Вячеслав Пастухов. Фото: www.eao.ru
— Вячеслав Анатольевич, насколько выражено сейчас административное давление на малый бизнес в ЕАО?
— По данным ежегодного опроса, 49% респондентов никакой положительной динамики в изменении количества и сложности преодоления административных барьеров не наблюдают. Кроме того, каждый четвертый респондент указал на то, что административные барьеры становятся менее преодолимыми, чем ранее. При этом самыми активными проверяющими ведомствами были названы МЧС и Роспотребнадзор.
Статистика проверок субъектов МСП. Фото: ИА ЕАОMedia
Обратите внимание — количестве проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности с 2014 по 2018 год сократилось в 2,4 раза. Но это только проверки в рамках 294-ФЗ. Есть ведь и другие формы проверочных мероприятий, которые в статистику не попадают, к примеру, административные расследования по КоАП РФ.
Если реформа контрольно-надзорной деятельности своей целью ставила улучшение административного климата, то можно говорить о том, что такие цели провалены, так как сейчас мы получили парадоксальный результат: число проверок сократилось, но штрафовать предпринимателей стали чаще.
Через КоАП РФ оказывается серьезное финансовое давление на бизнес, так как размеры административных штрафов велики, к примеру в сфере миграционного законодательства, перевозок грузов тяжеловесным и крупногабаритным транспортом. И не важно, крупная это компания или микро-бизнес.
Проверки по 294-ФЗ органами контроля свободно подменяются административными расследованиями по КоАП РФ. А это две большие разницы: проверки по 294-ФЗ согласовываются с прокуратурой, и прокуратура в таком случае выступает фильтром от необоснованных проверок; к участию в выездной проверке предприниматель имеет право привлекать Уполномоченного для защиты своих законных интересов, в свою очередь участвовать в проверке в рамках административного расследования у Уполномоченного нет законных оснований.
— Последствия такого давления на бизнес видны?
— На начало года в ЕАО было зарегистрировано 4178 субъектов МСП. За 2018 год область потеряла 108 хозяйствующих субъектов (2,6%), количество занятых уменьшилось на 1,2 тысячи человек. Та же тенденция прослеживалась и по итогам 2017 года.
Но разумеется, в основе этого не только последствия деятельности надзорных органов.
— Как эту ситуацию оценивает бизнес, и что является основными проблемами для наших предпринимателей?
— Мы ежегодно проводим опрос. В последнем приняло участие 450 человек, фактически более 10% от числа субъектов МСП в регионе. Если год ранее предприниматели на первое место ставили проблему с высокими налогами и недостатком средств для развития, то сейчас очень острыми проблемами при осуществлении деятельности предприниматели указывают: низкую платежеспособность населения (83,3%); нестабильность изаконодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (67,1%); слабую поддержку со стороны органов государственной власти (63,8%).
Подчеркну, беспокойство бизнеса продолжает расти на фоне усиления налогового и финансового контроля за малым бизнесом.
— Говоря об оценке условий работы, ранее часто использовали выражение "административные барьеры", затем "благоприятный (неблагоприятный) административный климат", а сейчас это уже называется административное давление. И его можно замерить?
— Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борисом Титовым совместно с региональными уполномоченными в рамках подготовки доклада Президенту Российской Федерации о результатах деятельности Уполномоченного за 2018 год проводилась работа по составлению рейтинга регионов по безопасности ведения бизнеса — аналитического документа, который бы показал влияние всех форм проверочных мероприятий на субъекты предпринимательской деятельности в регионах.
Индекс "Административное давление" был представлен президенту.
В Индекс включены данные по 81 субъекту Российской Федерации, характеризующие контрольно-надзорную деятельность Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, МЧС, жилищных инспекций, сведения о штрафах, наложенных по статье 12.21.1 КоАП РФ.
Почему именно эти органы контроля? Потому, что на эти органы приходится до 90% всех проверочных мероприятий.
Еврейская автономная область со сводным индексом 3,9 занимает 45 позицию из 81 региона Российской Федерации. Вместе с тем, по отдельным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор) показатели заметно хуже среднероссийских значений.
К примеру: у Ростехнадзора доля штрафов, наложенных без проведения проверок ("доля административных расследований") от общего числа штрафов — 50% (при общероссийском показателе – 8,6%), у Россельхознадзора этот показатель – 99% (при общероссийском – 45%);
Роспотребнадзором используется подход, при котором не всегда заменяются административные штрафы на предупреждения, только в 7,5% случаев (при общероссийском показателе 12%).
— Как к данному рейтингу отнеслись в правительстве области?
— Губернатор был проинформирован о результатах. Глава региона уже дал поручение о подготовке совещаний с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросу снижения административного давления на бизнес.
— Бизнес-омбудсмены уже сформировали подход к решению проблемы взаимоотношений с надзорными органами?
— Индекс "Административное давление" в этом году формировался впервые и одна из задач этого года разобраться, с чем связаны показатели хуже среднего, есть ли возможность улучшить ситуацию, например стимулировать органы контроля на расширение профилактики и предупреждение нарушений, требуются ли какие-то изменения в риск-ориентированном подходе, возможно предложить поправки в КоАП РФ, чтобы сделать статью 4.2 работающей. Решением проблемы могло бы стать законодательное решение: запрет органам контроля привлекать к административной ответственности в виде штрафа по результатам проверочных мероприятий не согласованных с прокуратурой. То есть, можешь проверять, расследовать, мониторить, и по итогу, если выявлены какие-то нарушения, выписывать предписания, но штраф только по итогам согласования мероприятия с прокуратурой и проведения внеплановой проверки. Такое простое решение могло бы ликвидировать огромную проблему, которая сегодня есть в этой сфере.
— Спасибо.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Позиции в рейтинге состояния инвестклимата не поддались плану быстрых побед властей ЕАО
Малый бизнес остается на периферии региональной экономики в ЕАО