Статистика по авариям с участием грузопассажирского транспорта в России по-прежнему неутешительна. Сказывается и усталость водителей, режим работы которых почти не контролируется, и недобросовестное отношение к состоянию транспортных средств, и многие другие факторы, передает корр. ИА ЕАОMedia.
По данным ГИБДД, в целом аварийность на российских дорогах сокращается. А вот число ДТП, которые происходят по вине водителей грузовиков, по-прежнему вызывает тревогу.
В 2018 году таких происшествий по РФ зафиксировано почти 11 тысяч (рост на 0,1%). В этих авариях погибли 1,7 тысячи человек, были ранены — 13,7 тысячи.
В Еврейской автономии за 7 месяцев 2019 года зарегистрировано 138 дорожно-транспортных происшествий с грузовыми транспортными средствами. В девяти ДТП 15 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.
На федеральной автомобильной дороге "Чита – Хабаровск" произошло 46 ДТП указанной категории, в семи из которых девять человек получили ранения. В результате двух аварий было временно ограничено движение ТС в связи с нахождением большегрузного автомобиля на дороге.
При этом за весь 2018-й в ЕАО зафиксировано 163 подобных ДТП. 18 человек получили ранения, двое погибли.
Основными причинами ДТП явились: несоблюдение условий, разрешающих движение транспорта задним ходом – 22 ДТП; несоблюдение бокового интервала — 20 ДТП; несоблюдение очередности проезда -13 ДТП; несоответствие скорости конкретным дорожным условиям и превышение установленной скорости — 12 ДТП; неправильный выбор дистанции — 12 ДТП; выезд на полосу встречного движения — 6 ДТП; нарушение правил проезда ж/д переездов — 6 ДТП; нарушение правил расположения ТС на проезжей части — 5 ДТП; нарушение правил погрузки, выгрузки и крепления грузов — 5 ДТП.
Если рассматривать общероссийскую статистику, то здесь одними из главных причин ДТП с грузовым транспортом называются неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и усталость водителей. Как передают "Известия", с переутомлением связано более половины всех дорожных происшествий. Водителей большегрузов за рулем проводят значительно больше времени, поскольку чаще отправляются в длительные поездки.
Так, например, в марте 2019 года в Ставропольском крае в результате лобового столкновения грузовика и минивэна погибли шесть человек. Еще пять были госпитализированы. Согласно одной из версий ГИБДД, авария произошла из-за того, что водитель грузового автомобиля уснул за рулем и выехал на встречную полосу движения.
Но есть и другие проблемы. В частности, чтобы автомобиль сохранял устойчивость, его вес не вредил дорожному покрытию, а груз не смещался в случае ДТП или экстренного торможения (это может привести к травмам у водителя или пассажиров), необходимо соблюдать правила размещения и крепежа грузов.
Большую часть таких требований содержит ГОСТ 26653-2015, однако соблюдать их водителей обязать нельзя — документ носит рекомендательный характер. Тем не менее, за падение неверно закрепленного или вовсе незакрепленного груза водителям может грозить вплоть до уголовной ответственности.
Не меньше вопросов вызывает ситуация, связанная с прохождением техосмотра. В последние годы громкие ДТП, виновниками которых становились транспортные средства, не прошедшие ТО, происходят регулярно.
Достаточно вспомнить трагедию, которая произошла в начале 2019 года в Калужской области — тогда на трассе перевернулся автобус, в аварии погибли трое взрослых и четверо детей. По документам транспортное средство находилось в исправном состоянии и якобы проходило техосмотр в конце 2018 года, но за тысячи километров от места эксплуатации — в Норильске. Это значит, что документ о прохождении ТО, вероятнее всего, был собственником просто куплен…
Как отмечают специалисты, снизить число аварий, виновниками которых становятся водители грузового транспорта, поможет только комплексное решение. Среди необходимых мер: ужесточение контроля за прохождением техосмотра и деятельностью всех участников рынка вне зависимости от их статуса (каждый из них должен понимать, что может понести серьезное наказание); повышение качества переподготовки водителей (за рулем грузового транспорта должны находиться исключительно профессионалы); обеспечение контроля за соблюдением режима труда и отдыха, чтобы не допускать переутомления водителей (в том числе с помощью тахографов).
Именно комплексный подход, уверены эксперты, позволит спасти жизни тысячам человек, которые ежегодно погибают на российских трассах.