"Титульный" имидж ЕАО рискует превратиться в ностальгическое эхо – Павел Толстогузов

По мнению ученого и общественника, для качественного ребрендинга репутации региона требуется серьезная экономическая составляющая
Честно о кризисе

13 декабря 2015. Профессор Приамурского госуниверситета имени Шолом-Алейхема, член Общественной палаты ЕАО Павел Толстогузов в интервью ИА ЕАОMedia заявил, что необходимость ребрендинга региона назрела давно. Использование имиджевого ресурса еврейского колорита территории не дает желаемого эффекта, а для качественного репутационного продвижения требуется усиление экономической привлекательности региона.


Павел Толстогузов. Фото: ИА ЕАОMedia

— Павел Николаевич, о необходимости нового подхода к имиджу региона говорят давно, но подвижек не видно…

— 8 декабря состоялось совещание при губернаторе, где основным вопросом был вопрос имиджа территории. Причиной для созыва совещания стало обращение к губернатору активистов еврейских национально-культурных организаций и, возможно, данные недавних туристического и "алкогольного" рейтингов, чьи результаты вряд ли могут радовать жителей области. (Другое дело, что рейтинги в их российском исполнении, конечно, сами по себе довольно забавное занятие, имеющее косвенное отношение к своим подлинным задачам – ремарка П. Толстогузова).

Разговор на совещании вначале пошел именно о внешнем имидже ЕАО, который нуждается в качественном ребрендинге — такую линию определил сам губернатор. Однако затем совещание предсказуемо свелось к обсуждению мероприятий, которые могли бы обеспечить признаки национально-культурной автономии. И все. Это, разумеется, немало, и это очень важно, но существенно имидж это не поправит. Перед каждым юбилеем области или города случается такое административное освежение имиджа. Логика власти понятна: нужно, конечно, уважать усилия общественников, но вкладываться в их проекты имеет смысл только как в рекламно-отчетные акции.


Главные темы марки. Фото: Из открытых источников

— А есть с чем сравнить?

— Следует вспомнить, какой была прежняя, еще советская, репутация области. Это была территория развитого (по дальневосточным меркам) сельского хозяйства, территория рекреации (Кульдур), территория межэтнического согласия (с ироническими нюансами и без них). В стране знали о существовании "Дальсельмаша". Кроме того, Биробиджан рассматривался (прежде всего, хабаровчанами) как город-пригород со всеми плюсами, характерными для пригорода: компактность, озелененность, относительно неспешный ритм жизни, особая психология всеобщего знакомства и, худо-бедно, добрососедства.


Павел Толстогузов. Фото: ИА ЕАОMedia

В 1990-е и в 2000-е годы возникли контуры новых репутаций, которые, к сожалению, по большей части так и остались контурами. Это образ небольшой приграничной территории с перспективой эффективного управления (чему способствует сам масштаб территории) и хорошей логистики. Кроме того, в ЕАО обсуждали проекты производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, экологического туризма, новых геологических разработок и промышленных переработок, экскурсионного туризма (который эксплуатировал бы международный интерес к историко-политическому проекту ЕАО 1920—30-х годов.) и даже возможность создания местного плейстоценового парка. Нетрудно заметить, что некоторые из этих имиджей противопоказаны друг другу. Например, горнодобывающая промышленность и экология. Или экология и "китайское" землепользование.


На Приамурской торгово-промышленной ярмарке. Фото: www.eao.ru

— Есть сегодня ресурсы у ЕАО для "перезагрузки" имиджа территории?

— Аховая инфраструктура даже в условиях небольших расстояний ставит крест практически на любых более или менее серьезных начинаниях. Поправить дело с инфраструктурой без хорошей экономики нельзя. Так работает классический парадокс Дмитрия Писарева: мы бедны, потому что глупы, а глупы, потому что бедны. Но дело все же не только в этом.

Качественный имидж территории возможен там, где в создание этого имиджа вовлечены серьезные экономические интересы и где ожидается, что этот имидж привлечет внимание многих внешних игроков.


Презентация горно-металлургического кластера на II Российско-китайском ЭКСПО. Фото: www.eao.ru

Вот пример. В Амурской области собираются строить мостовой автомобильный переход "Благовещенск — Хэйхе". К строительству еще не приступили, но "продавать" новый имидж области уже начали. Соседи стали позиционировать себя как территорию ключевого континентального хаба "Россия — Китай". В ЕАО железнодорожный мост в Китай уже строится, но витрина этого события для внешних наблюдателей пока неочевидна. Пока раздаются лишь отголоски негромких скандалов, связанных со сроками строительства и с медлительностью российской стороны.

На фоне экономически сильного и активно продвигаемого территориального имиджа титульность области только выиграет и оправдает свое существование. А вот без него она останется ностальгическим эхом, которое рано или поздно затихнет навсегда.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Созданием нового имиджа ЕАО займется PR-специалист со стажем

ЭКСПО-2015 стало хорошей площадкой для продвижения имиджа ЕАО — Александр Левинталь

Молодежь ЕАО предложила руководителю области идеи по улучшению имиджа региона

Структура экс-губернатора Приморья займется продвижением имиджа ЕАО

Песни на идише почти исчезли из репертуара вокалистов ЕАО

Еврейской культуре в ЕАО требуется охранный статус – Павел Толстогузов

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость