Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 43 дня

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений
Фото: кафе "Бурекас"

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений

Владельцы закрытых кафе и ресторанов – о том, останутся ли они на плаву после вынужденного финансового голодания (ФОТО)

Непростые условия ведения бизнеса, не слишком щедрые клиенты, прочие трудности жизни... Эти традиционные недовольства биробиджанских владельцев заведений общественного питания сегодня даже им самим, пожалуй, кажутся цветочками. "Верните, как было!", — в один голос говорят рестораторы. Уже как четыре месяца изголодавшиеся клиенты не стучат ложками в столовых и кафе, опустели танцполы и не качают басы в ночных клубах, а рестораны и бары скучают по праздничным банкетам, сообщает ИА ЕАОMedia.

Из-за угрозы массового заражения коронавирусом заведения общепита в числе первых попали в список организаций, кому пришлось туго затянуть пояса — деятельность была приостановлена. Сказать, что после этого предпринимателей охватила масштабная паника — не сказать ничего. Многие сразу заговорили о повальном банкротстве.

Длительный простой не сулил ничего хорошего заведениям, которые кормятся, что называется, с колес. На что содержать сотрудников? С чего платить аренду, кредиты и коммуналку? Как быть с налоговой нагрузкой? Актуальных и очень болезненных вопросов звучало больше, чем ответов. При этом многие из них не нашли полноценного решения до сих пор. Горшочек не варит в полную силу и сейчас.

"Надеюсь, выкрутимся"

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений. Фото: кафе "Бурекас"

— До введения ограничений в ЕАО мы все видели, что в соседних регионах закрываются заведения общепита. Но все же до последнего надеялись, что нашу область это не коснется, — рассказывает владелец популярного у горожан кафе средиземноморской кухни "Бурекас" Дмитрий Слоним. — Тем не менее, поздно вечером в один из дней руководство Ассоциации рестораторов, отельеров и туроператоров области разослало нам сообщения, что работать мы больше не можем.

Индивидуальный предприниматель признается: поначалу испытали настоящий шок. И все же в первое время казалось, что все эта история с пандемией быстро закончится. Но когда президент страны объявил о продлении самоизоляции, шок оказался еще большим. Как и многим биробиджанским заведениям общепита, после закрытия "Бурекасу" пришлось экстренно перестраиваться и переходить на работу в формате доставки.

— Надо сказать, что именно у нас доставка была развита слабо. Ведь это не суши или пицца, и нашу еду покупать в формате доставки люди не привыкли. Да и я сам считал, что не стоит развивать это направление по той простой причине, что блюда у нас красивые, оформленные. А как их привезти? Однако мы понимали, что из-за "карантина" нужно перестраиваться, — говорит Дмитрий Слоним. — Люди стали высказывать свои пожелания — что бы они хотели видеть в меню. И нам пришлось добавить те блюда, которыми, как мы считали, никогда заниматься не будем (фастфуд, пицца). Кроме того, мы стали развивать кейтеринг — это организация выездных фуршетов, мероприятий.

Нововведения в работе, договоренность с арендодателем о снижении платы вдвое, финансовая поддержка от государства… Все это позволило кафе удержаться на плаву. Но сохранить выручку на докоронавирусном уровне в столь жестких условиях не удалось. Она, по словам предпринимателя, упала минимум на 50%. Разумеется, ударила пандемия и по сотрудникам.

— Во-первых, пока мы не работаем с официантами. Их сейчас нет вообще, поскольку, даже если мы принимаем заказы, это может сделать один человек — администратор. Кроме того, на 50% сократилось число поваров. Дело в том, что с начала "карантина" два человека испугались, сказали, что боятся заразиться, и уволились. Хотя я предлагал работать на доставке два через два. Конечно, когда будет уверенность, что вскоре мы вновь откроемся, нужно будет набирать новый персонал. И, естественно, с этим могут возникнуть сложности. Но мы работаем уже восемь лет. Надеюсь, выкрутимся и в этот раз, — не унывает предприниматель. — Как бы там ни было, деятельность мы не останавливаем. Приспособились к новым условия, соблюдаем все требования Роспотребнадзора, потому что штрафы огромные.  

