Скандал с плагиатом: управление культуры ЕАО не знает, что такое профмузискусство

Дирижер-хоровик Александр Ярковой о том, что "сапожник должен шить сапоги, а политикой в сфере искусства обязаны заниматься профессионалы"
На концерте духовной хоровой музыки в Биробиджанском Благовещенском кафедральном соборе
Фото: Из личного архива Александра Яркового

2 февраля 2016. После того, как известный биробиджанский музыкант Александр Петрук уличил в плагиате чиновников от культуры в ЕАО и раскритиковал предложенную ими концепцию развития профессионального музыкального искусства, к дискуссии подключился и бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил "об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы", сообщает ИА EAOMedia.

Напомним, ранее пианист Александр Петрук жестко и аргументированно раскритиковал "Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года". Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является 90% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5-10% собственного "самодеятельного" творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры "подставило" своего непосредственного куратора – заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.

Информагентство EAOMedia направило "Концепцию развития профессионального музыкального искусства…." (есть в редакции) бывшему начальнику управления культуры Александру Ярковому и попросило профессионального дирижера-хоровика прокомментировать документ.

"Громкое заявление управления культуры правительства ЕАО – обратить внимание на профессиональное музыкальное искусство в области, в виде "Концепции развития профессионального искусства на территории ЕАО на период до 2025 года", не могло остаться незамеченным и я не могу не выразить своё к этому отношение.

Для начала следует разобраться в понятии – что такое концепция. Концепция (от лат. Conceptio – понимание, система) – система взглядов, определённый способ видения и как следствие, решения какого-либо важного вопроса.

Подобный документ уместен лишь в том случае, если есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Ознакомившись с содержанием вышеупомянутого послания, напрашивается вывод, к сожалению, об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы.


Биробиджанская филармония . Фото: Юрий Скачков

Правды ради, согласимся с тем, что главным и основным субъектом в реализации концепции обязана выступить областная филармония, подведомственное учреждение управления культуры. Поясним: филармония – государственная концертная организация, основной целью которой является пропаганда музыкального искусства. Для этой цели привлекаются высокопрофессиональные музыкальные исполнители.

Руководство филармонии (слева направо) Денис Шмыров и Ирина Хозяйская. Фото: Леонид Якимов

Информация о том, что "в своём составе областная филармония имеет базовый(?) ансамбль, численностью 8 человек и 5 вокалистов", мягко скажем, не выдерживает никакой критики. Тот лишь факт, что 5 человек без профессионального образования и без соответствующей квалификации являются штатными артистами-вокалистами, говорит сам за себя.

Необходимо честно признать — на сегодняшний день в городе и области профессионального исполнительства, как такового, просто нет, как нет его уже, как минимум, несколько лет. И здесь, как говорил известный классик: "Важно понять, как далеко зашла болезнь и поддаётся ли она лечению".

Поэтому тезисы в предлагаемой концепции о главных задачах(?), таких как: — "…формировании и развитии потребностей населения в области профессионального музыкального искусства…";

— "в деятельности филармонии серьезное место должно быть отведено проектам… форм открытых репетиций, лекций презентаций, клубов любителей музыки" и т. д. просто неуместны. Главная задача, считаю, заключается в том, чтобы профессионально, очень продуманно, реально определить – каких профессиональных исполнителей привлечь к работе, какие музыкальные коллективы необходимо и можно создать.

И второе – сегодня нужно говорить не о концепции на 10 лет (?!), а готовить ПРОГРАММУ "По приведению в соответствие областное государственное учреждение культуры – филармонию", сроком на 1, максимум 2 года, с конкретными предложениями и с полным финансово-экономическим обоснованием.

Удивляет и тот лейтмотив, "ключевая роль…", концепции в развитии академического музыкального искусства, роль которому отводится образовательным учреждениям – областному колледжу культуры и искусства и детским музыкальным школам (ДМШ).

Для справки: культпросветучилище (колледж) готовит руководителей самодеятельных коллективов для Домов (Дворцов) культуры, руководителей клубной работы с разной специализацией. Главная идея и задача – культурно-просветительная работа на селе и повышение самодеятельного творчества. Приставка "и искусства" к названию образовательного учреждения – это не что иное, как конвергенция, или, проще говоря, гибрид, ни к чему хорошему, в результате, не приводящему. К профессиональному музыкальному исполнительству это не имеет никакого отношения. Тоже можно сказать и о детских музыкальных школах.

В завершении, хотелось бы напомнить многим известные слова о том, что сапожник должен шить сапоги, а пекарь печь пироги, а уж тем более политикой в сфере культуры и искусства обязаны заниматься профессиональные люди.


Скандал с плагиатом: управление культуры ЕАО не знает, что такое профмузискусство . Фото: ИА EAOMedia

Удачно по этому поводу высказался известный советский актер Борис Андреев: "Посаженный на высокое для него дерево, он ещё может что-то сказать, а вот взлететь, увы, не может".

Хочется надеяться, что то небольшое количество профессиональных музыкантов, которые ещё остались в области и те, кто, возможно, пожелают приехать к нам, смогут надеяться на возможность своего профессионального исполнительского применения", — заключает Александр Ярковой.


На концерте духовной хоровой музыки в Биробиджанском Благовещенском кафедральном соборе. Фото: Из личного архива Александра Яркового

Для тех, кто сможет "осилить" многостраничный документ, а также сравнить и сверить текст с текстами Минкульта РФ и минкульта Хабаровского края (забив в поисковую строку Яндекса или Гугла любые 2-3 предложения), редакция публикует концепцию управления культуры правительства ЕАО без правок и исправлений. Прочитать эту концепцию можно ЗДЕСЬ

Напомним, что пианист Александр Петрук был одним из главных идейных вдохновителей проведенного в декабре 2015 года информагентством при поддержке областного Законодательного Собрания круглого стола "Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО", где выступил со своеобразным манифестом. Тогда он заявил, что

"что в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности".

Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.

Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что

"дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и "самодеятели".

Однако они ее все же принялись разрабатывать.

"В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой", — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: "В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства".

"Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО – непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, "галочки" и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие – отсутствие чёткого и ясного понимания, "как должно быть". Третье – вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации", — убеждена Марина Петрук.

От редакции также напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел в конце 2015 года) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная не востребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Скандал в культуре ЕАО — биробиджанский музыкант уличил в плагиате чиновников от культуры

В филармонии ЕАО нет представления о функциях концертного зала — профессиональный музыкант Елена Болтыбаева

Дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО — пианистка

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость