ВТБ будущего: как меняются банковские услуги уже сегодня?

Старший вице-президент банка Руслан Еременко о достижениях и новых в сегменте среднего и малого бизнеса
Руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса - старший вице-президент ВТБ Руслан Еременко. Фото: Пресс-служба ВТБ на Дальнем Востоке

В начале сентября 2019 года во Владивостоке прошел Восточный экономический форум, на который приехали свыше восьми с половиной тысяч участников из 65 стран. Один из спикеров форума, руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса — старший вице-президент ВТБ Руслан Еременко, рассказал ИА AmurMedia о достижениях и новых проектах банка ВТБ в сегменте среднего и малого бизнеса.

— Руслан Юрьевич, что изменилось с прошлого форума? С какими результатами банк завершил первое полугодие 2019 года?

— Практически на всей территории Дальнего Востока, от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского, показатели работы подразделений банка в сегменте СМБ с начала этого года выросли, а по большинству — значительно.

В 2018 году мы реализовали ряд инициатив в работе со средним и малым предпринимательством. В частности, запустили новую модель продаж. Наши клиенты – это и начинающие предприниматели, и средний бизнес – с выручкой 10 млрд руб. Все клиенты требуют персонализации продуктов и сервисов, и на этом мы делаем особый акцент.

В результате комплексной работы по итогам первого полугодия 2019 года на Дальнем Востоке мы увеличили кредитный портфель в сегменте среднего и малого бизнеса на 15% — до 109 миллиардов рублей. Портфель привлеченных средств в сегменте СМБ с начала года вырос еще больше — на 24% — и составил почти 150 миллиардов рублей.

Это означает, что банк имеет сбалансированные финансовые показатели: кредитует бизнес на суммы, сравнимые с привлечением. Хочу отдельно выделить наш документарный портфель. Компетенции команды ВТБ в операциях с гарантиями и аккредитивами — одни из лучших на рынке. В первом полугодии документарный портфель среднего и малого бизнеса на Дальнем Востоке составил 20,8 миллиарда рублей, то есть вырос почти на 10%. Здесь мы также активно используем цифровые технологии. Каждая пятая таможенная гарантия выдается в электронной форме. Уделяем большое внимание и оптимизации выдачи экспресс-гарантий, в том числе для обеспечения участия малых и средних предприятий в государственных и муниципальных закупок.

ВТБ на Дальнем Востоке обслуживает более 29 тысяч клиентов, представляющих средний и малый бизнес. Мы расширяем линейку продуктов и сервисов, востребованных у этой категории клиентов, и активно развиваем новые направления взаимодействия в онлайн-каналах.

Подписание соглашения ВТБ с ООО "Новый дом"

Подписание соглашения ВТБ с ООО "Новый дом". Фото: Пресс-служба ВТБ на Дальнем Востоке

— Меняете ли продуктовый ряд для среднего и малого бизнеса?

— Мы внедрили обновленную линейку пакетных предложений, которая включает востребованные услуги по специальной цене с учетом отраслевой специфики бизнеса. Когда в банк приходит молодой предприниматель, ему поначалу сложно разобраться во всех нюансах взаимодействия с финансовой организацией. Потому удобнее получить все банковские услуги, как говорится, в "одной коробке": расчетное кассовое обслуживание, интернет-банк, документарный бизнес. Этот подход эффективен для организаций с любым штатом сотрудников, даже с одним человеком.

На сегодня у нас одна из основных стратегических целей — развитие массового сегмента. И мы успешно ее реализуем: у нас очень большой прирост по открытию расчетных счетов в этом году, это тождественно развитию нашей клиентской базы. Соответственно, отдавать в экономику мы можем тем больше, чем больше у нас клиентов.

— Какие еще задачи стоят перед банком в работе с МСБ?

— На данный момент еще одно направление работы ВТБ – развитие цифрового бизнеса. Мы стремимся перевести взаимодействие с малым и средним предпринимательством в диджитал каналы.

Уже сегодня многие услуги можно получить дистанционно. Успешно развивается B2B-платформа "ВТБ Бизнес-Коннект". Она позволяет российским предпринимателям реализовывать свою продукцию на крупнейших международных маркетплейсах (Amazon, Ebay, Alibaba, Aliexpress). Сейчас там представлены свыше 568 тысяч товаров от более чем 6000 компаний.

