Хочу всем сказать: "Спасибо". 9 Мая выйти на улицы родного города с портретами победителей в этом году не получится. Акция "Бессмертный полк" проходит в соцсетях. Жители Еврейской автономии публикуют на своих страницах портреты героев. Семье директора школы имени И.А. Пришкольника села Валдгейм Андрея Бялика война принесла много горя, страданий и множество просто немыслимых историй. Ими поделился он со своими подписчиками в инстаграм, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
"Я начинаю свой рассказ с Бориса Давыдовича Хохлова. Я никогда его не видел. Прадед Борис погиб чуть ли не в первом бою за 38 лет до моего рождения (как мне сейчас) в 28 лет.

Борис Давыдович Хохлов. Фото: Фото: из личного архива
Почему же первый бой случился лишь в 1943? Его не отпускали на фронт, хоть он и рвался. Ответственный работник и все такое. Но затем случился случай. Его обвинили в краже бочки меда и осудили. Не думаю, что он что-то мог взять. Через его руки проходило множество всего и тут — бочка меда... Чушь! Дед тут же написал заявление на фронт, так сказать с желанием искупить кровью. И ушел! И погиб где-то под Смоленском...
Отец четверых детей, а пятый родился уже когда на Бориса Хохлова пришла похоронка. Кстати, именно он — его пятый ребенок — Макс Хохлов, уже сам будучи полковником бронетанковых войск, нашел его могилу... Так мне рассказывали эту страницу нашей семьи. Спасибо тебе, дед!
Алексей Александрович Левшунов. В его истории можно зачастую вспоминать фразу: "Такова жизнь (се ля ви)". Мой прадед... А мы никогда не виделись. Хотя казалось бы, он умер, а я уже в школу почти пошел, но... Такова жизнь... Это один из немногих моих родных нееврейской национальности. По паспорту — русский, но в семье говорили, что его отец бежал из панской Бессарабии в Советскую Россию. И там пограничники русифицировали его молдаванскую фамилию — не то Ловшану, не то Левшану. Впрочем, это не более, чем семейная легенда.

Алексей Александрович Левшунов. Фото: Фото: из личного архива
Он в первые дни войны ушел в ополчение защищать родной Киев, оставив на попечение родных свою жену-еврейку и 3 малолетних детей. Ушел и пропал без вести. Как впоследствии оказалось — попал в плен. Такова жизнь... Прошел несколько фашистских концлагерей, а после освобождения в 1945 американцами попал до смерти Сталина и в систему советского ГУЛАГа. Там ему и сообщили родные, что вся его семья погибла.
Вернулся он в Киев уже с новой семьей и маленькими детьми. Такова жизнь... Но, вернувшись, узнал, что семья то жива и находится на Дальнем Востоке. Он хотел вернуться, но моя прабабка ему написала, что мол наши с тобой дети уже выросли и ты сейчас больше нужен своим маленьким в другой семье. Великая была женщина, но о ней позже.
Уверен, всю жизнь прадед прожил с тяжелым грузом в сердце, тем более, что мой дед, его сын, так отца и не простил. Такова жизнь... Но, несмотря ни на что! Спасибо тебе, прадед!
Калман Моисеевич Райзблат. Это мой единственный прадед, которого я видел, с которым общался. И ведь он мне не родной по крови то, но... Я его всегда любил и уважал!

Калман Моисеевич Райзблат. Фото: Фото: из личного архива
Он оказался на фронте в 1943 году в звании старшего сержанта, был командиром орудия. Освобождал Украину, воевал в Восточной Пруссии. И вот вблизи города Кенигсберг получил тяжелейшее ранение. Считали, что не жилец. Долго не протянет. Оказался в госпитале в Биробиджане. Не знаю, что уж там произошло, не мне судить уж точно, но жена от него отказалась и ушла. А вот моя прабабка с 5 малолетними детьми на руках, вдова фронтовика-штрафника его выходила, будучи санитаркой в госпитале. И как в современных сериалах стала его женой.
У их потом еще 2 сына родились. Он был, конечно, чумовой дед. Брат его в Америке, еще в революцию, кажется, эмигрировал, а он коммунист абсолютный, народный контроль возглавлял, в сельсовете работал и т.д. и т.п.
Я от него разное видел, воспитывал он конечно по-коммунистически, но одно я знаю точно, мы друг друга любили и уважали. И фотографию он мне эту подарил 2 сентября 1990 года, в День окончания Второй мировой войны. Так и написал на обороте. Спасибо тебе, дед!
Баба Фаня... Сколько может пережить человек на своем жизненном пути? И при этом до конца своих дней оставаться человеком? Это была великая женщина, чей жизненный путь отнюдь не был усеян розами... Она вышла замуж до войны за русского парня и к 1941 году у них было трое малолетних детей, старшему из которых, моему деду, исполнилось 5, а младшей, Саше, не было и года. Муж ушел в ополчение защищать Киев, а семью оставил на попечение родне.

Фаня Ефимовна Левшунова. Фото: Фото: из личного архива
Чего уж там случилось не знаю, но ей настоятельно посоветовали уходить. Они покидали уже захваченный город и благодаря этому спаслись. А вот отец бабы Фани и ее младшая сестра были расстреляны в Бабьем Яре.
Можно долго рассказывать об их пути от войны, о том, как, наконец, они оказались на Дальнем Востоке, но я не буду. Лишь один случай. Под Сталинградом у них выкрали из поезда младшую дочь. Местная, бездетная женщина... Потом была семейная легенда, что она родилась лишь в Сталинграде и бомба попала в детское отделение роддома и все погибли. С этой мыслью вся семья наша и жила. Жаль, но война внесла миллионы жизней, что поделаешь.
Уже умерла баба Фаня, умерли ее старшие дети и вдруг... Году в 2009, кажется, мы узнаем, что наших прабабушку и прадедушку ищут через передачу "Жди меня". Александра, младшая дочь, выжила, выросла, воспитала детей, внуков, нашла свою настоящую метрику о рождении и стала искать своих родных. Но, к сожалению, немного не дожила до встречи. Зато мы обрели новую родню в Волгоградской области, да и не только.
Баба Фаня была большого ума человек и активная общественница. Ты много сделала, прожила счастливую и достойную жизнь, правда с камнем на сердце. Но все разрешилось! Спасибо тебе, бабуля!

Зинаида Юдовна Райзблат. Фото: Фото: из личного архива
День Победы приближали, как могли... Кто-то с винтовкой в руках бил фашистов на поле боя, а кто-то ковал Победу в тылу. Бабу Зину любили все: дети, внуки, правнуки. А их было несметное количество. Я даже сам не знал, сколько нас по всему миру. Когда ее хоронили, мне казалось, что в Амурзете в те дни вдвое увеличилось количество жителей, а их тогда было не чета году нынешнему. У нее было 5 детей к годам военным, а после еще двое прибавилось. Она их всех подняла, на ноги поставила, знания и профессию помогла получить. Она всем помогала: и детям, и внукам. Без тебя бы нас всех не было! Спасибо тебе, бабуля!" — рассказал Андрей Бялик.