29 ноября в ЕАО: целебный источник в Венцелево, новые улицы в Биробиджане, помощь фронту
08:00
МТС открыла для жителей ЕАО тариф с безлимитным интернетом
18:04
"Селедка под шубой" будет просто нереальной, если сделаете эти 5 простых вещей
18:00
Нового и. о. зампреда правительства ЕАО представила коллегам врио губернатора Мария Костюк
17:05
Эти оттенки помогут создать уникальные образы зимой – будь в тренде
17:00
На всю ночь сегодня закроют старый мост в Биробиджане для его расчистки от снега
16:15
Что принесет новый 2025 год: Китайский гороскоп
16:00
Сквозь года: пять лет возрождения судомодельного спорта в Приморье
15:55
Открыли для движения пассажирских автобусов региональные дороги в ЕАО – но не все
15:20
Берем скалку, и комков как небывало: эта хитрость вернет прежний вид пуховику после стирки
15:00
Заявления на дрова и уголь от семей участников СВО начнут принимать со 2 декабря в ЕАО
14:35
Минфин поднял лимиты на ипотеку: как это скажется на жизни простых россиян в 2025 году
14:30
Yota выяснила, зумеры ЕАО мало интересуются шахматами
14:25
В Биробиджане продолжат приводить в порядок междворовые проезды
14:00
Самым дорогим новогодним салатом в 2024 году стал оливье 
13:30
Ветрено и холодно - о погоде в ЕАО на выходные дни
13:07

Владимир Джабаров: Президент и наш народ готовы отстаивать национальные интересы

Сенатор от Еврейской автономной области дал оценку предстоящим изменениям Конституции
6 февраля 2020, 17:35 Политика
Владимир Джабаров Архив
Владимир Джабаров
Фото: Архив

Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, пожалуй, можно назвать одним из главных политических событий едва начавшегося  2020 года. Страна сейчас пытается осмыслить суть грядущих изменений. Мнение на этот счет корр. ИА ЕАОМedia  решил узнать у представителя Еврейской автономной области  в  Совете Федерации, первого заместителя председателя Комитета СФ по международным делам Владимира Джабарова.

— Здравствуйте Владимир Михайлович! Предлагается установить приоритет Конституции РФ над международным правом на территории России. Что получит наше государство от принятия этой правки? Не вызовет ли ее введение осложнения в международных отношениях? 

—Нет, никаких осложнений не будет. Россия последовательно выполняла и будет выполнять свои международно-правовые обязательства. В поправках речь идет о толковании международных договоров.

Необходимость внесения данных поправок обусловлена тем, что в последние годы проявился кризис основных международных правозащитных институтов, оказавшихся неспособными объективно реагировать на нарушения прав человека. Правозащитная деятельность сильно политизирована.

Одной из негативных тенденций является фактический пересмотр межгосударственными органами положений международных договоров посредством их толкования. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда толкование международного договора вступает в противоречие с Конституцией.  Такая практика, в частности, имеет место в деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). 

Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на заключение международных договоров, которые противоречат её положениям. Обоснованным представляется осуществлять толкование международных договоров в том понимании, которое было на момент их подписания.

Деятельность ЕСПЧ по выявлению недостатков национального законодательства объективно необходима. Но при этом мы должны обеспечивать соблюдение Конституции. Подобная практика не является уникальной, аналогичный подход имеет место и в практике европейских государств. Например, ФРГ, Италии, Австрийской Республики, Великобритании.

Ряд поправок увеличивают вес Госсовета и обеих палат Парламента. На Ваш взгляд, чем обусловлены эти поправки? Как они могут повлиять на развитие и контроль политической ситуации в России в ближайшие годы?

— Прежде всего хочу заметить, что Основной Закон должен соответствовать новым реалиям. Современные вызовы также диктуют нам необходимость принятия своевременных мер по обеспечению стабильного развития нашего государства. Такие условия стали предпосылкой для необходимости укрепления гарантий суверенитета в Конституции Российской Федерации.

Существующая модель законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти определялась в Конституции в 1993 году в условиях жесточайшего политического кризиса. Поэтому обоснованно ставится вопрос о необходимости повышения подотчетности основных государственных институтов обществу, эффективности государственного управления, открытости и прозрачности при назначении на ключевые государственные должности, усиления парламентского контроля.

Существенные изменения произойдут в системе государственного управления после принятия поправок.

