19 июня 2015. Оставивший свой пост начальника УМВД России по ЕАО генерал Василий Олейник планирует продолжить свою трудовую деятельность в области. При этом его не прельщает политическая сфера. Об этом он рассказал в интервью журналисту газеты "Ди Вох" Александру Драбкину, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на сайт еженедельника.
"Вряд ли у меня получилось бы сделать вид, что с бывшим начальником УМВД России по ЕАО Василием Ивановичем Олейником я познакомился в момент, когда пришел брать интервью по поводу его ухода на пенсию. По роду моей предыдущей службы – в прокуратуре – мы сталкивались не раз. Впервые я встретил его на месте происшествия и очень удивился, что новый начальник УВД с интересом наблюдает за работой следственно-оперативной группы, но не вмешивается. Тот, кто занимался расследованием убийств, знает, как это важно, когда в ответственный момент никто не стоит над душой. Прошло почти 10 лет, а я будто заново открыл человека.
– Василий Иванович, ваш уход с должности – это самостоятельное решение или оно было кем-то, мягко говоря, рекомендовано?
– В законе о полиции есть требование о том, что служба на территории одного региона должна проходить не менее пяти лет. Я прошел переаттестацию в 2010 году, до этого проходил ее в 2005 году. В этом году мне предложили в порядке ротации перейти на должность министра внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа. Я отказался, потому что должность абсолютно равнозначная. После мне предлагали рассмотреть возможность перевода в Карачево-Черкесию или Адыгею. Я понимал: если откажусь от этих должностей, должен буду подать рапорт об уходе по собственному желанию – и попросил возможность подумать. На следующий день, в 9.00 по московскому времени, я позвонил в службу кадров и сообщил о своем решении уволиться из органов внутренних дел. И еще я сообщил, что остаюсь в субъекте, где служил все эти годы.
– Если вернуться в 2005 год, перевод в нашу область из Хабаровска был повышением?
– Я был первым заместителем начальника управления по ДФО, это генерал-лейтенантская должность. Так что перевод сюда – не повышение, а рядовая ротация. Из двух предложенных мне вариантов – министром в Якутию или начальником УВД в ЕАО – я выбрал область, потому что сам хабаровчанин, область была мне близкой. Здесь меня не очень ждали. У предыдущего начальника УВД были непростые отношения с центром и министром. Когда я пришел сюда, вопросы служебно-оперативной деятельности были не на самом высоком уровне. Даже совсем наоборот. УВД по Еврейской автономной области было на 78 месте в Российской Федерации. Раскрываемость по зарегистрированным преступлениям имущественного характера была 27%, тяжких и особо тяжких – 42%. Этого недостаточно. Не только для сотрудников правоохранительных органов, но, в первую очередь, для пострадавших. Понятно, что любое убийство – это горе, а нам как-то нужно смотреть в глаза этим людям. Кому, как не вам, знать, что смотреть в глаза легче, когда преступление раскрыто.
Некомплект руководящего состава составлял 27%. Только в двух районных отделах милиции были начальники. Из семи заместителей начальника управления работали два, из них один был в отпуске, другой – в командировке. Заполнить кадровый пробел было невозможно: сюда никто не хотел ехать, потому что люди больше двадцати лет стояли в очереди на квартиру. И тогда я решил обратиться к Рашиду Гумаровичу Нургалиеву. Я доложил ему о сложившейся ситуации, которая стала мне понятна уже после двух месяцев работы. Министр меня поддержал, согласившись с тем, что для сотрудников милиции необходимо строить жилье. Уже в начале 2006 года нам было выделено 5 млн рублей на фундамент нового дома. Через несколько лет мы построили дом и смогли привлечь дополнительные силы из других регионов. Укомплектовавшись, мы значительно улучшили показатели работы. Например, в 2005 году удельный вес подростковой преступности составлял 17,4%, а в 2014 году – 5,4%. Разве это не победа?! По показателям служебно-оперативной деятельности мы теперь занимаем 29 место. А при изучении общественного мнения жители области дали нам высочайшую оценку: мы заняли восьмое место в России по доверию граждан к сотрудникам полиции. Это благодаря всем сотрудникам, которые вкалывают как ломовые лошади – с учетом нагрузки в условиях всевозможных сокращений штатов. Можете поверить на слово: за 10 лет я ни разу не был в отпуске.
– А чего вы все-таки не успели сделать?
– В связи с новыми сокращениями я не успел провести реорганизацию служб. Лучше меня здесь кадровую обстановку никто не знает. Но когда придет новый руководитель, я не постесняюсь прийти к нему и рассказать ситуацию в области. Приду, даже если он меня не пригласит – я не гордый. Выскажу ему свою позицию, а уже его дело, принимать ее или не принимать. Область наша небольшая, но очень специфическая. Здесь нужен особый подход – с учетом малочисленности, особой ментальности населения.
– Чем вы будете заниматься, когда снимете генеральские погоны, если это, конечно, не секрет?
– Сидеть без дела не буду – лежать на диване не умею. В большую политику лезть не хочу. Я пойду работать туда, где мне будет комфортно, где от дела своего я буду получать удовольствие. Пока я только вынашиваю планы, а дальше – как кривая вывезет.
– В мэры города не хотите?
– Нет. Однозначно нет. Мой довольно способный ученик – Андрей Пархоменко – был начальником горотдела, а потом ушел в эту государственную структуру. Он целиком и полностью отдавался работе, и это наверняка заметили люди. Пархоменко проводил очень конструктивную молодежную политику: много построено детских и спортивных площадок, введены премии для школьников за хорошую учебу, поддерживался КВН, спорт. К руководству городом должны прийти молодые, энергичные люди. Я люблю работать, делать добро... И очень не хочу стать мальчиком для битья.
– Есть в управлении люди, которых вам хотелось бы забрать с собой на новую работу?
– Таких людей очень много, но я не буду их называть. Потому что могу кого-то не упомянуть и тем самым обидеть. Во всех подразделениях есть очень грамотные и надежные ребята, с такими можно идти в разведку, защищать конституционный строй.
– О личном: вы решили остаться в нашем маленьком Биробиджане – что такого "специфичного" вы для себя здесь нашли?
– Может, для вас это будет ново, но моя мама – еврейка, Вайнер Евгения Моисеевна. Отец-украинец рано погиб, в 53 года. Так что мама девять лет жила со мною в Хабаровске, а когда ушла на пенсию, снова уехала на Украину, в город Хмельницкий. Сейчас я собираюсь забрать ее сюда. Я в область приехал, как к себе домой. Здесь мне нравится все: отношения с людьми, микроклимат... Моя душа к этому субъекту прикипела. Я здесь понимаю людей, мне близка их душевная доброта, теплота и искренность.
– Что может сказать жителям области не генерал-майор полиции, а пенсионер Олейник?
– Я скажу так: быть добру – везде и всегда! Я хочу, чтобы нашим сотрудникам каждый день хоть немножечко сопутствовала удача. А удача – это и состояние здоровья, и оперативный успех, понимание доброго отношения друг к другу.
Как люди, работавшие когда-то в одном направлении, мы с Василием Ивановичем не прощались. Мы сказали друг другу до свидания, потому что к общей нашей радости остаемся жить в городе, где у каждого свое, пусть немного новое дело и целая жизнь впереди", - пишет Александр Драбкин.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Начальник УМВД России по ЕАО Василий Олейник передал свой пост коллеге из Москвы
Глава управления МВД России по ЕАО Василий Олейник заявил о возможной смене места службы
Главный полицейский ЕАО: Мы обязаны работать еще эффективнее, чтобы не подвести население