Прорубили окно в пандемии

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений. Фото: ИА ЕАОMedia

В ресторане финского фастфуда Hesburger изначально тоже перешли на работу в формате доставки. Но уже вскоре здесь решили сделать ход конем и внедрили практику, давно и успешно обкатанную западными "воротилами фастфуда": открыли окно выдачи заказов. Как и предполагалось, особенно удобной новая услуга оказалась для тех, кто за рулем.

— Изначально было тяжело привыкнуть к новому режиму, но постепенно мы адаптировались. Сказать, что работать стало сложнее, нельзя, — делится старший менеджер Hesburger Кира Балахнина. — Команда у нас бодрая, позитивная. Коллектив удалось сохранить. Ребята знают, что мы никого не бросим, не выгоним — мы семья. Также удалось найти компромисс по арендной плате. Конечно, если бы мы работали в прежнем режиме, доход был бы больше. Тем не менее, духом мы не падаем, стараемся угодить каждому гостю. На самом деле, думали, что будет намного хуже. И хорошо, что эти опасения не оправдались.

Работа в минус, или Лучше бы законсервировались

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений

Общепит на сухом пайке: как выживают заведения Биробиджана в условиях корона-ограничений. Фото: ИА ЕАОMedia

Один из старейших ресторанов города — "Центральный", входящий в единый комплекс с одноименной гостиницей на местном Арбате, сегодня сосредоточился на обслуживании номеров постояльцев.

— Около месяца мы, скажем так, были в растерянности и не обслуживали даже постояльцев. Ресторан был полностью законсервирован. Когда стало понятно, что все это затягивается надолго, мы сделали расчеты и пришли к выводу, что работать на вынос и кормить постояльцев просто нецелесообразно, — признается врио исполнительного директора Юрий Пак.

Но волевое решение было принято, и работать начали, невзирая на маячащие убытки. Как минимум, не хотелось надолго теряться из виду и выпадать из "ресторанной обоймы". Главной же задачей было другое — не оставить персонал на улице и сохранить коллектив до окончания пандемии.

— Основной костяк мы стараемся удержать. Половина сотрудников, которым мы, к сожалению, не можем предоставить работу, пока сидят дома и получают минималку. Остальным сохранили зарплату. Но часть людей уже уволилась. МРОТа сегодня не достаточно, и они не могут сидеть и ждать, пока ситуация разрешится, — добавляет Юрий Пак.

Тем временем неблагоприятный прогноз по "Центральному" оправдался на 100%. Экономической выгоды такая деятельность ресторана совсем не приносит. "Работаем в минус", — сетует руководитель.

— Конечно, от государства есть меры поддержки, платят МРОТ. Но выплаты идут только два месяца, а мы работаем в таких условиях уже все четыре. И скажу честно — если бы ресторан полностью законсервировали, мы бы не пользовались водой, электричеством, кондиционерами и так далее. Естественно, коммунальные платежи были бы существенно меньше. Все мы, естественно, ждем, когда ситуация вернется в нормальное русло.

"Еще месяца два, и можно банкротиться"

Совсем не радужные перспективы рисует и биробиджанский предприниматель Антон Поляк. Ароматы яств и атмосфера безудержного веселья давно покинули его ресторан "Розмарин и Анис", а также находящийся в этом же здании ночной клуб. Оба заведения сегодня полностью закрыты. Как итог — стопроцентное падение доходов.

— Аренду мы пока не платим. Что касается коллектива, то он в режиме ожидания. Никто не увольняется, потому что для этого нужно куда-то устроиться работать, а с этим проблемы. Везде ситуация не очень хорошая. За апрель и май мы получили поддержку от государства на выплату минимальной зарплаты, и люди пока только на этом. За июнь пока ничего не было, и вроде как и не будет, — говорит Антон Поляк.