Поправки, касающиеся изменения порядка формирования высших органов государственной власти направлены на демократизацию власти,  усиление роли органа народного представительства – парламента. Так, в результате изменений значительно расширяются полномочия Государственной Думы и Совета Федерации. Данные органы будут в большей степени вовлечены в процесс формирования системы органов публичной власти.

Демократизация, которую несут собой поправки, выражается также и в том, что укрепляется социальный характер государства. На уровне Конституции закрепляются значимые социальные гарантии прав граждан на индексацию социальных выплат. 

Новый подход сделает работу правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчетной обществу. Особые изменения ожидаются в деятельности прокуратуры. Существующая на сегодняшний день практика, при которой Заксобрание субъекта Федерации согласовывает прокуроров субъектов РФ, к сожалению, иногда приводит к определенным, в том числе неформальным обязательствам перед местными властями, а значит и к рискам потерять объективность и беспристрастность.

Формат консультаций предполагает, что любой сенатор, в том числе от субъекта РФ, в котором будет работать прокурор, вправе обозначить актуальные вопросы и принимать участие в принятии решения по согласованию соответствующей кандидатуры. Независимость от региональных органов власти, во взаимодействии с которыми предстоит осуществлять полномочия прокурора, является предпосылкой для повышения объективности в принятии решений.

Усиление роли представительных органов власти должно повысить уровень ответственности каждого органа государственной власти, их подотчетность обществу. В настоящее время Рабочая группа по подготовке поправок к Конституции очень внимательно изучает вопрос о статусе и месте в системе управления Государственного совета. Здесь будут даны конкретные предложения по данному вопросу.

— Грядущий запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти, думаю, не только не вызывает вопросов, но и находит поддержку у россиян. На Ваш взгляд, станет ли он причиной, по которой в ближайшие месяцы может произойти ряд отставок высокопоставленных чиновников? 

— В отношении судей, сенаторов, депутатов, Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и иных руководителей федеральных органов исполнительной власти конституционно закрепляется норма о недопустимости наличия у них иностранного гражданства или иной возможности постоянно проживать на территории иностранного государства. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко полагает, что такие же требования должны предъявляться и к высокорангированным дипломатам. Скажите, разве не дико, когда Чрезвычайный и Полномочный посол России получает второе гражданство или вид на жительство в иностранном государстве? К сожалению, такие факты имели место в новейшей истории России.

Кстати, поправки, связанные с усилением норм о цензе оседлости для лиц, замещающих государственные должности, положительно воспринимаются обществом. Здесь часто возникает вопрос, предполагают ли новые требования  изменения по цензу оседлости для сенаторов? Согласно предлагаемым изменениям в Конституцию сенатором может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Данную норму отдельные СМИ интерпретируют как отказ от регионального ценза оседлости. Но это неверная интерпретация. Суть данных изменений заключается в закреплении требований, ограничивающих для названных лиц возможность постоянно проживать на территории иностранного государства. Требование для сенаторов о проживании на территории определенного субъекта Российской Федерации установлено Федеральным законом. Данное требование сохраняется, его не планируется исключать из закона. Но закон предполагает исключения для сенаторов из числа кадровых высокорангированных дипломатов (послов) и военных (генералов, адмиралов). И это понятно, за годы свой дипломатической или военной службы представители этой категории много лет работают за рубежом, служат в различных гарнизонах и регионах нашей страны. Именно для того, чтобы не ущемлять их права на избрание в Совет Федерации Законом предусмотрена норма, позволяющая преодолевать  ценз оседлости. Что касается второй части вопроса о том, много ли высокопоставленных чиновников, имеющих двойное гражданство или вид на жительство, уйдут в отставку, то думаю, что если такие факты будут выявлены, то эти чиновники должны сами подать в отставку. Это будет честнее.  

— Как Вы оцениваете  ужесточение  требований к кандидатам на пост Президента? Помогут ли они защитить страну от иностранного вмешательства в период выборов главы государства?  

— Безусловно, оцениваю положительно. Владимир Путин своим примером показал, что в должности Президента он отвечает самым строгим требованиям, которые сейчас будут закреплены в Конституции России к кандидатам на избрание на высшую должность в государстве. Что касается иностранного вмешательства, то оно было и наверняка будет всегда. Но Президент, и весь наш народ этого не боится и готов к отстаиванию наших национальных интересов.

— Владимир Михайлович, благодарю Вас за интересную беседу.

 

16795
11
32