Нельзя судить о работе УК ЕАО только по количеству обращений граждан – Елена Попович

Начальник государственной жилищной инспекции ЕАО – о том, что изменилось в работе "управляек" после прохождения этапа лицензирования

22 мая 2015. Нельзя судить о работе управляющих компаний ЕАО только по количеству поступающих обращений граждан, считает  начальник государственной жилищной инспекции ЕАО Елена Попович. Должно учитываться много факторов, чтобы иметь достоверную картину качества работы управляющей компании. Управляющие компании недавно прошли этап лицензирования. Что изменилось? Об этом с начальником  государственной жилищной инспекции ЕАО Еленой Попович побеседовал корреспондент "Биробиджанской звезды" Николай Немаев, сообщает ИА ЕАОmedia. 

- Вообще, по-хорошему, анализировать ситуацию еще рано. Прошло всего три недели с того момента, когда начала действовать лицензия и приняты новые "правила игры". Хотя, в принципе, "правила игры" остались прежними. И жалобы, которые поступают от граждан, и те же проблемы, и поток обращений от жителей – все осталось. Лицензирование, наверное, больше повлияло на управляющие компании в том плане, что побуждает их задуматься о качестве рассмотрения обращений граждан. Но сами жители вряд ли будут задумываться над тем, есть ли у компании лицензия или нет. Если нарушаются их права и интересы, то граждане будут обращаться либо в управляющую компанию, либо в мэрию, либо в администрацию поселения или в жилищную инспекцию – так, как предусмотрено порядком.

Второй момент, почему о переменах в работе говорить рано. Государственный жилищный надзор, который мы раньше осуществляли по 94-му федеральному закону, был сравнительно проще. Мы проводили проверки без уведомления, без согласования с органами прокуратуры. Если к нам поступала жалоба, то мы сразу планировали себе дату ее проверки. Затем инспектор выезжал на место, вручал компании уведомление, копию приказа и проводил проверку. Сейчас процедура изменилась.

Вступил в силу закон, ограничивающий нас в свободе действий. Это тот самый 99-й федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний, который немного изменил и порядок проведения проверок. Все проверки жилищная инспекция сегодня должна проводить только после согласования с органами прокуратуры.

Поэтому все обращения, которые к нам поступили ранее, мы немножко придержали. Сейчас планируем проверки, первые приказы повезем в прокуратуру для согласования. Прокуратура решит -  законны ли такие проверки или нет. И либо даст нам согласие на проверку, либо откажет в ней. В случае отказа мы будем писать заявителю: извините, согласие прокуратуры мы не получили и проверку по вашему обращению провести не сможем. И такие случаи у нас когда-то были – до разъяснения судами, что жилищная инспекция работает в интересах прав потребителей. Тогда мы тоже брали разрешения на проверки в прокуратуре. Обычно граждане обращались с такими заявлениями, к примеру: "Живу в доме 20 лет, ничего не ремонтируют, ужас и безобразие, накажите управляющую компанию". По-хорошему, если действовать согласно закону, мы вообще не имеем права проводить там проверку. Почему? Потому что заявитель не указал, какое его право конкретно нарушено. Ну не делают ничего… А, может быть, и делают, но мы не знаем. Раньше мы на подобные жалобы реагировали: бегали, проверяли, начиная с подвала и заканчивая кровлей, пытаясь выяснить, чего ж там "не делают", искали "огрехи".

Когда мы начали работать совместно с прокуратурой области, то нам четко разъяснили законодательство: когда обращение гражданина или граждан не содержит признаков нарушения прав человека, мы не должны бежать сломя голову в управляющую компанию и начинать ее дергать непонятно по какой причине. И прокуратура в подобных случаях реально отказывала нам в проведении проверок, потому что нет для них законных оснований. В таких случаях мы раньше писали и сейчас пишем заявителю, что для проверки вашего обращения (мы его называем "мысли вслух") оснований нет, потому что нет указаний на нарушение ваших прав. Если вдруг в вашем доме имеются какие-то неполадки, то мы рекомендуем сначала обратиться в управляющую компанию. Порядок  должен быть единым для всех, и каждый должен заниматься своим делом. Органы контроля созданы не для того, чтобы разбирать подряд все обращения граждан. Если управляющая компания действительно нарушила какие-то права жильцов, не реагирует на их конкретные обращения, то в этом случае действуют органы контроля и принимают меры воздействия на такую компанию. Могут оштрафовать ее или применить другое наказание  и даже лишить лицензии.

Елена Попович говорит, что  с 2013 года поток обращений в инспекцию резко увеличился в связи с новшествами в жилищном законодательстве.

По ее словам, ранее инспекция получала в год максимум 300 обращений. Теперь картина иная: за прошлый год их было вдвое больше, причем реально рассмотренных. Хотя фактически их поступило в инспекцию более 800.

- Часть их была не совсем подведомственна органу государственного надзора. Но специалист, который  получает обращения, в любом случае должен их прочитать и разобраться, кто может вопрос разрешить: администрация поселения либо Роспотребнадзор, Ростехнадзор, пожарнадзор и так далее. Жители пишут о  разных проблемах, возникающих в их доме. То есть специалисту, повторяю, надо сесть за стол и разобраться, направить обращение в тот орган, который должен рассматривать данное письмо или заявление, и кроме того направить ответ заявителю. И это тоже работа, - сказала Елена Попович.

Она предоставила журналисту газеты статистические сведения о работе инспекции и ряда управляющих компаний за 2014 и первый квартал 2015 года. Из справок следует, что самое большое количество домов в области (280) обслуживает ООО УК "Рембытстройсервис".  В жилищную инспекцию  за 2014 год поступило 228 обращений, связанных с работой этой компании. В ходе рассмотрения обращений выявлено 122 нарушения, выдано такое же количество предписаний, составлено 27 протоколов, принято восемь решений о привлечении компании к ответственности в виде штрафа. Статистики говорят, что все познается в сравнении. Потому сравним цифры о количестве штрафов. Оказывается, самая крупная в области управляющая компания "Рембытстройсервис" отнюдь не лидер по количеству штрафов. "Первенство" держит МУП "Единый заказчик" муниципального образования "Облученский район" - 14 штрафов. Под его управлением 128 домов. По  другой организации  района - ООО "УК города Облучье" (обслуживает 197 домов) - решение о привлечении ее к ответственности в виде штрафа инспекция принимала шесть раз.  А такие организации, как  ООО "Бирград" (20 домов) и ОАО "Славянка" (28 домов), проработали 2014 год без штрафных санкций.

В числе основных нарушений жилищного законодательства управляющими компаниями на первом месте -  несвоевременный перерасчет за не полностью предоставленные коммунальные услуги.

Зафиксированы случаи перебоев в работе системы отопления, не всегда в квартиры подавали горячую воду. В ряде домов протекают кровли, неисправна запорная арматура общедомовых сетей. Подтопленные подвалы, неотремонтированные подъезды и фасады зданий, несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов  - эти и другие нарушения жилищного законодательства выявила инспекция в 2014 году.

- Мы всегда и всем говорим, что нельзя судить о работе управляющих компаний только по количеству поступающих обращений граждан, - считает Елена Попович. - Должно учитываться много факторов, чтобы иметь достоверную картину качества работы управляющей компании. Например, у нас есть управляющая компания  "Стандарт". Она обслуживает дома-новостройки. А есть компании  ("Рембытстройсервис", "Домстройсервис", "Новострой"), которые обслуживают и старые дома, даже деревянные. А эти наши общежития? В районах процент износа старых домов очень высокий. Оттуда всегда больше обращений.

И все же цифры говорят: в сфере ЖКХ есть перемены к лучшему. В области - 28 управляющих компаний. Сведения  по обращениям граждан в государственную жилищную инспекцию ЕАО в первом квартале 2015 года составлены  только по 15-ти компаниям. По остальным обращений за первый квартал не было. Конечно, рано делать выводы, но факты таковы, что штрафные санкции за этот период предъявлены только одной управляющей компании – МУП "Единый заказчик" МО "Облученский район". По той же УК "Рембытстройсервис", у которой по-прежнему в управлении 280 многоквартирных домов, за первый квартал в инспекции зарегистрировано только 39 обращений граждан, что намного меньше среднего квартального показателя за прошлый год. В ходе рассмотрения жалоб обоснованными признаны лишь восемь. И судя по тому факту, что штрафных санкций не последовало, можно предположить: нарушения устранены.

- В этом году много обращений по начислению платы за коммунальные услуги. И очень много – по начислению платы за отопление и горячую воду. Люди пишут – мы платили за отопление 3 тысячи рублей в месяц, сейчас платим семь. Откуда такие тарифы? Мы считаем, что нас обманывают - без прибора учета и с прибором учета. Кода мы проводим проверки, а нам приходится такие обращения проверять и пересчитывать плату, то видим, что никто никого не обманывает. И мы заявителю пишем, что все начисления сделаны без ошибок. Заявителю, может быть, и непонятно, откуда столь большие суммы к оплате за то же тепло и горячую воду. Пишут, что зарплату или пенсию получаю, мол, десять-одиннадцать тысяч, плачу за коммуналку – пять, а что мне остается на жизнь? Это жалобы из города, а в районах коммунальные услуги стоят дороже. Ну, мы, конечно, отвечаем заявителю, что сегодня предусмотрены субсидии и компенсации, но расчеты за коммунальные услуги, которые обозначены в квитанциях, верные и правильные.

Обращения в инспекцию по начислению платы за ЖКУ преобладают в общем потоке таковых. Раньше правильность начисления платы за коммунальные услуги толком никто не мог проверить, кроме прокуратуры.  Сейчас появились полномочия и у жилищной инспекции. В прошлом году в Биробиджане была ситуация, когда две компании повысили плату за содержание и ремонт многоквартирных домов без законных на то оснований, без решения собрания собственников жилья. Эту плату люди должны устанавливать сами. Компании, возможно, по заблуждению применили тариф мэрии города Биробиджана, а это незаконно. Мы выдали компаниям предписание, и они сделали гражданам перерасчет платы  (на общую сумму около 3 млн рублей) за содержание и ремонт жилья.  Действия инспекции поначалу были обжалованы. Однако суд  установил, что наши действия законны. И предписания были исполнены.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Результаты коммунального антирейтинга ИА ЕАОmedia подтвердились данными жилинспекции ЕАО

Лидерство коммунального антирейтинга ИА EAOmedia "завоевала" УК "Новострой" Биробиджана

Коммунальный антирейтинг доказывает свою эффективность – глава центра "ЖКХ Контроль" в ЕАО

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость