17 июля 2015. Представители ведущих конфессий, осуществляющих свою деятельность на территории ЕАО, подготовят специальное соглашение, определяющее порядок и механизмы сотрудничества. Проект документа подготовят члены областного Межконфессионального совета. О первых шагах недавно созданной новой общественной организации в интервью ИА ЕАОMedia рассказал председатель Совета Павел Толстогузов.
Павел Толстогузов. Автор фото: Из архива ЕАОMedia
- Павел Николаевич, как родилась идея Межконфессионального совета ЕАО?
- Никто предварительно ничего не планировал. 9 июня по инициативе председателя Общественной палаты ЕАО Натальи Матиенко была проведена встреча представителей традиционных конфессий России в ЕАО. Во время встречи председатель общины "Фрейд" Рахмиль Ледер высказал предложение об образовании Межконфессионального совета (МКС ЕАО). Это предложение было поддержано всеми участниками встречи. Через несколько дней после встречи я обратился к председателю ОП ЕАО с письмом, в котором предложил внести в рабочую повестку заседаний Совета Общественной палаты вопрос об организации Межконфессионального совета ЕАО при ОП ЕАО. 19 июня на заседании Совета ОП ЕАО было принято решение об учреждении такого совета. 14 июля состоялось первое заседание МКС, о котором его участники отозвались как о полезном и продуктивном. На заседании был обсужден проект плана работы совета на 2015 год.
- Каковы цели Межконфессионального совета?
- Прежде всего, поддержание диалога между традиционными российскими религиями. Этот диалог является важной составляющей межнационального и межкультурного диалога. От характера этих диалогов во многом зависит гражданский мир в нашем многонациональном государстве. Конкретные механизмы взаимодействия могут быть различными - совместное обсуждение вопросов религиозного просвещения, участия в культурно-просветительских мероприятиях, противодействия религиозному экстремизму, различным формам этнокультурной изоляции и другое.
- Что совет запланировал сделать в 2015 году?
- Мы приняли решение разработать проект документа под рабочим названием "Межконфессиональное соглашение в ЕАО". По сути это будет устав нашего совета, рамочно определяющий его цели и задачи. Кроме того, достигнута договоренность о проведении членами совета (впрочем, при необходимости и другими представителями религиозных общин) регулярных публичных чтений, связанных с особенностями различных культурно-религиозных укладов. В состав совета введен представитель правительства области (Сергей Баланец), который будет осуществлять координацию работы совета с органами власти. Планируется ввести в состав совета молодежных активистов религиозных общин. Предложения, связанные с другими формами взаимодействия, я надеюсь, будут возникать во время наших будущих встреч.
- Скажите, а какие религии принято считать традиционными для России?
- Интересный вопрос. По логике вещей это религии всех тех народов, которые издавна населяют Россию и принимают активное и заметное участие в государственном строительстве, чьи культуры определяют своеобразие российской культуры в целом. Но с точки зрения существующей на сегодняшний день организационной практики (прежде всего это деятельность Межрелигиозного совета России, образованного в 1998 году по инициативе Русской православной церкви) традиционными религиями считаются православное христианство, ислам сунны, буддизм, иудаизм. В нашей области буддисты - граждане России - не замечены (во всяком случае, в обращающем на себя внимание количестве), поэтому межконфессиональная ситуация характеризуется присутствием трех традиционных религий: православия, иудаизма и ислама. Отсюда и состав совета, ядро которого образуют представители этих религий (епископ Ефрем, раввин Элиягу Рисс, имам-хатыб Саид Расулов).
- Может ли деятельность совета рассматриваться как пропаганда религиозных взглядов?
- Категорически нет, не может. Совет, как я уже говорил, это инструмент гражданского диалога, а не кафедра проповедника. Миссионерская деятельность в рамках совета исключена. Его деятельность принципиально ограничивается культурно-просветительскими вопросами и вопросами общественного согласия. К тому же в состав совета входят не только люди религии, но и неверующие.
- А можно ли полностью отделить миссионерскую деятельность от просветительской?
- Можно. Если у человека нет установки обратить кого-то в свою веру, то он и не будет этого делать. Мы же не дети и все прекрасно понимаем: кто пытается переформатировать чужое сознание, а кто рассказывает интересующимся о культурно-историческом содержании своей религиозной традиции. Вообще я бы определил задачу советов, подобных нашему, предельно просто: знать, чтобы не бояться.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Межконфессиональный совет при Общественной палате ЕАО возглавил Павел Толстогузов
Межконфессиональный совет могут создать в ЕАО
Уровень межнациональных и межконфессиональных отношений замерили в ЕАО
Опросы показывают стабильность межнациональных отношений в ЕАО