28 декабря 2016. Каково это, быть первопроходцем в том или ином бизнесе, отлично знает биробиджанский предприниматель, член ОПЭР ЕАО и депутат гордумы Дмитрий Коновалов. 20 лет назад он открыл в областном центре первый в своем роде современный фотосалон. Узнаваемое крыльцо, не менее узнаваемая вывеска. В небольшом городе сегодня, пожалуй, сложно отыскать тех, кто никогда не пользовался услугами "Фотомира" на местном Арбате. Как проходило становление фотосалона? Изменилось ли отношение людей к живым снимкам? Как и почему трансформировался перечень услуг? Из-за чего спрос на печать фото обвалился в разы и какие "сюрпризы" преподнес экономический кризис? Об этом и многом другом Дмитрий Коновалов рассказал в рубрике ИА ЕАОMedia "Секреты бизнеса".
Предприниматель Дмитрий Коновалов. Фото: из личного архива Дмитрия Коновалова
— Дмитрий Юрьевич, почему в далеком 96-ом, открывая бизнес, Вы посмотрели именно сторону фотоиндустрии, находившейся в зачаточном состоянии? Почему не поддались возможному соблазну открыть, скажем, магазин одежды или продуктов? Наверняка, хлопот было бы меньше…
— Я много путешествовал и видел, что эта услуга востребована в других странах. В России, в том числе в Биробиджане, тогда тоже стали входить в обиход пленочные фотоаппараты и возникла потребность в предложении такой услуги. В 1996 году в городе действовала лишь одна фотолаборатория, но она не удовлетворяла всем требованиям потребителей к этой продукции. Поэтому я поставил перед собой цель — более полно удовлетворить спрос населения в области фотографии. На тот момент этот бизнес только начинал свое развитие в нашей стране. Для реализации идеи требовались знания в области фотоиндустрии – не хватало специалистов по проявке и печати фотографий, продавцов по продаже фототоваров.
— Наверняка, становиться в какой-то мере первопроходцем было непросто…
— Становление было трудным, но, приложив максимум усилий, изыскав средства, 21 ноября 1996 года мы открыли первый специализированный магазин по продаже фототоваров. Кстати, к началу 1997 года в Биробиджане уже работало 4 фотолаборатории. И это существенным образом отразилось на дальнейшем развитии фотобизнеса в городе — зародилась здоровая конкуренция.
Что касается нас, то на рынок мы вышли под торговой маркой "Kodak продукция", так как были уверены, что эта фирма — настоящий лидер в области фотоиндустрии. К 2002 году мы были приняты в программу "Система контроля качества Kodak-Express", которая подразумевает осуществление комплексной программы Kodak по поддержанию высоких стандартов качества в обработке фотоматериалов и изготовлении фотографий.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Примерно в это же время все наши продавцы прошли полный курс семинара "Продавец розничных торговых предприятий по продаже продукции Kodak". Оператор нашей фотолаборатории прошел обучение в Москве. Кроме того, все сотрудники прошли корпоративное обучение по теме "Конфликтные ситуации, выход из них", для проведения которого был приглашен профессиональный психолог из Хабаровска.
— На сегодняшний день статус KodakExpress сохраняется?
— К сожалению, нет. Kodak свои позиции сдал. Рынок цифровых технологий вытеснил такую услугу, как печать. Показательный пример: на сегодняшний день мы уже даже не торгуем пленкой.
— По сути, вместе с эрой цифровизации в Биробиджане пришел "Фотомир"?
— Да. После Kodak Express появился "Фотомир". Произошло это примерно спустя шесть лет от момента нашего открытия.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Любая компания – это, прежде всего, люди. Кто сегодня трудится в "Фотомире"?
— Коллектив у нас прекрасный, грамотный и исключительно женский. В штате пять девочек, и большинство трудится со мной уже более пяти лет. Надо отметить, что от нас люди вообще просто так не уходят. Для этого нужны очень веские причины. Например, один сотрудник решил полностью поменять стезю и пошел служить по контракту.
— Дмитрий Юрьевич, как с годами эволюционировало печатное оборудование в вашей фотолаборатории?
— Улучшая качество обслуживания, мы не забывали о техническом прогрессе. Ежегодно меняя парк фотолабораторий, мы тем самым на должном уровне удерживали качество фотографий. Первоначально мы установили французское оборудование. Оно проработало у нас не так много, где-то с полгода, и мы поняли, что всем требованиям оно не отвечает. В результате мы приобрели профессионально оборудование Fuji, а затем перешли на фирму Noritsu — это лидер мировой индустрии по выпуску оборудования для проявки и печати фотографий. С 2003 года мы используем только Noritsu. Благодаря этому мы смогли печатать фотографии форматом 30х45.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Отмечу, что в 2001 году мы первые в Дальневосточном регионе установили оборудование по работе с цифровой фотографией. Это позволило нам существенно расширить ассортимент предлагаемых услуг – изготовление школьных виньеток, поздравительных открыток, рекламных буклетов, календарей и тем самым стать лидером в области цифровой фотографии.
Когда я покупал это дорогостоящее оборудование в Москве на выставке, все удивлялись, зачем оно такому маленькому городу как Биробиджан.
— Тем не менее, востребованность была…
— Несомненно! Причем, среди наших клиентов былине только биробиджанцы. К нам приезжали из Хабаровска, присылали заказы на печать с цифровых носителей из Владивостока.
— Многие предприниматели, чтобы развернуться, зачастую привлекают кредитные средства. Займы нередко используются и в процессе расширения бизнеса. Вам тоже не удалось избежать этой участи?
— Первое, французское оборудование, было куплено за собственные средства. А вот следующее – уже взято в кредит. Но погашен он был очень быстро, так как услуга фотопечати оказалась на тот момент очень востребованной.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Понятно, что сегодня фотографий печатается меньше. У людей вошло в привычку не печатать, а хранить снимки в компьютере, смартфоне, на других гаджетах. Но, все же, как в цифровом выражении выглядит это "падение"?
— Раньше мы печатали очень много фотографий. Бывало, что даже за день не успевали выработать все заказы. Например, после Нового года мы печатали по 10-12 тысяч фото в день. А лаборатория могла 7-8 тысяч. Нередко работали сверхурочно. Мне, конечно, очень повезло с людьми, которые со мной работали. Это Александр Музыченко, все его прекрасно знают и помнят как профессионала фотографий. Это Лена Карасько, которая до сих пор работает — уже 20 лет она рядом со мной.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
Если вернуться к объемам печати, то сократились они примерно раз в семь. Мы всячески стараемся убедить людей в том, что живая фотография гораздо лучше, эстетичней воспринимается. Компьютер не передает то визуальное ощущение, какое передает альбом, когда его листаешь. Однако цифровые технологии сегодня, естественно, берут верх. Хотя, надо сказать, есть еще много людей, которые предпочитают хранить снимки в фотоальбомах.
— Конкуренции не боитесь?
— Конкуренция, бесспорно, существует. Но наибольшую проблему для фотобизнеса создали не конкуренты, а, повторюсь, цифровые технологии.
20-летие отметил салон "Фотомир" в Биробиджане. Фото: ИА ЕАОMedia
— Если объемы печати так упали, за счет чего же тогда удается держаться "на плаву"?
— Мы стали перестраиваться и искать другие ниши. Если раньше, помимо печати, мы продавали только альбомы, фоторамки, батарейки и пленку, то сейчас ассортимент расширился на порядок. Добавилась подарочная, сувенирная продукция, востребованы стали компьютерный дизайн, реставрация фото. У нас появилась багетная мастерская, где мы принимаем заказы на изготовление рам.