Единственное его заведение, которое возобновило работу полтора месяца назад, — это коктейль-бар. Впрочем, назвать это полноценной работой можно с большой натяжкой. Задача №1 — выжить любой ценой.

— Занимаемся доставкой пиццы, фастфуда — все это уже было у нас в меню. Оказываем также услуги кейтеринга. Работать начали лишь для того, чтобы выплачивать работникам зарплату, не более того. Доходы по коктейль-бару упали на 95%, — рассказывает предприниматель.

Тянуть коронавирусную лямку рестораторы вряд ли смогут и дальше, уверен Антон Поляк. Предпринимательский иммунитет вот-вот может дать слабину перед угрозой, поставившей на колени многие сферы по всему миру.

— Еще пару месяцев, и никто держаться не будет. Да и я не выдержу. В любом случае, есть обязательства и перед работниками, и коммуналка. Никто никакой отсрочки не дал, как мы должны были платить, так и платим, только уже из своего кармана. Если все это продолжится, можно смело закрывать бизнес и банкротить, — заключил Поляк.

Неаппетитные перспективы

Предприниматели не скрывают, что федеральные и региональные меры поддержки бизнеса не покрывают всех убытков на фоне рухнувшей выручки. Но власти пока неумолимы — преждевременное снятие ограничений может повлечь за собой новые вспышки коронавируса и привести к тяжелым последствиям.

На недавней встрече руководства области с членами правления Ассоциации рестораторов, отельеров и туроператоров отмечалось: правительство ЕАО готово поддерживать предпринимателей, но рисковать ради этого жизнью и здоровьем людей нельзя. Число заболевших COVID-19 в регионе пока растет. Всего за время пандемии зарегистрировано более 500 зараженных, восемь человек скончались.

За тем, как владельцы заведений общепита соблюдают санитарные правила, Роспотребнадзор ведет неусыпный контроль. Их игнорирование может повлечь штрафные санкции, вплоть до закрытия. И подобная практика уже фиксируется в соседних дальневосточных регионах.

Отряд не заметит потери бойца?

По информации областного правительства, на сегодняшний день в Биробиджане действует 109 заведений общепита. Официальной статистики — сколько из них уже убиты новыми экономическими реалиями — пока нет. Понять сейчас, кто из рестораторов не пережил четырехмесячные ковид-испытания, вряд ли позволит и визуальный осмотр заведений. Что творится за и так закрытыми дверьми, известно, пожалуй, лишь самим бизнесменам. Но с большой долей вероятности можно предположить, что без потерь среди местных "кормильцев" не обойдется.

— Такие данные подаются через налоговую службу. И хотя мы регулярно общаемся с этим ведомством, пока сигналов о том, что кто-то закрылся, не поступало. Скорее всего, статистика будет по итогам года, — сообщила начальник отдела развития предпринимательства и потребительского рынка управления экономики правительства ЕАО Елена Шендельман. — Сейчас предприниматели ждут, что им разрешат открыть хотя бы летние веранды. А вернуться к работе в обычном формате они смогут только на третьем этапе снятия ограничений по коронавирусу. До 3 августа мы находимся на втором этапе. Какое решение будет принято дальше, зависит от эпидситуации и рекомендаций Роспотребнадзора.

К слову, несладко придется и тем, кого все же не сломит вынужденное финансовое голодание. Как минимум, нужно будет заново формировать коллектив в тех кафе и ресторанах, где сохранить его не удалось. А в небольшом Биробиджане с квалифицированными кадрами, как известно, могут возникнуть проблемы. Непраздным кажется и другой вопрос: как быстро горожане, которых пандемия заставила экономить и отучила от "банкетного" времяпрепровождения, захотят к нему вернуться?