19 мая 2022. Перенестись в старый Биробиджан и увидеть главные архитектурные объекты, утратившие свой первоначальный облик, предлагает читателям ИА ЕАОMedia. Краткий обзор охватывает несколько зданий и комплекс сооружений, которые были и остаются визитной карточкой столицы ЕАО.
Железнодорожный вокзал в Биробиджане, 1940-е гг. и современность. Фото: ИА EAOmedia
Первое вокзальное здание на станции Тихонькой было построено в 1912 году. Это был деревянный домик — тесный, неудобный, да и особо не пользовавшийся популярностью.
Первое вокзальное здание на станции Тихонькой, построенное в 1912 году. Фото: из архива редакции газеты "Биробиджанер Штерн"
Постепенно необходимость нового вокзала стала очевидной. К тому же деревянное здание не соответствовало нормам пожарной безопасности. И в 1933 году было принято решение о сооружении каменного вокзала. В 1934 году в Биробиджане появился кирпичный завод, первые кирпичи которого и пошли на его строительство.
В мае 1935 года 13-е отделение Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря (БАМЛАГа) приступило к строительству вокзала силами заключенных. Началась разбивка площадки на месте, рекомендованном в градостроительном проекте швейцарского архитектора Ханнеса Майера.
Закончилось строительство здания вокзала, двух путей и посадочных платформ 29 декабря 1935 года. Можно сказать, что первое каменное здание на станции Биробиджан было возведено в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. Кстати, за ударную работу многие заключенные получили премии и льготы, а некоторые — досрочное освобождение.
В новом здании появились огромный вестибюль, зал ожидания, ресторан, справочное бюро, комната матери и ребенка, парикмахерская, газетный киоск, гостиница из шести комнат, а в вестибюль выходило окно почты-телеграфа. Однако уже через несколько лет в связи с техническими просчетами произошел обвал деревянных конструкций, а пожар уничтожил лепные украшения на потолке, которые не подлежали восстановлению. Строителям вновь пришлось реконструировать здание, и по ночам сотрудники станции выкладывали по полу и вестибюлю мраморную плитку — обрабатывалась она вручную.
Здание Биробиджанского железнодорожного вокзала, 1940-е гг.. Фото: Госархив ЕАО
В мае 1941 года была заасфальтирована и озеленена привокзальная площадь. После войны на площади у вокзала был построен фонтан. А в начале этого века провели реконструкцию вокзала — к основному зданию добавились боковые пристройки.
В очередной раз в обновленном виде вокзал и привокзальная площадь предстали в 2003 году. Тогда на площади установили восьмиметровую менору, появился новый фонтан, а потом площадь украсила скульптурная композиция, посвященная евреям-переселенцам.