Почему люди выбирают заграницу? Аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру провел серию опросов о том, что мешает путешествовать по России, с каким негативным опытом столкнулись отдыхающие в прошлых поездках по стране и почему отменяли свои поездки и выбирали вместо них заграничные туры, сообщает ИА EAOMedia.
Для исследования были собраны: 4 фокус-группы по 8 участников (2 группы: те, кто путешествует и по России, и за рубеж в равной степени, 1 группа: те, кто предпочитает за рубеж, 1 группа: те, кто преимущественно путешествует по России), 8 экспертных интервью с представителями туристических агентств, организующих туры по России (как представителей масс-сектора, так и малого бизнеса).
По итогам получилось 10 причин-барьеров, которые отталкивают от путешествий по России:
1. Россия — это дорого. Первый фактор — цена. Приводится сравнение качества отдыха у нас и за рубежом. По большей части речь про "другой контент за те же деньги".
2. Скучно или слишком далеко. Как это ни странно, путешественники не знают, что интересного можно посмотреть в России. Многим кажется, что большинство городов похожи друг на друга и "интересного" там "на два часа программы", а за новыми впечатлениями нужно уже ехать в другой город. К "раскрученным" направлениям присматриваются чаще (например, Великий Устюг для поездки с детьми, Байкал, Казань и Санкт-Петербург — уже известные бренды). Но тот же досуг на Байкале считается почти недоступным. В целом опрошенные к действительно интересным путешествиям в России относят "экзотические" природные красоты, считают их априори недоступными. Нужны навыки самостоятельной организации поездки (что создаёт больший барьер входа, чем для загранпоездки). Опрошенные отмечают дорогие перелёты, отсутствие комфортных условий для проживания и передвижения непосредственно на месте.
3. Недостаток информации. Вне крупных городов отсутствуют какие-либо информационные центры для туристов (информация о том, что здесь можно посмотреть, готовые маршруты, карта основных достопримечательностей, скидки на проездные билеты, билеты в музей и др.), а также указатели на достопримечательности на улице.
4. Непрестижно. Те, кто хоть раз выбирался за рубеж, отмечают, что путешествовать по России не кажется престижным. Фотография в Инстаграме "смотрите, я в Иркутске" не вызывает того же ощущения статусности, что фотография из Греции. При этом фотографии для социальных сетей после путешествия за рубеж — один из весомых факторов выбора направления. Исключение составляют только необычные красоты природы, которые "не всем доступны": Алтай, Камчатка, Байкал и другие.
5. Непредсказуемо. В российском турсегменте с точки зрения опрошенных отсутствуют какие-либо общие стандарты сервиса — заранее не понять, что ожидать от 4 или 3 звёзд. Можно попасть в хорошие условия проживания там, где ты ни на что не рассчитывал, и на плохие — там, где ожидал встретить хорошие. Как только наступает туристический сезон, резко повышаются цены на билеты, проживание, питание, так как "всё равно к нам приедут". Людям не нравится ощущение, что их "обдирают, пока это возможно".
6. Российский сервис. Это уже практически устоявшееся выражение, включающее некомпетентность персонала гостиниц, нежелание вставать на сторону клиента, помогать в поиске решения проблем и так далее. Проблемы в путешествиях могут случаться и в России, и за рубежом (неожиданные отмены бронирования, не те условия бронирования и так далее). Но если за рубежом люди, работающие в сфере обслуживания, будут идти навстречу и искать выход из сложившейся ситуации, то в России есть ожидание, что никто не будет решать твои проблемы, компенсировать ущерб.
7. Безопасность. Есть регионы, куда опрошенным страшно ехать из-за сложившихся стереотипов о менталитете местного населения — прежде всего, это Северный Кавказ (в особенности Дагестан, Ингушетия, Чеченская республика). С другой стороны, нет страха "застрять" в регионе, всегда понятно, что с возвратом не будет сложностей.
8. Инфраструктура. Как правило, неразвиты местные маршруты, что склоняет путешественников либо к самостоятельной поездке на своём или арендованном автомобиле (что повышает барьер входа выше уровня иностранной поездки), либо же ведёт на пакетные туры, куда включены все передвижения по региону.
9. Климат. По большинству направлений отмечается достаточно короткое лето, "промозглое" межсезонье, когда не угадаешь с погодой. Гораздо привлекательнее поехать за границу, где тёплая погода гарантирована. Исключение — курорты на Чёрном море. Тем не менее, Чёрное море воспринимается как грязное, не привлекательное для купания, респонденты отмечают завышенные цены на жилье и питание в сезон, отсутствие удобной системы бронирования частных предложений жилья, большое количество людей в сезон.
10. Возможные виды отдыха в России и блокеры:
Экскурсионный отдых возможен в городах Золотого кольца, Казани, Санкт-Петербурге, Калининграде, в Республике Крым и так далее. Основной блокер — непрестижность, неинтересность предложения. Сам формат традиционных обзорных экскурсий кажется устаревшим, неинтересным. "Экскурсионные" города России воспринимаются похожими друг на друга, "посмотреть один раз", "монастыри и серость". "Непредсказуемое расписание" работы культурно-исторических объектов: могут быть закрыты без предварительного уведомления, расписание работы может не соответствовать заявленному на сайте, интересные для посещения объекты могут быть закрыты в субботу и воскресенье, когда как раз и совершаются основные поездки выходного дня. Плюс добавляется разочарование от плохого состояния и "не ухоженности" городов: "исторические объекты облагорожены, и тут же шаг вправо — и разруха.