Мы планируем обслуживать предпринимателей комплексно, предоставляя полный пакет услуг. Это не только финансовые сервисы, но и юридические, консультационные, логистические и телекоммуникационные услуги.

Поэтому развитие диджитал коммуникаций и перевод, как минимум, 30% бизнеса в цифровой формат — наши ближайшие цели. При этом мы продолжаем уделять большое внимание развитию офлайн инфраструктуры. У ВТБ одна из самых широких сетей обслуживания клиентов в стране, и мы не собираемся от нее отказываться. Всегда будут клиенты, которые захотят решить вопросы в офисе при личном общении со специалистом, и мы не должны их лишать этой возможности.

Мы будем совершенствовать стандарты обслуживания в банковских отделениях, параллельно запуская пилоты цифровых проектов. Такая синергия позволит выйти на совершенно новый уровень клиентского сервиса.

Подписание соглашения ВТБ с Хабаровским краем

Подписание соглашения ВТБ с Хабаровским краем. Фото: Пресс-служба ВТБ на Дальнем Востоке

— Какие отрасли экономики в нашем федеральном округе банк наиболее активно поддерживает? Если говорить о малом и среднем бизнесе, то какая отрасль сейчас наиболее нуждается в кредитовании?

— Каждый регион имеет свою, ни на что не похожую специфику, отражающую особенности экономики и ресурсной базы, отличную от других субъектов РФ. Наша задача — гармонично поддерживать все отрасли экономики Дальнего Востока, но если посмотреть на общий срез клиентов, то у нас превалирует торговля. В структуре нашего портфеля кредитов предприятия торговли занимают около 30%. Чуть меньше у компаний, развивающих бизнес в сфере пищевой промышленности и АПК — 24%. В первую очередь, это рыбопромысловые компании, пищевая промышленность и переработка сырья. Компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых, составляют около 14% кредитного портфеля. Чуть меньше — строители (около 10%). Это направление, которое мы намерены развивать интенсивнее в связи с изменением Федерального закона №214. Также надо отметить, что активно развиваются компании, занятые в промышленном производстве, которые, как правило, представляют средний бизнес.

Структура кредитного портфеля ВТБ в сегменте МСБ отражает потребности клиентов и показывает, что банк работает с представителями всех отраслей региональной экономики. Я могу сказать, что банк гармонично и всесторонне развивается на Дальнем Востоке.

— Практически на всех площадках ВЭФ говорится о необходимости поддерживать малый и средний бизнес. Каково финансирование этого сегмента по программам господдержки на Дальнем Востоке?

— ВТБ работает по всем основным госпрограммам для малых и средних предприятий на территории РФ. Льготное кредитование со стороны государства – это большая помощь для развития бизнеса. Мы видим, что этот продукт востребован и имеет очень хорошие перспективы.

Кредитный портфель ВТБ по госпрограммам на Дальнем Востоке по итогам первого полугодия 2019 года вырос на 36%. Рост более интенсивный, чем у обычного кредитования, потому хочу подробнее остановиться на работе, которую мы проводим по развитию этих программ.

Совместно с Корпорацией МСП и с Минэкономразвития банк активно участвует в разработке новых и расширении действующих условий госпрограмм исходя из потребностей наших клиентов.

Мы стремимся, чтобы наши коллеги и партнеры имели больше возможностей для настройки продукта под свои потребности, например, могли изменить условия рефинансирования, сроки кредитования, выбора процентной ставки в зависимости от периода кредитования и прочее.

С начала года портфель ВТБ в регионе по программам Министерства экономического развития вырос почти в 2 раза и превысил 6,5 миллиардов рублей. Основная на сегодняшний день "Программа 1764" действует в период с 2019 по 2024 годы и предусматривает выдачу кредитов по ставке не более 8,5% годовых. Для ДФО в рамках этой программы действуют свои условия.

Резюмируя, хочу отметить, что госпрограммы являются одними из драйверов роста региональной экономики, и банк намерен расширять взаимодействие с клиентами в этом формате.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia